В 80-е годы мировое танкостроение предвкушало настоящую революцию. Казалось, новое поколение машин не только улучшит броню, получит пушку и движок помощнее, но и в корне изменит сам образ танка. Лидировали в этом две сверхдержавы — США и СССР, однако и Европа не отставала. Как же выглядели европейские проекты супертанков?
Всё самое новое
Для начала стоит кратко описать общие тенденции в мировом танкостроении того периода. Во-первых, переход на более крупнокалиберные орудия. Для перспективных ОБТ пушек калибром 120-125 мм уже не хватало. Всем было ясно, что нужны или радикальные решения (вроде ракетных бустеров для снарядов, пушек на более мощном взрывчатом веществе, а то и вообще рейлганов) — или переход на калибр в 140/145/152 миллиметра. Выбор чаще всего делали в пользу второго, более простого решения. Выстрел подкалиберного снаряда с ракетным ускорителем. Иллюстрация к американскому проекту X-Rod Второй важный момент — весовой тупик. Новые ОБТ надо было оснастить более толстой бронёй и поставить пушку помощнее, которая, конечно, и весила побольше. А ещё предыдущее поколение танков стало слишком тяжёлым. Уходить в вес 70+ тонн не хотелось никому, это слишком сильно повредило бы тактической и стратегической мобильности. А значит, надо было найти необычное решение — способ поставить все нужные новинки и при это не выйти хотя бы за 60 тонн. Отсюда и растут ноги необитаемых башен, безбашенных танков и других необычных решений.
Возвращение гения
Западная Германия, к 80-м полностью восстановившаяся после Второй мировой, оспаривала у США почётное звание лучшей танкостроительной державы «свободного мира». И Leopard 1, и Leopard 2 оказались исключительно успешными, хорошо сделанными танками. Но уже в 70-х годах начал просыпаться позабытый и давно оставшийся в прошлом вкус к странному. В самом начале причины были самые банальные — Leopard 2 имел потенциал для модернизации: можно было и усилить броню, и поставить пушку помощнее, и даже заменить заряжающего автоматом. Но всё это не давало радикального выигрыша, а хотелось именно его.
И вот, сперва в паре с британцами, а потом и самостоятельно немцы начали проектировать всё более и более монструозные ОБТ. Там были и безбашенные танки, и двухпушечные машины; исследовались самые необычные компоновки с самым удивительным размещением систем заряжания. И с каждым годом проекты становились всё экзотичнее и экзотичнее.
К концу 80-х, обобщив опыт всего десятилетия, немцы в итоге сформировали требования к перспективному ОБТ.
Главной идеей проекта NGP (Neue Gepanzerte Plattform — «Новая бронированная платформа») стала вечно популярная у военных унификация. На едином шасси должно было появиться целое семейство совсем разных машин: от ОБТ и БМП до инженерных танков, ЗСУ, командно-штабных машин и САУ. Танк, на первый взгляд, выглядел весьма «обыденно» для того времени. Необитаемая башня с орудием нового поколения (предположительно 140-мм), экипаж из двух человек в капсуле… По-настоящему необычное начиналось при рассмотрении брони. Предполагалось, что NGP обеспечит полную защиту во лбу от любых перспективных средств поражения до 2010 года, а бортовая броня должна была спасать от всех существовавших на 1990 год противотанковых угроз.
Реконструкция основана на решениях ходового макета EGS Да-да, в борту у NGP брони должно было быть не меньше, чем во лбу у некоторых ОБТ конца 80-х. Объясняли это численным перевесом советских танков, заявляя, что ОБТ должен успешно сражаться даже в частичном окружении. Все эти «хотелки» дополнялись продвинутым КАЗ, возможностью установки внешней ДЗ и — в перспективе — даже электромагнитной бронёй. Всё этом магическим образом должно было уместиться в 60 тоннах веса. Кроме того, подобный уровень защиты предусматривался для всех машин на базе NGP — так что обладать супербронёй должна была даже зенитка.
