(Фрагмент книги "Империя Разума. Начала новой экономики" из серии книг "Проекты России". На Дзене предыдущий фрагмент: Варианты экономических наук)
Либералы исповедуют идеалы капитализма как общества мечты, рождаемой в недрах феодального строя.
Марксисты прогрессивнее либералов тем, что исповедуют идеалы общества мечты, рождаемой в недрах мечты, реализованной либералами.
Идеи либерализма порождены феодальным обществом, а идеи марксизма – капиталистическим. Поскольку мечта либералов уже реализована, а марксистов – ещё нет, постольку либералы торжествуют, издеваясь над ошибками марксистов. Но их торжество преходяще, ибо ошибки марксизма преодолимы, а либерализм, отождествлявший себя с модерном, уже лишён исторических задач и потому обречён.
Экономический либерализм второй половины XIX века, исповедуя идею либерального атома, стал историческим анахронизмом. Он, в противовес уже возникшему марксизму, как бы ностальгически вернулся во времена, когда капиталистическое хозяйство ещё не выплёскивало своих внутренних противоречий на общественную арену.
Если проводить аналогию с физическими науками, то марксизм – это уже «теория элементарных частиц», а австрийская школа − как бы лишь ранняя «теория атомного строения вещества». Их взаимный анахронизм в том, что марксизм возник раньше австрийской школы.
Марксизм начинает с отрицающего анализа тех постулатов, из которых (уже после него) австрийская школа исходит как из незыблемых истин.
В первой же главе «Капитала» Маркс развенчивает субъективный фактор − констатирует подчинённость сознания рыночным фетишам. Мол, разум участников рынка порабощён игрой рыночных фетишей. Ангажированные ими, субъекты обречены на нерациональное поведение.
Отталкиваясь от нерационального поведения как объективной проблемы, Карл Маркс идёт к идеалам освобождения Разума из плена рыночной стихии и провозглашает историческую цель – коммунизм − как торжество Разума над экономикой.
Австрийская же школа идёт обратно. От якобы рационального поведения каждого отдельного участника экономики. Грубо-материалистично она объективизирует субъектов, полагает их материальной частью природы, смотрит на них, как на наделённые Разумом атомы, из решений которых складывается экономическая реальность.
Природа, мол, через разумные решения субъектов экономики реализует незыблемый объективный закон причины и следствия. Мол, из решений объективных субъектов выводимы все феномены рынка, включая стоимость, цену, товар, деньги. Изюминкой этих выводов предложена теория предельной полезности как модель хозяйствующего разума.
Но, синтезируя из разумных атомов рыночную систему, австрийская школа приходит к результату, противоположному марксизму, − к отрицанию возможности власти Разума над рыночной стихией. Невозможен, мол, единый разумный центр общества, способный адекватно учитывать и управлять стихией индивидуальных решений, не посягая на либеральные ценности.
То есть оба учения − и марксизм, и либерализм − включили сознание людей в состав экономической реальности.
Но марксизм смотрит на сознание участника рынка «изнутри», изучает его гносеологические проблемы, указывает на классовый релятивизм (условность и относительность) всех его понятий, на фетишизм и ангажированность рыночного сознания. Говорит о подчинённости воли и сознания людей реальным производственным отношениям.
Австрийская же школа смотрит на сознание участников рынка «снаружи», как на рациональный рассудок целостного атома, обладающий объективными способностями сбора информации, анализа, познания причинно-следственных связей и принятия решений.
Поэтому марксистский подход к экономике можно назвать субъективистским, исходно полагающим атомы экономики субъективно заблуждающимися сущностями, которые надо освободить от заблуждений, а подход австрийской школы – напротив, объективистским, полагающим все атомы экономики объективно разумными.
Исторический идеал марксизма – торжество субъективного фактора как господство Разума (при социализме − административно-командного) над общественной стихией.
Исторический идеал австрийской школы противоположен – торжество объективного фактора, т.е. господство объективного закона причины и следствия − подразумевается под этим рыночная стихия капитализма.
Зеркальная комплементарность подходов марксизма и либерализма наталкивает на мысль, что социальные заказчики этих учений составляют в реальности симбиоз, то есть входят в состав единого экономического организма и реализуют диалектику не только смены эпох, но и сосуществования смежных отрядов общественного труда.
Следовательно, рассматривая классовые корни марксизма, можно увидеть смежный, современный класс − носитель идеологии австрийской школы. Постараемся его увидеть, рассмотрев классовую диалектику их взглядов.
Продолжение следует: Логическая диалектика либерализма и марксизма
Все публикации канала Русский Глобальный Проект представлены здесь: Литература для изучения идей Русского Глобального Проекта
Поддержите канал Вашими "лайками" и подписками.