Найти в Дзене
михаил вальковский

Какого цвета белорусская «цветная революция»?

Оглавление
Цвет революции - красный. И белый. Фото DW.
Цвет революции - красный. И белый. Фото DW.

Четвертую неделю в Беларуси не утихают мирные протесты. Их масштаб в разы превосходит все, проходившие в стране раньше. 

«Что там у вас происходит? Когда вас захватит Польша?» - такие вопросы задают родственники и знакомые из России. 

Некоторые искренне пытаются понять природу и характер событий, разобраться в мотивах и причинах. Но большинство анализом не не заморачивается, сразу лепят ярлык «цветной революции». Как будто это словосочетание - универсальное объяснение на все случаи жизни.

Причины и следствия

Действительно, при всём различии причин,  протесты в разных странах имеют схожий алгоритм развития. Означает ли это, что они все проходят по одной методичке, ими руководят из одного центра? Конечно же нет. И протесты в Беларуси тому яркое подтверждение. 

Начнём с того, что дедушка Ленин был прав: для революции нужна, как минимум, революционная ситуация. Чтобы низы не хотели, а верхи не могли. Создать ее извне архисложно.

Если игнорировать эту аксиому, придётся признать, что польская разведка - самая крутая в мире, ЦРУ, Моссад и ФСБ в пометки не годятся. Ее аналитики не только просчитали арест Тихановского и Бабарико, нерегистрацию Цепкало, выдвижение Тихановской. Но и смогли, гады эдакие, убедить из Варшавы через контролируемый ими телеграмм-канал NEXTA наивных белорусов, что выборы были сфальсифицированы, вывести их на улицы. Они же, подлые, заставили подписаться на сей канал 2 миллиона человек. 

Где-то на подхвате  работают разведки Литвы, Латвии, Чехии, Нидерландов, Великобритании, Украины, США. Впрочем, доказательства их злонамеренной деятельности пока не предъявлены...

Увы. Но большая часть вины за происходящее лежит на самих белорусских властях. Они совершали одну ошибку за другой, результатом этого каскада промахов и просчетов и стали наблюдаемые сейчас события. 

В телеге прошлого далеко не уедешь

Топорная, формальная работа (либо её имитация) идеологов всех уровней по лекалам середины прошлого века, отсутствие  обратной связи и кондовая пропаганда лишь усугубили положение дел. Действительно, ТВ - картинка важна, но телевидение работает на более возрастную аудиторию, которая и без того голосует за Лукашенко. А вот молодежь и среднее поколение привыкли получать информацию из интернета.

 «Мы проиграли молодежь» - констатировал Лукашенко. Самокритика и разбор полётов по горячим следам занятие нужное и важное. Но делать-то что, чтобы надежно взять ситуацию под контроль? 

Одна из уже предпринятых мер -  замена ненадежных белорусских телевизионщиков опытными российскими пропагандистами. Похоже, заметной роли эта рокировка не сыграла:   градус истерии возрос, курс на раскол общества усилился, но кардинально повлиять на умы телезрителей московским спецам вряд ли удалось.

Пока ставка сделана на силу. Заблокирован доступ к 72 сайтам. Идут точечные задержания во время демонстраций, на сутки отправляют организаторов стачечных комитетов, против членов Координационного совета возбуждаются уголовные дела, их выдавливают за границу. 

Однако их отсутствие мало кто замечает: телеграмм позволяет не только мгновенно получать информацию, но и создавать и поддерживать горизонтальные связи, обходится без лидеров (кстати, общенационального лидера за месяц так и не появилось, протест носит децентрализованный характер). И что можно противопоставить этому?