Найти тему
КИНО для УМНЫХ

Джокер (2019)

Joker

Комик Артур Флек живет в городе Готем. У него больная мать, а своего отца он не знает. С детства его приучали "ходить с улыбкой". Он все время пытается нести в мир радость и смех, даже выбрал в качестве профессии - роль клоуна. Но вокруг его встречает лишь жестокость. От соседей, от коллег, от начальника, от государства, от системы в целом. Ложь внутри собственной семьи. Артур теряет опору и в какой-то момент находится та самая последняя капля, которая клоунскую улыбку превращает в злобный оскал.

-2

Если вы уже смотрели этот фильм и он вам понравился, то дальше не читайте. Этот отзыв будет жестоким и отнюдь не положительным.

Начнем с того, что классический Джокер - это антагонист Бетмана. Он не единственный, но, пожалуй, самый непредсказуемый и самый кровавый из всех "отрицательных" персонажей комиксов. Для меня лучшей его кино экранизацией был Джокер Хита Леджера. Вот это как раз и был харизматичный, жестокий, расчетливый лидер. Человек, способный просчитать и реализовать любые схемы - от ограбления банка до разрушения всей правовой системы города Готем. Вся это бесчеловечность прекрасно сочетается с изящными манерами и огромной харизмой. Why so serious?

-3

Не скажу, что от Хоакина Феникса и я ожидала нечто подобное. Все таки было заявлено, что фильм будет о ранних годах преступника, о его становлении как криминального лидера города. Но настолько ИНОГО персонажа я увидеть не ожидала. Т.е. это история совсем не вяжется с тем антигероем, который поставил Готем на колени и втоптал в грязь самого Брюса Уейна.

Я не буду здесь разбирать различные тайные смыслы, привязывать методичку Шарпа, делать ссылки на тайный заговор тайного правительства. Поговорим лишь только о фильме как таковом и о впечатлениях от него как от произведения искусства.

-4

Пиар компания по фильму началась задолго до его выхода на экраны. То тут, то там шептали, что нас ждет депрессивная, мрачная, крайне реалистичная картина, показывающая как современное общество, переполненное ложью, лицемерием, равнодушием, грязью, поощряющее беспринципную конкуренцию, для которой все средства хороши, делает из обычного среднестатистического человека кровавое чудовище. Конечно, многие (и я в том числе) предвкушали эдакую драму на злободневные темы, циничную картину о безумии современного социума.

-5

Облом! Все это смазано, размыто, проходит каким-то фоном на уровне диалогов статистов на заднем плане. Где этот хаос, где эта безысходность, которые могут разрушить человеческое естество. Ну попинали Артура пару раз на улице, ну сидит он с детства на таблетках. Ах, да, еще мамочка его обманула. Трудное детство. Клише и штампы, которыми прикрыта безграмотная попытка показать душевный слом. Просто безумец перестал пить таблетки, вышел на улицу и начал пальбу. Обычный фрик, каких в любом городе можно спокойно найти пару штук.

-6

Попытка показать несправедливость социальной системы, отсутствие равных прав, социальное расслоение, граничащее с нацизмом ограничилось лишь парой фоновых невнятных диалогов и коротким эпизодом у ворот особняка Уэйна. Шикарная тема, которая порой весьма актуальна и в нынешней жизни была слита. Просто банально слита. Будто сами создатели вдруг испугались той социальности, что стала вылезать на первый план. Ее тут же решили замять.

-7

Тема с воображаемым другом/девушкой (отсылка к "Бойцовскому клубу"?) оказалась сведена к банальному сексуальному желанию взрослого одинокого мужика, всю жизнь прожившего в мамой.

Что еще здесь есть из той самой обещанной драмы? Что же такое эдакое могло сделать из человека страшного и ужасного хладнокровного монстра? Ничего. Совсем ничего. Мы видим неудачника, без цели, без силы воли, без какого-либо реального устремления сделать жизнь лучше. Все что он делает - это ноет и жалуется на судьбу и ждет каких-то подачек. От начальника, что тот даст ему работу, которую Артур тут же проваливает. То от социальных служб, где он тупо протирает штаны по расписанию и клянчит очередные рецепты на лекарства. То от вдруг неожиданно нашедшегося отца (который и не отец ему вовсе), который вдруг ни с того ни с сего должен признать внебрачного отпрыска и осыпать его деньгами и обеспечить счастье.

