Еще один замечательный мастер портрета и бытовых сценок, превосходный колорист, художник салонного направления в искусстве – Алексей Алексеевич Харламов. Он получил академическое образование под руководством педагога А.Т. Макарова. Пенсионер Академии, он уехал в Париж и остался там до конца жизни, лишь изредка приезжая в Россию. В Париже, Харламов стал учеником популярного тогда салонного живописца Л. Бонна, автора портретов выдающихся деятелей Франции, множества так называемых «головок» итальянок и близких к ним жанровых композиций. Под влиянием этого мастера, окончательно оформился художественный стиль Харламова.
В картине «Бабушка с внучком» он прибегает к излюбленному приему салонных художников – ретроспективному стилизаторству. Харламов пишет жизнь 19 века, как голландские художники семнадцатого столетия – воссоздает интимную атмосферу домашнего быта. Но в этой работе можно говорить и об углубленном психологизме, что характерно для русского реалистического искусства. Во взгляде пожилой женщины читается нежность к ребенку и горечь от прожитой жизни.
Лучшие портреты Харламова – певицы П. Виардо, художественного критика Л. Виардо, Е.А. Третьяковой, жены С.М. Третьякова, коллекционера А.Ф. Онегина. Это работы портретиста-психолога, глубоко проникающего во внутренний мир человека. Эти работы можно отнести к реалистическому направлению в творчестве художника. С 1879 года Харламов стал экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок.
Большую часть его творческого наследия составляют«головки» – детей, девушек – и близкие к ним жанровые композиции. Подобные работы были выполнены в духе как французского, так и русского салонного искусства.
Не последнюю роль в создании «головок» играл и коммерческий успех. Живописец, прежде всего, ориентировался на вкусы своих заказчиков. Его прелестные женские и детские портреты, предназначенные для украшения состоятельного дома, были милы и приятны, как салонная живопись вообще.
В прекрасных портретах Харламова нет той «слащавости» и чрезмерной «красивости», которая нередко присутствует в произведениях салонного искусства.
Его изысканные работы пользовались большой популярностью в Лондоне и Париже, любители живописи охотно покупали его картины. Художник часто выставлялся в парижском Салоне, участвовал во Всемирных выставках. Принимал участие в акварельных выставках в Петербурге. Среди русских почитателей художника, самым постоянным и востор- женным был писатель И. С. Тургенев, который считал Харламова своим «любимым художником». Известность Харламова в Париже в 1870-е годы связана с портретом писателя, который он исполнил в 1875 году (хранится в Русском музее Санкт -Петербурга).
Эта работа сделала его модным парижским портретистом. Великий писатель считал этот портрет непревзойденным по мастерству. Тургенев коллекционировал исключительно произведения художников современной французской школы, и только работы Харламова представляли русское искусство в его собрании.
А.А. Харламов - художник, обладающий изысканным вкусом, колористическим мастерством. Его детские и женские портреты нежны и очаровательны. В портретах «Темноволосая красавица», «Юная красавица», «Сестры» на нас смотрят милые юные лица с большими выразительными глазами.
Творчество Харламова отразило развитие, противостояние и взаимовлияние реалистического и салонного направлений в искусстве второй половины 19 века. С одной стороны он постоянно выставлялся в парижском Салоне и на академических выставках в России.
С другой стороны состоял в Товариществе передвижных художественных выставок. Во второй половине 19 столетия салонное искусство великолепно справлялось со своими главными задачами: удивляло любителей живописи своими эффектными картинами, выполненными с большим мастерством, художниками академической школы. Показывало занимательные «красивые сюжеты», нередко с фантастическим вымыслом, изящные по форме и превосходные по колориту...
Подпишитесь на канал и поставьте лайк!!!
Всем добра и искусства!!!