Если вам повезло и ребенок любит себя разглядывать, его можно научить глаголам и ответам на вопрос: "Что ты делаешь?"
Еще в начале этого года Ярик не понимал: Я-Ты. Мы брали любимую книгу и я спрашивала: "Кто будет читать? Я или Ты?"
Ярик говорил: "Да"!
Потом, стал говорить: - Я! - и показывать на меня ладошкой, потому что когда я спрашивала, я - показывала на себя, ты - на Ярика.
Мы стали работать над пониманием Я.
Чтобы научиться смотреть на себя и идентифицировать себя, я снимала Ярика на камеру на телефоне, включала фронтальную камеру и мы смотрели на себя, я постоянно говорила: "Я" - гладила, гладила, трогала, обнимала Ярика; "Мама" - показывала на себя. И так много -много раз. Пока Ярик не начал на себя смотреть. Потом мы начали работать над имитацией простейшей мимики: открыть рот, показать язык, дотронься до носа и т.д. Это включалось в общие занятия и отдельно на телефоне мы прорабатывали.
А потом я собрала фотографии Ярика, где он один и совершает какое-либо действие: есть, пьет, бежит, прыгает, купается, стоит, смотрит, спит и сложила их в одну презентацию.
У меня есть много презентаций еще со времен, когда дочка была маленькой: презентации по темам и советские диафильмы. Мне повезло, Ярик очень любит их смотреть, мы вместе смотрим и я читаю (вдруг кому интересно и нужно, напишите, я пришлю ссылку), сейчас Ярик сам уже все рассказывает. И вот к этим особо любимым презентациям я добавила его собственную.
Сначала проговаривала я, в соответствии с принципами бихевиоризма:
сначала проговаривала я;
потом Ярик договаривал;
потом Ярик говорил полностью - я читаю;
сейчас работаем над - я читаю книгу.
На данный момент Ярик употребляет в обычной речи то словосочетания, которые мы выучили.