Найти тему
Киноведьма

"На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди": закат Гайдая и судороги советского кино

Признаться, в детстве я смотрела эту вещь - последний фильм Леонида Гайдая - с поросячьим восторгом. Особенно веселила задорная песенка "Хелло, Америка", спетая звонким голосом молодого Харатьяна.

На дворе 1992 г. СССР уже нет, новообретенная страна растерянно оглядывается по сторонам и с любопытством заглядывает за обрушившийся "железный занавес". Где текут молочные реки с кисельными берегами. Об этом - истеричном восхвалении США постсоветскими жителями - в пародийном ключе и повествует фильм. Вообще, об этой неоднозначной эпохе в целом.

Нет, в этом кино и вправду много веселых моментов - и образы советских лидеров (над которыми теперь можно смеяться без зазрения совести и без малейшего страха), и обыгрывание неоднозначных моментов Перестройки (вроде приземления в самолете-кукурузнике на Красную площадь). Да и Харатьян еще молод и красив как греческий бог.

Но при этом фильм, в отличие от предыдущих работ Гайдая, оставляет впечатление жесточайшего китча.

Штампы, штампы, штампы. СССР - это прежде всего КГБ, куда без него. Россия - это vodka, matrjoska, balalaika и далее в таком духе. А русская мафия всемогуща.

Нет, понятно, что фильм как раз над этими штампами и посмеивается. Но без чувства меры. Будто навалена груда камней. Хуже всего, что в последующих фильмах 90-х годов эту традицию продолжили.

Блестящий актерский состав, но все дружно переигрывают. Очччень сильно переигрывают! Даже не как в театральной постановке, а словно мальчик в костюме зайчика читает стих на детском утреннике. Изящного "Я не узнаю Вас в гриме" здесь не сыщешь, каждая фраза на зрителя с грохотом обрушивается. Да, и с пафосным выражением лица.

-2

В фарс здесь превращается даже вроде бы серьезная и претендующая на глубину сцена признания Артиста. Не спасает даже сурово-злобная физиономия Мягкова. Глубина нивелируется дальнейшими попрыгушками.

-3

И наконец.... кино 90-х вообще и Гайдай в частности дорвались до обнаженки и визжащей сексуальности. Да, это тоже типичная черта 90-х, но когда Харатьян достает из надутой груди радиопередатчик... черт побери, это не смешно! Как и шутки про презервативы в Одессу и т.д.

-4

Жаль констатировать этот факт, но мэтр, желая уловить дух эпохи, заигрался и скатился в....

"Пошлость. Звенящая пошлость". Спасибо, Никита Сергеевич.

Как ни печально, но пошлость перекрыла то, чем так ценны были все прежние работы Гайдая - сценарий, в котором шутки были с "двойным дном", мастерскую игру актеров (даже в самых эксцентричных гайдаевских комедиях они играли повседневную жизнь, абсолютно естественно; оттого и создавалось ощущение сопричастности и юмора)...

Пошлость поселилась в русских комедиях как глубинная гниль, как плесень в затаенном углу ванной комнаты. Бабушки легкого поведения и иже с ними отлично усвоили урок продаваемого продукта.

А мы потребляем. И заливисто гогочем над фразами типа "Мадам, позвольте Вас засосать".

А как вы относитесь к этому фильму и русской комедии вообще?

Жду комментариев!

"Гардемарины, вперед!", или что исчезло из русского кино безвозвратно

Памяти Виктора Цоя: "Игла" - самый странный фильм на закате СССР

Если не Петров, то кто? Актеры, которых не хватает на экране