Найти тему
Фотопутешествия

Мост Цаплина на Алтае – уникальное сооружение с историей, которое еще стоит

Про этот уникальный мост, дорогие читатели, мне поведал известный оператор Анатолий Дмитриевич Заболоцкий. В своих поездках с другом и соратником Василием Макаровичем Шукшиным по Алтаю они не раз обсуждали это сооружение – ведь «мостик-то уникальный». Он построен совсем ещё юным тогда студентом Сергеем Цаплиным в далёком 1936 году. На защиту дипломной работы он прибыл на Алтай и смог убедить начальника стройки построить переправу на основе двухцепной висячей конструкции. Для того времени это было очень смелое решение! Стоит он и сейчас, но машины по нему уже не ездят – максимум мотоциклы!

Фигурка пешехода на мосту.
Фигурка пешехода на мосту.

Но, прежде чем мы с вами поговорим о самом мосте, друзья, давайте я вам дам одну подсказку – изюминку, о которой возможно вы не знаете. Когда вы переедете по Чуйскому тракту реку Катунь в посёлке Иня по новому мосту, то поверните не направо к старому мосту, а налево! И на пригорке вы увидите памятник советского времени, который на фоне гор смотрится особенно необычно – наверняка «дедушку Ленина» в таком обличии вы ещё не видели:

Памятник Ленину на фоне гор и деревни..
Памятник Ленину на фоне гор и деревни..

Сделав фото необычного памятника советской эпохи, вы можете смело двигаться дальше через деревню направо к старому уникальному мосту. Я решил предложить вашему вниманию осеннюю серию снимков этого места. На фоне бирюзовой Катуни и красочных деревьев это уникальное сооружение выглядит впечатляюще:

Общий вид моста осенью.
Общий вид моста осенью.

В поисках лучшей точки для съёмки этого моста я провёл около 40 минут. При этом, я был приятно удивлён, что жизнь на мосту кипит. Несмотря на наличие неподалёку новой современной переправы, за короткий промежуток времени по старой прошли три коровы, небольшое стадо коз (возможно с козлами – сверху не видно))), два пешехода и проехал один мотоциклист.

Последний впечатлил меня больше всего – на мосту недостаёт много дощечек и при одном неловком движении можно улететь в неизвестном направлении вместе с мотоциклом. Но, видимо, водитель не первый раз проделывает такой путь и он ловко умчался на другой берег по своим, только ему ведомым делам…

Мотоциклист!
Мотоциклист!

Ининский мост не рекомендован сейчас для передвижения по нему и с 1994 года является памятником архитектуры. На сегодняшний день он числится объектом культурного наследия РФ.

Ини́нский мост (Заболоцкий называет его уверенно Цаплинским, как и местные жители) представляет интерес как первый двухцепной висячий мост на территории России. Для того времени это было очень смелое решение – пойти на такой эксперимент. После постройки первыми прошли по мосту гружёные ЗИСы и мост выдержал. После чего ему дали добро на постоянное использование. До этого момента здесь была только паромная переправа. Это мы сейчас современные жители привыкли везде ездить свободно и доступно. А если нам постоять в пробке на переправе и переплыть Катунь в страхе за свои дорогие машинки – согласитесь острота ощущений растёт в геометрической прогрессии?

Вид справа.
Вид справа.

Общая длина моста по настилу 142 метра, а пролёт над Катунью насчитывает — 100 метров. Пилоны моста высотой 21 метр представляют собой качающиеся железобетонные рамы. Цепи моста перекинуты через вершины пилонов и закреплены в анкерных плитах. Мост возводили около трёх тысяч заключённых – в те времена это было обычным явлением. Канаты для моста скручивались на месте, прямо на льду застывшей Катуни. Для этого инженера придумали использовать заднюю ось грузового автомобиля. Русские люди всегда были смекалисты! После завершения работ всех заключённых обещали амнистировать, поэтому в народе прижилось другое название этого моста — «дембельский». Своё обещание после сдачи моста "власть имущие" всё-таки сдержали и лучших строителей на самом деле отпустили по домам. Наверное, в этом тоже что-то есть – ощущать свой собственный, пусть и маленьких вклад в такое грандиозное для Алтая сооружение того времени…

А сейчас мы с вами переезжаем бирюзовую красавицу Катунь по новому современному мосту, который тоже красиво смотрится на фоне гор, но его строили уже в других условиях и совсем другие люди:

Новый мост.
Новый мост.

Остановка в деревне Иня Онгудайского района с осмотром этих достопримечательностей, про которые я вам рассказал, займёт у вас около часа. После чего вы можете смело двигаться дальше по интереснейшей дороге, входящих в десятку самых красивых дорог в мире – Чуйскому тракту! И на пути вам будут встречаться вот такие красивые картины его изгибов на фоне гор и рек:

Чуйский тракт!
Чуйский тракт!

А если вам, друзья, интересна тема необычных мостов, то ещё более ярким сооружением такого рода на Алтае является Чёртов мост. По ссылке вы можете прочитать про него мою статью.

P.S. Спасибо, друзья, что читаете мои статьи, а кто попал на моё творчество случайно – подписывайтесь и ставьте лайки, чтобы не потеряться в сети! Впереди будет ещё много интересного. Например, как на Байконуре я снимал запуск ракеты и посетил музей космонавтики с моими снимками…

-9