Ой, у Артура же есть мечта - стать комиком! Ну да, ну да. Сколько шуток он написал? Ни одной. Даже тут он лишь ворует чужие шутки и копирует чужие позы. Все на что он способен ради своей мечты - это потренироваться, как красиво разместить задницу на диване.

-8

Т.е. в каждом кадре отчетливо посылается месседж - ничего не делай, страдай, страдай сильнее, даже если для страданий нет поводов, потом сходи с ума, перестреляй пару случайных людей и ты станешь знаменит и толпа тебя полюбит.

Сама картина - копипаст идей с других фильмов. И я сейчас не только про "Бойцовский клуб". Многие критики замечают сходство с "Таксистом", "V — значит Вендетта", "Время". Но копирование оказалось бездарным. Нет общей канвы, у героев нет никакой мотивации, никакого развития. Даже у Артура. Вроде как он основной персонаж - но каким он был в начале - таким и остался в конце. Жалким, закомплексованным, бесцельным. Ну разве что ему дали в руки пистолет.

Его мать - картонная, девушка - фоновая кукла, комик Мюрей Франклин - цветная картинка, Уэйн старший - какой-то левый мужик, толкающий какие-то речи на заднем фоне. будущий Бетмен - странный бессловесный мальчик, позволяющий чужому дяде лезть к себе пальцами в рот, полицейские, расследующие убийства - вообще случайные персонажи, зашедшие с соседнего павильона. Вообще все какое-то картонное, нелепое и несвязанное.

-9

Что нам показали по факту. Что на самом деле стоило показать. Историю безымянного сумасшедшего с кучей психических расстройств, сидящего на таблетках, перебивающегося случайными заработками и обитающего на самом социальном дне среднестатистического города N, фантазирующего о том, что он великий и ужасный маньяк и придумывающего события, которых на самом деле нет. Драма отдельно взятой человеческой души, одинокой, переломанной, измученной, прячущейся от реального мира в грезах. Если бы Тодд Филлипс снял именно в таком ключе фильм - это был бы хороший добротный средняк, возможно даже шедевр.

Но желание хайпануть и срубить денег на известной по всему миру киновселенной Бетмена и Ко превратило хорошую идею во второсортное унылое говно. Отсылка на комикс (и соответственно ориентация на более молодую аудиторию) не позволила фильму раскрыться как драма, как шизофренический бред несчастного больного человека. Неправильно выбранный жанр потребовал акцентов именно на шоу-составляющей, а не на психологической завязке.

Да, за счет хайпа и рекламы фильм окупился, превысив затраты в несколько раз. Но останется ли он в истории? Будут ли о нем вспоминать спустя пару лет, как до сих пор вспоминают "Темного рыцаря"? Вот сомневаюсь.

Хотя какой глубины сюжета можно ожидать от автора пошлых комедий уровня "Дорожного приключения" и "Мальчишника в Вегасе"...

-10

Ложка меда в бочке дегтя. Игра Хоакина Феникса хороша. Не сказать что шедевр. В его персонаже так и не произошло того самого душевного слома, срыва, перевоплощения. Тут скорее акцент всей игры был сделан на жестах, пластике, неконтролируемом смехе и внешней достоверности показанного психически неуравновешенного Артура Флека. Такому персонажу не хочется сопереживать, в его мотивах не хочется разбираться (банально потому что мотивов нет). За его поступками с какого-то момента уже неинтересно следить - они предсказуемы. Этого было бы достаточно для какого-нибудь второстепенного статиста в проходном сериале, но для раскрытия характера антигероя уровня Джокера этого катастрофически мало.

Ну разве смог бы Хоакин показать тот фокус с исчезающим карандашом, что показал Леджер...

Мельчает кино... мельчает....

-11