Анна Гаан (основатель комьюнити-бюро Compot):
Начнем работать все вместе, ведь так и работают сообщества.
Давайте попытаемся понять основные проблемы онлайн-курсов? Это:
- Низкая доходимость курсов до конца
- Обесценивание обучения
- Низкая вовлеченнность
- Пониженная мотивация, сбит фокус внимания
- Высокие издержки (особенно если людей на курсе много)
- Разнородность запросов в группе
- Сложность формулирования запросов к обучению
- Непонимание организатором курса истинных потребностей учеников.
Важно отметить, что группа в социальных сетях или чатик не являются сообществом априори. Если просто создать чат - люди не станут сообществом. Для этого им необходимо, в первую очередь, перезнакомиться и узнать друг о друге хотя бы что-то.
Чтобы объединиться, людям нужно иметь нечто общее (пространство, опыт обучения, интересы, взгляды и так далее). В первую очередь, необходимо выяснить, что общего может быть у людей на курсе. Необязательно это что-то сложное - можно найти легкую, простую вещь, и она тоже отлично объединит людей.
Что может объединить людей в рамках обучающих курсов?
- Страх ("мы не пройдем обучение до конца и нас уволят с работы, потому что сертификация; мы вынуждены быть внутри комьюнити, чтоб преуспеть")
- Мечта ("хочу получить новую работу, повышение, более интересный проект")
- Пространство (само по себе уже объединяет)
- Приключения (выполняя разные задания, вы приближаетесь к общему сокровищу).
Еще важно, чтобы чатик для обучения в группе не превращался в информационный мессенджер только с графиками и объявлениями. Тогда это будет не сообществом, а информационным каналом. Людей надо вдохновлять, стимулировать общение и общаться самим, знакомить и знакомиться. Иначе сообщество не сложится.
Циклы жизни сообщества:
- Зарождение (формирование ядра, привычки общаться, КМ приглашает лично, мотивирует, много общения в личке). Привычку общаться надо создавать.
- Становление (2-3 месяца. Люди будут задавать вопросы, делиться мнениями, спрашивать советы). КМ только постит регулярный контент и координирует людей, помогает им найти друг друга. Задача далее - создать сообщество выпускников, основанное на привычке общаться.
Задачи КМа:
- Создает связи
- Знакомит членов комьюнити друг с другом, помогает нетворкингу
- Задает атмосферу
- Вовлекает
- Активирует членов, если они вдруг перестали быть активными.
Конкретные действия:
- Создать чатик или закрытую группу в соцсетях
- Написать информацию, разместить приглашения.
- Продумать контент, ивенты.
- Определиться с правилами, познакомить с ними участников (можно даже в личке)
- Запустить нетворкинг на этом этапе, понять ожидания людей от обучения (устроить обмен мнениями)
- Делить всех на мини-группы для выполнения ДЗ каждую неделю
- Регулярно общаться (создавать привычку)
- Добавить в чат не только студентов, но еще учителей
- Можно распределить роли, кто за что ответственен
- Удерживать внимание в чате
- Создавать разную активность в сообществе. Делать голосования, опросы, коллективную генерацию идей
- Уделять внимание каждому в личных сообщениях
- Давать подарки за активность - люди любят играть и выигрывать призы
- Без здорового юмора - никуда
- Проводить прямые эфиры
- Собирать вопросы и отвечать на них - так люди лучше вовлекаются.
Олег Панин
Геймификация для развития сообществ
Существует 3 уровня создания сообщества:
1 уровень - организация.
2 уровень - механика (ивенты, акции, геймификация)
3 уровень - самое главное. Это идея. Если она есть, то иногда организация даже не требуется. Пример - TED. Зачастую люди, которые смотрят, разделяют общие ценности - и этого достаточно.
Мы в команде считаем, что будущее - за игровыми механиками, ведь без них выдерживать вовлеченность тяжело.
Но что такое геймификация? Это - внедрение игровых элементов в неигровой процесс. Когда у нас есть что угодно (сообщество, митап, встреча, продажа) - и мы внедряем в него игровые механики.
(Немного цифр: в 2018 году на игры люди потратили денег больше, чем на другие развлечения. Средний возраст игрока сейчас - 32 года).
Почему же геймификация захватывает внимание. Давайте сравним работу и игру:
- Работа - неструктурированный опыт. Человек в неопределенности. Задачи могут ставиться хаотично. В игре все четко: есть определнные правила.
- На работе, как правило, нет вдохновения (за исключениями). В игре - вдохновение, эпические истории.
