Найти тему
Рост Дела

Грузоперевозки

Грузоперевозки - кровеносная система экономики, поэтому в период пандемии в большинстве стран границы для грузов оставались открытыми. По данным Росстата, за первые 4 месяца 2020 года объем перевозок грузов российским транспортом снизился на 4,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Больше всего пострадал авиационный сегмент, несмотря на то, что грузопоток не останавливался. Убытки были связаны в первую очередь с падением пассажиропотока практически на 90%. Также президент России Владимир Путин поручил правительству включить внутренний водный транспорт и пассажирские железнодорожные перевозки в список отраслей, в наибольшей степени пострадавших от последствий коронавируса. 

Автомобильный сегмент грузоперевозок столкнулся с крупными убытками из-за введения требований приезда в другую страну или регион России, а также из-за падения заявок на перевозку грузов. Одна из крупных транспортных бирж в апреле зафиксировала падение заявок на автоперевозки на 25% по сравнению с февралем этого года. Тем не менее, в мае ситуация начала меняться и выручка в этом сегменте стабилизировалась из-за перераспределения спроса с одной категории грузов на другую. Эксперты компании FM Logistic говорят, что внутригородская логистика развивается вместе с развитием магазинов шаговой доступности, что предполагает и ночные доставки, и кросс-доки внутри самих городов.

Представителей малого и среднего бизнеса станет меньше в сегменте автоперевозок. Крупные игроки автомобильных грузоперевозок смогли удержаться во время кризиса за счет сотрудничества с ритейлерами, цифровизации и быстрой перестройки процессов. Эксперт компании FM Logistic говорит: «Рост транспортного рынка незначительно замедляется, и в то же время мы видим такой тренд как консолидация – крупные игроки становятся сильнее и поглощают небольшие компании. Мелкие же компании вынуждены уходить с рынка за счет автоматизации и повышенных требований по качеству крупных компаний». Однако, эта отрасль государственной экономики остается одной из самых важных, поэтому новые игроки появятся уже в следующем году, по оценкам экспертов.

Кризис настиг и отрасль ж/д грузоперевозок. По данным Интерфакса, сокращение количество перевозок в мае составило 5,1%.  Чтобы стимулировать спрос, ОАО РЖД пошло не беспрецедентные меры - скидки на перевозки ж/д транспортом. В марте 2020 года был отмечен рост погрузки продуктов питания на 16,9%. В целом отрасль начала восстанавливаться за счет грузопотока из стран Азии. Логисты отмечают, что общим трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.

По данным Росстата, за первые 4 месяца 2020 года объем перевозок грузов морским и внутренним водным транспортом увеличился на 4,5% и на 6,1% соответственно (по отношению к аналогичному периоду прошлого года). Но это связано с тем, что процесс таких перевозок нельзя останавливать. Однако, компании понесли крупные издержки из-за пандемии. Эксперты компании COREX Logistics говорят, что нестабильная ситуация на ряде пограничных пунктов сильно влияют на морские перевозки: порты работают медленнее на принятие и выпуск грузов, происходят задержки в таможенном оформлении, падение спроса на продукцию сокращает провозные возможности, возникает дисбаланс пустых контейнеров, когда в одном месте образовался их недостаток, в другом - избыток. Многим участникам морских рейсов приходилось находиться в море без возможности “сойти на сушу”, грузы “зависали” в море. Эти проблемы затрудняли грузоперевозки морскими путями.

Представитель отрасли рассказал изданию Forbes о новых трендах на рынке логистики: цифровизация, избыток провозных мощностей, транзит санкционных товаров через Россию, изменение логистики госкомпаний. Другой тренд отметили эксперты компании COREX Logisitics - объединение логистических компаний в коммьюнити для совместного пользования услугами друг друга. Игроки рынка грузоперевозок начинают коллаборировать и разрабатывать комплексные предложения для клиентов.

Вместе с падением спроса наблюдается тенденция к уменьшению партий доставляемых грузов и увеличению количества отправляемых сборных грузов, особенно из европейских стран. Игрокам рынка необходимо “заполнять” транспортные средства и группировать отправки на взаимовыгодных условиях. 

Также эксперты предрекли развитие внутренней логистики из-за тенденции на импортозамещение и распространение доставки в отдаленные от больших городов поселения. Здесь есть перспективы на развитие путей доставки, поскольку тренды мегаполисов постепенно доходят и до провинции, соответственно, спрос растет. 

Тренд на оптимизацию и дигитализацию коснулся практически всех отраслей экономики. В логистике он проявил себя в виде развития IT-платформ для логистических компаний с целью обмена тарифами и ставками, повышения спроса на роботизированные склады, и развития высокоавтоматизированных логистических цепочек. Грузовладельца нуждаются в перевозках, которые можно заказать на цифровой логистической платформе, нажимая на кнопку в мобильном приложении. 

Оригинал:
https://rostdela.ru/articles/gruzoperevozki