Найти в Дзене
Родительский совет

Как понять, что у ребенка конфликты в школе?

Оглавление

Школа – важный этап социализации ребенка. В школьные годы дети заводят друзей, учатся работать в коллективе и решать конфликты. Но иногда сценарии конфликтов разворачиваются так, что ребенок, в силу отсутствия опыта или необходимых социальных навыков, оказывается неспособным к их самостоятельному решению.

Задача родителя – вовремя обнаружить наличие таких проблем, защитить ребенка в сложной ситуации и научить его самостоятельно с ними справляться.

Почему важно своевременно обнаружить проблему?

Не всегда конфликты в школе ограничиваются обзывательствами. Напряженные отношения могут легко перерасти в публичное унижение, физическое насилие и групповую травлю. Чем это может обернуться для вашего ребенка?

В лучшем случае – незначительным материальным ущербом, порчей личных вещей. В худшем – серьезными физическими и психологическими травмами, которые оставят неизгладимый след на всю жизнь.

Какие дети рискуют больше всего?

Обладающие отличительными внешними признаками: высоким или низким ростом, хрупким или плотным телосложением, веснушками, необычными чертами лица и т.д.

Дети с дефектами речи, зрения, застенчивые, рассеянные по своей натуре.

Дети, семьи которых испытывают финансовые трудности.

Вспыльчивые, драчливые и задиристые.

-2

Кроме перечисленных, есть масса вещей, к которым могут придраться потенциальные агрессоры: дружба с другим ребенком, попадающим под это описание, или просто необычное увлечение.

Сами по себе отличительные черты ребёнка не являются проблемой, ведь из них складывается его индивидуальность. Не следует говорить ребенку, что его будут дразнить из-за определенного хобби или отношений. Такой подход не обезопасит его, а наоборот серьезно ограничит возможности к самовыражению, усилит чувство вины, неуверенность в себе, что только больше раззадорит агрессоров.

Признаки того, что у ребенка проблемы в школе:

1. Постоянная пропажа карманных денег или личных вещей, их поломка.

2. Растрепанный внешний вид: запачканная одежда, оторванные пуговицы, взъерошенные волосы.

3. Синяки, ссадины, появление которых ребенок не может внятно объяснить.

4. Прерывание контактов со школьными друзьями: дети больше не гуляют вместе и не созваниваются.

5. Резкая перемена поведения: замкнутость и раздражительность, чередующаяся с тревожностью и капризами.

6. Отказ идти в школу или попытки прогулять по надуманной причине.

7. Смена маршрута и времени. Ребенок приходит гораздо позже или раньше, чем следует, добирается до школы непривычной дорогой.

-3

Часто дети боятся признаться родителям, что имеют проблемы в школе, отсюда постоянная ложь или отказ объяснять свое поведение. Родителям нужно помнить, что выпытывать у ребенка причину перемен, угрожая наказанием – не лучший выход, это может спровоцировать еще большую «закрытость» ребенка, а конфликт, тем временем, никуда не денется.

Как вести себя родителю?

Во-первых, постарайтесь узнать у ребёнка, что происходит, исключительно в доверительном тоне, без манипуляций и провокаций. Даже если ребенок ничего вам не расскажет, объясните, что вы всегда будете на его стороне и постараетесь помочь, что его никто не собирается ругать и наказывать.

Во-вторых, не давайте ребенку потерять себя. Поддерживайте его уверенность в себе и интересуйтесь его увлечениями. Если вашего ребенка оскорбляют за внешность, то это будет заметно по его поведению и искаженному восприятию себя. Приложите все усилия, чтобы доказать ему, что его ценность не определяется ростом или наличием веснушек. Подавайте личный пример, исключая из речи фразы вроде: «Я не буду это есть, потому что я толстый», «Я не стану это надевать из-за того, что могут сказать люди», «Я хотела бы танцевать, но я неуклюжая».

-4

В-третьих, не нужно пытаться решить конфликт без ведома ребенка с его сверстниками, это может ухудшить ситуацию. Для начала расспросите учителя, возможно, он поделится с вами новыми подробностями или аккуратно попытается разобраться. В случае, если конфликт вышел из-под контроля, ситуация не меняется, а действий администрации недостаточно, согласитесь на просьбу ребенка перевестись в другой класс или школу. Безусловно, это сложная процедура, но сохранить психическое здоровье вашего малыша гораздо важнее, ведь зачастую даже «замятый» конфликт продолжает преследовать детей в старом коллективе.

Опыт решения конфликтов приходит к ребенку со временем. Родители должны помогать своему чаду в критических ситуациях, когда имеющихся у него навыков недостаточно. А как известно, первый шаг в решении проблемы — ее выявление.