Найти тему
Родительский совет

Как научить ребёнка бережливости?

Потеря личных вещей для ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста — явление обычное. Иногда родителям приходится чуть ли не каждый месяц искать замену утерянным варежкам, шапкам, заколкам, игрушкам и канцтоварам.

Одно это сильно бьет по семейному бюджету, что уж говорить о ситуациях, когда ребёнок теряет спортивную форму или телефон. Попробуем разобраться, почему ребёнок вообще теряет вещи?

Почему дети забывают свои вещи?

1. Рассеянность. Ребёнок невнимателен, быстро отвлекается и не может вспомнить, куда положил вещь или что делал 5 минут назад? Большую роль в этой проблеме играет возраст и характер ребёнка. В этот период жизни дети познают мир, живут впечатлениями, поэтому красивая бабочка или большой грузовик могут полностью очаровать и завладеть его вниманием. Дети бросают все свои дела и увлеченно следят за интересным объектом, не в силах вспомнить потом, куда за это время пропали их вещи. Если для ребенка характерно долгое погружение в себя, то неудивительно, что он полностью отвлекается от материального и переходит в мир фантазий. Как тут уследить за шапкой, когда в голове строятся целые воздушные замки?

2. Загруженность. Если ребёнок живет в цепочке быстро сменяющихся событий и дополнительных занятий, будучи при этом по натуре медлительным, то его рассеянность — следствие повышенных темпов жизни и неправильной организации времени. Школа, спортивная секция, художественный кружок, репетитор — если ребёнок перегружен, рассеянность станет обычным явлением, реакцией на стресс.

3. Искаженное восприятие собственности. Встречается как у детей из больших семей, так и у единственных в семье. При этом проблема первых заключается в том, что родители, чтобы избежать ссор между детьми, учат тому, что собственность общая. У некоторых детей это вызывает чувство отчуждения, и ответственность за вещь не развивается. Вторые же чаще окружены большим количеством личных вещей, их прихоти немедленно выполняются, из-за чего вся собственность для них быстро обесценивается.

4. Отсутствие самостоятельности. Если родители сами собирают портфель, одевают ребенка и убираются в его вещах, то он не имеет никакого представления о бережливости и уходе за личной собственностью. Такие дети могут не помнить, какой шарф на них одет в данный момент и что лежит в портфеле, как же они смогут самостоятельно обнаружить пропажу?

-2

5. Игры. В ходе игры в детском саду или на перемене в младшей школе дети нередко меняются игрушками, дают их на время или дарят насовсем, после чего часто игрушки пропадают. Это может быть связано с неустойчивым положением ребенка в коллективе или с отсутствием представления о ценности вещей.

Как научить ребенка беречь свои вещи?

1. Объясните ребенку простые взаимосвязи. На каждую новую вещь нужны деньги, для которых родителю необходимо работать, тратить свои силы и время. Чем больше ребенок теряет, тем больше сил тратит родитель и тем меньше у него времени на совместные игры и времяпровождение.

2. Учите детей уходу за вещами: шапку нужно положить в рукав куртки, мокрые варежки — на батарею и т.д. Тогда ребенку будет легче контролировать свои вещи.

-3

3. Сделайте метки на детских вещах. Это могут быть нашивки с именем на одежде или цветные наклейки на канцтоварах — главное, чтобы ребенок мог легко определить, что это его предмет. Ведь даже если потерянную вещь найдут, установить хозяина бывает непросто.

4. Считайте предметы. Когда вы собираете пенал, рюкзак или одеваетесь на улицу, проговаривайте вместе с ребенком каждую вещь и считайте их количество. Можно делать это, сочиняя небольшие считалки или стишки, тогда ребенку будет легче обнаружить потерю.

5. Планируйте. Научите ребенка планированию своего времени, чтобы избавиться от лишней суеты и спешки. Некоторые дела стоит научиться делать заранее и в определенной последовательности: например, собирать портфель с вечера или надевать сперва варежки, а потом куртку и шапку.

6. Не ругайте ребенка за потери. Ребенок и так испытывает вину. Принимая те или иные меры, объясните, что это необходимо, чтобы малыш больше не терял вещи. Не стоит ставить ультиматумов и ругаться, ведь тогда ребенок испугается сообщать о потере, даже если с родительской помощью можно найти эту вещь.

Воспитание в ребенке бережливости может занять много времени. Внимательное отношение к вещам и планирование будут полезными навыками в будущем, постепенно вытеснив детскую рассеянность и сократив количество пропаж.