"Да ведь раз на раз не приходится. Поди угадай наперед. Другой вон, бывает, вроде бы и ничего парень, а как прижмешь его, надавишь посильнее, он -- как дырявая шина: воздух вышел, она и сплющилась. А на круг, считая все отходы -- травмы, болезни, да еще тех, у кого черепушка не выдерживает, всяких там психов и придурков -- как раз десять процентов и выходит. Это уж точно. Проверено"
"Черви"
Если в статье про книгу «Кирза» Вадима Чекунова я коснулся такой темы, как армейская дедовщина и муштра, то для полноты картины стоит обратиться к книге Флэнагана «Черви». Многие почему-то полагают, что дедовщина имела место только в казармах СССР и новой России. По этой теме у нас есть отличный североамериканский роман «Черви», посвященный уставным и неуставным отношениям между рядовыми и сержантами в элитных частях армии США – Морской пехоте.
Стоит заметить, что англоязычное название романа "Maggot", что означает больше "Личинка" или даже "Опарыш". Я встречал ряд статей о том, что матерый и жесткий сержант Магвайр изображен Кубриком в «Цельнометаллической оболочке». Кто-то из авторов указывал, что первая часть фильма про учебку – это и есть экранизация самого романа. Но я с этими мнениями не согласен. Если у сержанта учебки морской пехоты, описанной в «Червях» совпадают методики работы и даже словарный запас с киношным сержантом, изображенным в «Цельнометаллической оболочке», это лишь говорит о том, насколько армейские типажи одинаковы. Ведь я при просмотре «Цельнометаллической оболочки» сразу же вспоминал своего командира роты, который любил обращаться к нам, используя всего два наименования: «обезьяны» и «говноеды». Я уверен на 100%, что «Цельнометаллическую оболочку» он не смотрел и тем более книгу Флэнагана не читал. Но человек, который поставлен на определенную должность, с выполнением определенных функций и задач – приобретает психологизм, соответствующий его положению. Где этот человек живет, на каком языке говорит, носителем какой культуры является – уже не важно.
"Запомните хорошенько. У нас здесь нет ни ниггеров, ни косоглазых, ни гансов или там всяких полячишек. Никого. Есть только одни желторотые сопляки, цыплячье дерьмо, паршивые червяки. Только они, и никого больше. Вся ваша банда, все вы вместе взятые не стоите ни дерьма. Цена вам грош, да и то в базарный день. Так что в этом вы все равны. И будете такими до тех пор, пока мы -- сержанты-инструкторы -- не сделаем из вас что-нибудь порядочное. Ясненько?
-- Так точно, сэр!"
Главное же отличие «Цельнометаллической оболочки» в том, что учебка морской пехоты показанная здесь, хоть и полный ад, но главный герой проходит ее. А сам сержант Хартман хоть и жестокий, но все-таки вызывает иногда симпатию в духе «строгий, но справедливый». В романе же «Черви» показано противостояние между новобранцем и сержантом морской пехоты. Здесь нет может быть никаких симпатий: сержант Магвайр зверь, отморозок и ублюдок.
Вновь просматриваются извечные темы: человек и власть, человек и Система. Противоборства и противоречия. Роман выписан с удивительным психологизмом и знанием человеческого нутра. Как затравленно живут в казарме американские пацаны, многие из которых клюнули на лживые призывы и листовки о доблестной и благородной службе в Морской пехоте.
"...Затем вытащил из шкафа коричневую инструкторскую шляпу с широкими полями -- "плюшевого мишку", как ее называют в учебных центрах морской пехоты, -- и надел ее, надвинув слегка на глаза. Так, как принято у сержантов-инструкторов, -- поля должны наполовину закрывать лицо, чтобы солдаты не видели выражения глаз начальника"
Я думаю, эту книгу прочитал не один советский замполит, который потом проводил лекцию на тему: «Неуставные отношения в армии США». Только не учитывали они главного: в армии США солдат муштровали сержанты-инструкторы – опытные взрослые мужики, получавшие за это хороший оклад. Многие из них прошли через войны, как сержант Магвайр. В армии СССР рядовых дрючили сержанты-срочники старого призыва и сверхсрочники. Как-никак, а разница все-таки ощутимая. Не смотря на все зверства сержанта Магвайра , не смотря на его отмороженные методики работы и «выбывание» наиболее неподготовленных и слабых солдат в госпиталь, сержант свои задачи выполняет. Он подготавливает настоящих убийц. Как мудро замечает он молодому и доброму сержанту-напарнику, когда делает подсчет "выбывших" из взвода новобранцев: 7 из 70. Ровно те самые 10%. Ну а главному герою рядовому Уэйту, который решил вступиться за всех униженных, искалеченных и оскорбленных молодых бойцов, еще предстоит расквасить себе нос при столкновении с пуленепробиваемой стеной. Он хочет свалить озверелого сержанта-садиста, но не понимает того, что сержант-инструктор нужен самой системе, хоть она и закрывает глаза на его зверские методики работы. Ведь в итоге армия США получает отборных бойцов-отморозков, которых можно отправить воевать во Вьетнам, Корею или Ирак. Прежде всего нужно сломать и переделать их психику. А "физуха" -- дело последнее.