Найти тему

Как бизнесу в кризис выжить — и даже увеличить объем продаж

Кризис ударил неожиданно — и по всем сферам. Никто не был застрахован от последствий, а государственная поддержка, на которую многие надеялись, к сожалению, оказалась очень условной. Как выжить бизнесу, особенно мелкому и среднему — многим непонятно.

Пандемия сильно ударила по экономике. Бизнесу приходится сложно из-за коронавируса
Пандемия сильно ударила по экономике. Бизнесу приходится сложно из-за коронавируса

Проблема возникла не на одном фронте — наложилось все и сразу. Коронавирус привел к увеличению безработицы, падение нефти и нестабильность рынка ценных бумаг дополнительно ударили по экономике. Одно утешает — хотя кризис и крупный, но он не первый и не последний. А потому продавать во время сложных времен можно — и нужно. Спрос никто не отменял, просто теперь вам нужно быть эффективнее и действовать чуть иначе. Где-то хитрее, а где-то экономнее. Тогда продажи в кризис будут не только не убывать, но, возможно, их даже удастся повысить.

Онлайн — ваш хлеб

Начнем с очевидного, но самого важного совета — если вы еще не перешли в онлайн, это нужно сделать прямо сейчас. А еще лучше — вчера. Все переходят в онлайн, как просто потому что таков дух времени, так и потому что другого выхода, будем честны, особо нет.

Если у вас нет онлайн-точки соприкосновения с клиентурой — разверните ее в кратчайшие сроки. Если она есть, но не позволяет заказывать ваши товары или услуги — «прикрутите» эту возможность как можно более оперативно. Пусть она пока не будет работать так, как вы хотите в идеале, но таким образом вы выиграете время. Ну и, конечно, начинайте оперативно размещать рекламу, привлекая новые заявки из онлайна, даже если ранее ваш бизнес был исключительно оффлайновым. Учитесь, как продавать онлайн, уже сейчас.

Показывайтесь своим старым клиентам

Во время кризиса очень важно напоминать о том, что вы «живы» вашей проверенной аудитории, вашим старым клиентам, как постоянным, так и тем, кто когда-то пользовался вашими услугами, но потом перестал. Как это сделать — тема для отдельной публикации. Рассылка (а лучше цепочка тематических рассылок) с интересным предложением, СМС с напоминанием о состоянии льготной программы, небольшой, но приятный антикризисный промокод — все способы хороши в своих ситуациях. Не будьте навязчивы, но «маячьте» где-то на горизонте. Есть особенно оптимальный способ это сделать...

Развивайте свои социальные сети

Пришло время включить станки контент-маркетинга на полную мощность. Люди все больше сидят в интернете, все больше проводят времени в социальных сетях, а потому и вы должны расширить свое присутствие там. Больше репостабельных интересных материалов, быстрее ответы на сообщения. Не будет лишним увеличение списка используемых вами соцсетей, что позволит охватить еще больше народа.

Время для лучших промоакций

Если в вашем рукаве есть какой-то маркетинговый туз, который вы хотели применить, когда придет время, будьте уверены, оно уже пришло. Хотя вроде бы и кажется логичным в кризис действовать безопасно, по многочисленным кейсам, мы видим, что это не так. Десятки компаний выкатили при начале пандемии самые щедрые промоакции — бесплатные сервисы! три месяца пробного периода! лучшие скидки за историю существования бренда! И все подобное. Такие фирмы используют кризис для развития.

Пришло время для больших промоакций. Будьте щедрыми во время кризиса, чтобы преуспеть потом
Пришло время для больших промоакций. Будьте щедрыми во время кризиса, чтобы преуспеть потом

Причина в том, что не только компании, но и обычные люди чувствуют себя в такие периоды очень уязвимо. А потому привлекательное промо, пусть это и недополученная прибыль в начале, потом обязательно окупится, привлекая к вам новых долгосрочных клиентов, которые в обычное время, возможно, и не обратили бы на вас внимания. Не старайтесь нажиться на потребителях и сразу продать им побольше, заинтересуйте их тем, что им действительно поможет, — и они останутся с вами, когда кризис пойдет на спад. Вам удастся увеличить объем продаж, просто чуть позже.

Оптимизируйте, но не отказывайтесь

Многие лица, принимающие решения, считают, что в рамках оптимизации затрат нужно отказываться от различных каналов коммуникации с клиентами. Обычно это не так. Если вы сокращаете расходы на рекламу, маркетинг и так далее, вы шаг за шагом уступаете территорию конкурентам, которые этого не делают, понимая, что в кризис борьба обостряется.

Сфокусируйтесь

Впрочем, распыляться тоже не стоит. Если у вас есть продукт или услуга, приносящие большую часть прибыли, сейчас оптимальное время, чтобы сосредоточиться именно на них. В условиях кризиса не время, чтобы вывести новые продукты на рынок, не время для расширения географии присутствия. Сосредоточьтесь на качестве сервиса и товара.

Увольте плохого маркетолога

Теперь о людях. Логичным в кризис будет желание оптимизировать свою команду, так как на оплату труда уходят достаточно большие деньги, которые сейчас, увы, приходят в куда меньших количествах. Лучший совет, который можно дать... впрочем, вы уже и так прочитали подзаголовок. Увольте маркетолога, из-за которого долгое время вы не выходите на необходимый вам уровень выживания

Или не нанимайте его, если планировали это сделать. Все просто — есть специалисты, без которых ваши продажи сразу же пойдут на дно. А есть специалисты, которых временно вы можете подменить сами. Вам не нужно начинать с нуля, вы — руководитель, вы прекрасно понимаете рынок, можете видеть общую картину и ставить тактические и стратегические цели. Замечательно, начало уже положено. Осталось добрать немного основ маркетинга — и вы сможете держать в команде на одного специалиста меньше.

Хотя лучше сразу не нанимать, чем увольнять. Без сокращений в кризис не обойтись
Хотя лучше сразу не нанимать, чем увольнять. Без сокращений в кризис не обойтись

Кроме того, инвестировав в хороший курс, вроде проводимого специалистами Ingate курса для интернет-маркетологов, вы вкладываетесь в свое будущее, получая новую компетенцию, которой вас обучат профессионалы рынка. Когда кризис закончится (а он закончится) и вы будете расширять свой штат, вы сможете собственноручно нанимать специалистов по маркетингу, проверять их качество работы и говорить с ними на одном языке. Если сначала вы экономили деньги, то в дальнейшем вы сможете также хорошо сэкономить на нервах.

...и не только маркетолога?

Хотя «подменять» вам лучше всего именно специалиста по маркетингу, никто не мешает попробовать сэкономить и на других работниках. Все, что можно перевести на аутсорс — переводите на аутсорс. Вряд ли это выйдет с отделом продаж, но бухгалтерия, юристы, логистика и так далее — запросто. Даже если в результате зарплата будет приближенной к изначальной, вы сэкономите на налогах. Ну а какие-то вещи, которые раньше делали сотрудники, в некоторых случаях можно автоматизировать при помощи грамотно подобранного ПО.

Кризис — явление неприятное, но не бесконечное. Действуйте правильно, адаптируйте свою маркетинговую стратегию под ситуацию — и сможете выйти из него с гордо поднятой головой и, потенциально, даже возросшими продажами.

С делами внутри бизнеса вы можете разобраться самостоятельно. С онлайн маркетингом вам поможет IMBA. Оставьте заявку на консультацию и вам подскажут, какое направление в рекламе подходит именно вашему бизнесу.