- На работе - личные цели. В игре - команда, готовность работать на общую цель. А еще в игре есть такая механика, как “карма”. Это - индикатор, который может стать выше или ниже в зависимости от действий людей.
- В работе - запаздывающая обратная связь. Обратная связь - один из самых мощных инструментов нематериальной мотивации людей. В игре это лут, экспа, голда. В работе и в обучении быстрой обратной связи нет, - если она вообще появляется даже в долговременной перспективе. В процессе игры же выбрасывается дофамин - он отвечает за мотивацию к достижениям. В игре все быстро - ты что-то сделал, получил результат. Это дофаминовое подкрепление отлично работает, когда человек систематически получает обратную связь.
- В работе следуешь правилам и регламентам - чувствуешь, что вынужден идти по накатанной. А в игре людям хочется пробовать, экспериментировать.
Конкретные инструменты:
BPL - Badge Point Leaderboard
Это бейджи, которые человек получает за конкретные достижения. Например, человек мог задать 10 вопросов на форуме - и получает достижение "Любознательный". Маленькие ежедневные результаты, которые человек видит и даже может посмотреть, где он в таблице участников (он же - лидерборд). Для того, чтобы перейти на следующий уровень, нужно достичь какого-то показателя - это может быть система призов, например.
Есть еще система не только личных рейтингов, но также система лиг. Если человек находится долго в топ-10 в одной лиге, то он идет в следующий топ уже в другой лиге рангом повыше.
Маскот
Это - вымышленный символ. Он встречает, провожает. Чаще всего это животное, а может быть и что-то неодушевленное (например, пресловутая Скрепка в Ворде).
Поощрения за постоянство
Это - призы за то, что человек заходит, например - ежедневно или еженедельно. Это могут быть монетки или цветочек, который цветет, если человек заходит или увядает без его присутствия в системе.
Делюсь с вами подборкой сайтов, с помощью которых можно прокачать геймификацию вашего сообщества:
Александр Овчинников (сооснователь комьюнити "Корпус")
Поговорим о двух эмоциях: страх и печаль. Эти эмоции мы испытываем как создатели онлайн-курсов. Это происходит, когда вы пишете, и вам не отвечают. Дальше наступает “Боже, за что? Почему они не общаются, почему не шлют мемы, почему я?”. Между этими двумя эмоциями мы с вами ходим, когда говорим про вовлеченность.
Я дам набор советов по организации и взаимодействию с комьюнити:
- Необходимо внимательно относиться к обратной связи. Например, если кто-то пишет, что хочет встретиться офлайн, узнайте, есть ли у кого еще такая потребность - и свяжите их. Не нужно устраивать больше оффлайновых встреч, чем хотят члены комьюнити - это отнюдь не положительно скажется на сообществе.
- Образовательная программа должна быть в одном месте - не раскидывайте ее по разным уголкам.
- Пользуйтесь ботами: @junction (собирает все каналы, которые вы читаете - и превращает в одну ленту со всеми записями из этих каналов) и @insights_сobot (помогает преподам подписаться на любого студента и посмотреть, какая активность у него была).
- Люди не включают камеры и звук на онлайн-встречах. Люди прячутся - это их зона безопасности. Не всегда их нужно вытаскивать - они могут негативно воспринять, зажаться.
А теперь поговорим о заблуждениях:
- "Нет химии, нужно больше касаний каждый день". Это не так - нужно соблюдать меру, иначе человек просто отпишется. Попытайтесь найти золотую середину.
- "Если человек вялый в начале курса, значит, скоро отвалится". Человек может раскачаться. Он не сразу, например, нашел людей, которые станут частью его команды - но когда найдет, будет полностью вовлечен.
- "Пойду смотреть, как вовлекают другие - и мы внедрим это у себя". Может не сработать - надо идти от потребностей и желаний студентов. Кроме того, если это уже внедрено в другом месте, зачем человеку идти в другое место за тем же самым?
- "Одни активны, а другие пассивны, пассивных надо расшевелить". "Повышение эффективности" - это старое выражение, на котором уже давно заработали все, кому не лень. Надо их выкинуть и забыть - если люди пассивны, значит, так и надо, им так комфортно.
- "В чате конфликт, надо замять". Это неправильно: конфликты вовлекают людей, заставляют их с замиранием сердца следить за происходящим. Конфликты обнажают проблемы, - и вы всегда можете развернуть дискуссию в конструктивное русло. Иногда даже вброс может сделать сам КМ.
- "Давно не было оффлайна, надо сделать". Надо идти от потребностей людей. Навязывать очные встречи не надо, если о них не просят.