Культурные события и явления, к которым имел отношение Виктор Цой буквально притягивали пассионарную энергетику и сильных людей, которые творили настоящее искусство.
Пример 1: в 1980 году Виктор Цой собирает первый состав музыкальной группы. Туда вошли сам Цой (в представлении не нуждается), Алексей Рыбин – ныне радиоведущий, кинорежиссер, писатель, музыкант, Олег Валинский – вице-президент РДЖ. Знал Виктор Робертович, что для нормального старта нужны личности с большим потенциалом.
Пример 2: втянувшись в кинотусовку, Цой попал в фильм «Игла», где его главным соперником стал Артур в исполнении Петра Мамонова. И Цой и Мамонов – рок-музыканты, но не актеры. Тем не менее, Виктор Робертович был признан актером года в 1989 году, а Петр Мамонов – одним из лучших актеров в 2006 году за фильм «Остров».
Так сформировался «Код Цоя» - вариант бритвы Окама – достижение цели при минимальных затратах за счет таланта исполнителей правильно сформулированных задач.
«Игла» началась, по большому счету, за четыре года до выхода фильма на экраны. Режиссер Сергей Соловьев, преподававший до последнего времени во ВГИКе, в 1984 году набрал курс студентов из Казахстана. Особых талантов среди слушателей курса не наблюдалось, но был один толковый парень – Рашид Нугманов, которого уже тогда Соловьев отметил.
А Нугманов, набравшись теории, отправился на практику в Алма-Ату на «Казахфильм». Здесь в стадии заморозки находился фильм «Игла», который доверили снимать местному режиссеру, но, как говорится, «звезда не покатила».
Тогда новый режиссер поставил условие: ему дают определенную свободу творческих действий. На студии понимали, что раз деньги в проект уже вложены, то его нужно завершать. И отдали фильм Нугманову.
Что сделал Нугманов перед съемками фильма «Игла»?
1. Полностью сменил актерский состав.
2. Переписал часть сценария.
3. Сориентировал часть саундтрека под исполнителя главной роли – лидера группы «Кино».
Режиссер использовал довольно необычные принципы, приступив к съемкам. Он подал историю так, чтобы ее можно было по-разному истолковать за счет техник «открытого кино» и «пустого действия».
Один из секретов такого подхода было отсутствие точности в мотивации поступков главных героев. Общее терялось на фоне частностей, но к финалу фильма проступала его глобальная задумка, которая могла трактоваться по-разному.
Также в западных фильмах Рашид Нугманов почерпнул подход, когда до конца непонятно – в каком пространстве происходит действие фильма – во сне или наяву. К примеру, нет однозначного ответа по поводу части фильма «Игла», касающегося поездки на море.
Та же история с финалом фильма – непонятно – остается в живых Моро или же погибает. В 2010 году Нугманов перемонтировал и доснял фильм, но интереса у зрителя он не вызвал, потому что были убраны все неоднозначности. Режиссер приземлил фильм, лишив его возвышенности.
ТРИ ГЛАВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ УСПЕХА ФИЛЬМА
1. ВИКТОР ЦОЙ
Если бы главную роль сыграл не Виктор Цой, то фильм смотрелся бы совсем по-другому. Цой же идеально подошел на роль Моро. Это ключевая составляющая успеха «Иглы».
2. ЛОКАЦИИ ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЙ
Москва, Алма-Ата и Аральское море – локации были подобраны так, будто действие происходит в трех измерениях. В каждому из них подобрано отдельное музыкальное сопровождение.
3. ЗВУК
Собственно саундтрек к фильму, в основу которого положена авторская музыка Виктора Цоя (в 2002 году эти композиции вышли на пластинке «Кино» в кино»), а также варианты песен группы «Кино». Так, к примеру, песня «Звезда по имени Солнце» была написана прямо на съемочной площадке и стала одной из главных тем фильма.
В итоге фильм «Игла» стал одним из самых ярких культурных событий эпохи Перестройки.
Подписаться на канал «КиноНытик»