Старт работ планировали на 1992 год, но слишком много денег ушло на интеграцию Восточной Германии. В итоге работы начали лишь в 1996-м. Был даже построен макет для отработки компоновки, но вскоре стало ясно, что проект чрезмерно сложный и дорогой, а самое главное — не очень нужный в новых мировых условиях. В 2001 году все работы по NGP прекратили.
Обратный прогресс
Французы выделяются среди остальных европейцев тем, что они, по сути, единственные, кто свой «супертанк» всё же пустили в серию. Правда не совсем таким, как мечталось. Работы над будущим Leclerc начались ещё в 1977 году. Пойдя против моды того периода, французы сделали бо́льшую ставку на компактность и мобильность, а не на ужасающих размеров орудие и непробиваемую броню.
Серьёзную ставку в проектах делали на необитаемую башню с различными вариантами автомата заряжания — считалось, что за счёт этого можно повысить живучесть танка. Достаточно скрыть корпус машины за складками местности, а поразить «торчащую» башню минимальных размеров будет не так-то просто. Но даже если врагу повезёт, никто из экипажа танка после попадания не пострадает. Кроме того, исследовали вопрос использования орудия с жидкими метательными веществами. Считалось, что так можно достигнуть могущества 140-мм орудия на старом калибре 120‑мм.
Но уже к середине 80-х проект будущего Leclerc стал куда проще — и совсем не революционным. Причина была простой: в отличии от всех других стран, у Франции тогда не имелось своего современного ОБТ. Дальше модернизировать АМХ-30 оказалось невозможно. И если всем остальным можно было неспешно заниматься «прожектёрством», потихоньку модернизируя парк существующих танков, то Франции следовало что-то делать уже сейчас. В итоге Leclerc, вполне тянувший на следующе поколение ОБТ, получился машиной продвинутой — но совсем не революционной.
В 90-е годы французы задумались о дальнейшей модернизации Leclerc, благо наработки имелись. Вместе с обычными проектами усиления брони, установки дополнительной ДЗ и другими незначительными апгрейдами была создана и новая низкопрофильная башня под 140-мм пушку. Её даже испытали на реальной машине — правда, с использованием доработанной старой башни. Но это были уже совсем другие времена, и до серии такая идея не добралась.
Тайны королевы
О британских проектах известно, наверное, меньше всего. Причин этому несколько. Это и общая нелюбовь британцев к раскрытию архивов, и тот факт, что британские танки не очень интересны и самим британцам. Тем не менее, о них тоже можно поговорить. После неудачи с проектом МВТ-80 и принятия на вооружение танка FV4030/4 Challenger, созданного изначально для экспорта в Иран, английские инженеры пошли по двум дорогам. Одна из них предполагала неспешною модернизацию FV4030/4. Итогом этого пути стал Challenger 2.
Параллельно с этим шли работы над куда более прорывными проектами. Англичане для будущего ОБТ начали разработку новой 140-мм пушки. Удивительно, что она по-прежнему была нарезной: британцы до последнего были верны своим причудам.
Под новое орудие исследовали и самые разные варианты компоновки. Были и безбашенные танки, и наоборот, проекты размещения экипажа из двух человек полностью в башне. Но денег, чтобы зайти дальше простого испытания орудия, у островитян так и не нашлось. В итоге предпочтение было отдано медленному развитию и Challenger 2, а также работам над перспективной лёгкой и средней бронетехникой (БМП и разведывательные машины).
Причин, почему европейцы так и не осилили «супертанк», много. Окончание холодной войны, экономические проблемы, невозможность на имевшемся уровне технологий решить некоторые технические вопросы… Но время идёт — и новое поколение ОБТ всё ближе и ближе. Остаётся только гадать, какие черты проектов 80-х годов всё же реализуются, а какие так и останутся в пыльных архивах.
Еще наши публикации:
Как заводили танки зимой?
Зачем танки поднимают ствол пушки после выстрела?
Почему артиллерия это БОГ войны?