Найти тему
11 ЭКЮ

Средневековые детишки. Девчонки и брачные планы.

Наш собеседник - Зои Лионидас, историк, лингвист и переводчик. В прошлый раз мы решили поговорить о детях средневековых. Начали с мальчиков (ссылочку дадим внизу). Сегодня продолжаем беседу.

- Чего-то мы про девочек еще даже ничего не сказали. Нужно срочно это исправлять.

- Их судьба была также предопределена с рождения. В противовес расхожей мифологии, дочерей любили и баловали, другое дело, что они с рождения рассматривались как возможность породниться с тем или иным влиятельным родом. В погоне за подобными возможностями иногда перегибали палку: для аристократических родов были привычны браки 8-10 летних детей, причем после помолвки девочка отправлялась на воспитание в семью будущего супруга, и когда наконец обоим исполнялось 12-14 лет (это опять же зависело от обычаев той или иной местности), праздновалась свадьба. Впрочем, наряду с подобными, довольно заурядными случаями, бывали и «свадьбы» трехлетних малышей, что шокировало даже современников, и почиталось прямым нарушением церковных законов. Так уже неоднократно упомянутая королева Изабелла выдала подобным образом «замуж» свою вторую дочь – Жанну, т.к. для удержания своей ускользающей власти ей требовалась помощь могущественного бретонского дома.

-2

- Как же можно в таком раннем возрасте?

- Но всех переплюнул герцог Людовик Орлеанский, желая во что бы то ни стало породниться с французским монархом, он подписал брачный договор за свою дочь... которой еще предстояло родиться! Строго говоря, герцогиня Валентина была уже на сносях, и следуя букве договора, если бы на свет появилась девочка, ей предстояло бы стать супругой наследника престола. Надо сказать, что новорожденная «невеста» - Мария Орлеанская, не прожила и трех месяцев, и посему ее ушлый отец поспешил заключить новый договор, в соответствии с которым дофину следовало жениться на его дочери, которой еще не существовало даже в материнском чреве. Но подобное, конечно же, оставалось редкостью даже для тех времен.

- Нет, ну это маргинальные какие-то события, а в классике, когда начинали строить брачные планы детишек?

- Обыкновенно мысли о женитьбе или замужестве детей начинали появляться ко времени их десятилетия. Подбирались «подходящие» будущие сваты, после чего обе семьи, основательно поторговавшись, сходились в размерах приданого и «вдовьей доли», которая должна была выделяться из имущества будущего супруга на случай, если он уйдет раньше жены, и ударяли по рукам. Впрочем, не всегда и не везде отпрысков ставили перед фактом.

-3

- Как же возможно было избежать этого?

- Карл VI Валуа впервые в Европе завел правило требовать себе портреты будущих невест и придирчиво выбирать из них самую приглянувшуюся. Впрочем, что касается этого монарха, одним портретом он не удовлетворился, и приказал доставить ему самое принцессу на своего рода «смотрины» (официально – на поклонение святыням, в Амьен), где уже окончательно утвердил свой выбор. Бывало и наоборот, своенравные девицы отказывались принять выбор родителей, и их приходилось уламывать с переменным успехом.

Так Иоланду Арагонскую пришлось уговаривать ни много ни мало восемь лет, пока она, наконец, не согласилась дать свое согласие на брак с титулярным королем Сицилии. Не нужно думать, что подобная сила характера была прерогативой принцесс – всем известная Жанна также отвергла жениха, которого попытался навязать ей отец, и свое право сумела отстоять перед епископом. Насильственный брак церковными законами был запрещен под угрозой лишения сана.

Часть 1. Средневековые детишки. Мальчики.

Продолжение следует.