Найти тему
кухонный конверсатор

Алуштинский отшельник.

Речь идет о Сергееве- Ценском

Сейчас все ругают советскую власть. Особенно те кто этой советской власти не видел. Таких уже целое поколение выросло.

Свободы не было. А дефицит был.

Я вот тоже о дефиците.

В 50-е годы жили мы в 3- ем Троицком переулке (теперь пер. Васнецова). А неподалеку, угол проспекта Мира (тогда 1-я Мещанский) и Садового кольца, был магазин подписных изданий.

Словосочетание "подписные издание" сейчас многих в тупик поставит . Чтобы было понятно, приведу определение из ГОСТа (2003 г.). "Подписные издание- издание распространяемый по подписке".

На деле это происходило так. Объявлялись подписка на собрание сочинений (Пушкина там, Лермонтова, Льва Толстого и т.д.). Как об этом узнавал народ в эпоху отсутствия интернета- неизвестно. Но в означенный день толпа собиралась у магазина. Самоназначенные активисты переписывали всех чернильным карандашом в толстую тетрадку. Потом надо было регулярно приходить. На перекличку. Кто не пришел- вычеркиваем.

Наконец наступал день икс, когда под строгим контролем хранителей списков народ попадал в магазин. И становился счастливым обладателем картонного прямоугольника. По бокам были квадратики с цифрами. 1,2,3... - по количеству томов в собрании сочинений. Продавец отрезал очередной квадратик- получай очередной том.

Вот такой был дефицит.

А книги издавались миллионными тиражами. Для сравнения: последний роман самого известного (и издаваемого) писателя современной России Дарьи Донцовой вышел тиражом 10 тыс.экз.

Ходили мы с мамой тогда на 1-ую Мещанский чуть ли не каждую неделю.

Году в 57-м возвращались довольные с первым Томом собрания сочинений Сергеева-Ценского.

А вчера, проходя, пытаясь срезать путь, через соседний алуштинский пансионат (Riviera Sunrise) я увидел лицо с фронтисписа бирюзового томика, который я тащил под мышкой более 60-ти лет назад в нашу коммуналку.

Это был памятник Сергееву- Ценскому.

Я подошел к памятнику. А мы подошли к теме этой заметки.

Я знал, что памятник Сергееву- Ценскому стоит на горе, рядом с домом- музеем. Его двойник стоял под горой. Видимо для тех, кому лень в гору лезть.

Оказалось, что есть и третий памятник. В виде бюста. В самом музее. Вернее на его веранде.

Есть ли еще такой городок в России (да и в мире), где одному писателю сразу три памятника? Население Алушты, кстати, 30 тыс.чел.

Но речь не об этом.

К 30 годам, когда писатель купил клочок земли в Алуште и начал строить свой домик, он уже был известным писателем. Судьба его помотала по городам и весям. Работал учителем в разных городах и по совершенно разным предметам. Служил в армии, но дослужился до самых низших чинов. Так что, видимо, деньги на недвижимость были от литературного труда.

Домик комнаты четыре. А вокруг- терраса. По ней писатель отмеривал шаги в плохую погоду.
Домик комнаты четыре. А вокруг- терраса. По ней писатель отмеривал шаги в плохую погоду.

Тогда любой мало- мальски считающий себя представителем богемы пытался выбраться в столицу, в Петербург, в крайнем случае в Москву. Это сейчас все наоборот. Все лезут в Москву, в крайнем случае в Петербург.

Сергеев- Ценский, построив свой домик в 1905 году, более полувека, до самой своей смерти, практически никуда оттуда не выезжал.

Терраса, обращенная к морю.
Терраса, обращенная к морю.

Несколько помет к жизни этого отшельника.

Первое. Не стремился заводить знакомств, не толкался по редакциям, не искал протекций. Писал. Отсылал в толстые журналы. И… Просили присылать еще.

Второе. В начале творческого пути кумиром Сергеева- Ценского был А.М. Горький. Горький был всего на семь лет старше Сергеева- Ценского. Но в то время уже был всемирно признанным корифеем. Когда же Горький сам прислал ему письмо с восхищением его творчеством и приглашением приехать в Петербург, Сергеев- Ценский долго не отвечал. Потом ответил. Отказом.

Третье. Как и все, в юности писал стихи. Даже издал по молодости сборник. Стихи продолжал писать всю жизнь. Стихи довольно неплохие. Даже если судить по той эпитафии, которую он сам себе написал. Ее разместили рядом с его могилой рядом с домом- музеем.

С последней просьбой обращаюсь к вам:
Похоронить меня, как старого солдата -
На той земле, которую я сам
Копал киркой и штыковой лопатой.
Вблизи моей укромной мастерской,
Построенной назад тому с полвека,
Здесь на горе, где слышен шум морской...

Могила писателя.
Могила писателя.

Как говорят, этих стихов хватило бы на пять- шесть сборников. Став классиком, ему не составило бы труда их напечатать. Но понял. В отличие от некоторых олигархов. Как поэт он все таки не очень.

Четвертое. Единственный раз, когда ему пришлось покинуть свое отшельничное жилище- эвакуация. Во время войны. Когда вернулся- дом разрушен. Выделили ему дом академика Бекетова. По сравнению с его халупой- дворец. Рядом с морем, центр города. Но он сразу начал отстраивать свой домушко. И вернулся на свою гору.

Вид с горы.
Вид с горы.

P.S. Как добраться до дома- музея. При входе со стороны Алушты в Профессорский уголок указатель «Дом- музей Сергеева- Ценского». Но это километра два. С половиной. И все в гору. Кто не готов- можно на троллейбусе 2 до одноименной остановки. Дальше тоже в горку пешком. Но всего метров триста.