Замок Бездез... Красавец!...Один из многих памятников Чешского Средневековья... Молодцы чехи, сохранили и восстановили...
Многочисленные туристы со всей Европы, да и мира, посещавшие его в 70-е и 80-е годы, даже предположить не могли, что все окрестности его были превращены в полигоны, танковые директрисы и полевые районы. Все вокруг было перекопано блиндажами, капонирами, окопами. На съездах на лесные дороги висели таблички "STUY STRELBA! PRUCHOD ZAKAZAN!"
Здесь бал правила СОВЕТСКАЯ АРМИЯ! Днем и ночью, зимой и летом военнослужащие окрестных гарнизонов Курживоды, Мимонь, Градчане, Врх-Бэла и т.д. "УЧИЛИСЬ ВОЕННОМУ ДЕЛУ НАСТОЯЩИМ ОБРАЗОМ!"(В.И.Ленин) . Среди учеников бывают не только отличники, но и двоечники. Мой рассказ связан с одним таким двоечником :
... Наша сббр (сборочная бригада) уже две недели стояла в полевом районе. Отсюда был отличный вид на замок Бездез, как на открытке. Правда любоваться видами было особо некогда. Занятия по боевой подготовке и рытье капониров отнимали у бойцов все силы.
После тяжелого дня многие солдаты, с разрешения командиров, ложились спать пораньше. Остальные, покурив у костра, тоже расходились по блиндажам.
Согласно УГКС, на ночь выставлялись два поста. Часовые сменялись каждые два часа. Все как положено. Правда, был один важный момент - патронов у часовых НЕ БЫЛО. Это делалось для собственной же безопасности. Чтобы солдаты в темноте с испугу не стреляли на звук шагов. Были такие случаи. Дело в том, что по ночам в полевой район частенько заходили олени и косули. Могли поковыряться в кухонных отходах и семейки кабанов.
В паре километров от нас находился танковый полигон. Ночные занятия на нем проводились постоянно, с редкими перерывами. Рев танковых двигателей, лязг гусениц, грохот 120-ти мм орудий. Все это звучало как колыбельная для крепкого солдатского сна. Часовые уже привыкли и не обращали внимания на шум.
... В ту ночь танкисты крушили мишенное поле на "хорошо" и "отлично". Болванки летели точно в цель. (Болванка - снаряд, не содержащий взрывчатого вещества и предназначенный для учебных стрельб.) Но и среди танкистов попадаются "двоечники". Одна из болванок почему-то полетела совсем в другую сторону и попала точно посередине ствола вековой сосны. А сосна та стояла в самом центре нашего полевого района. Со страшным грохотом болванка разнесла дерево и его обломки полетели на землю.
Находившийся поблизости часовой в ужасе бросил пост и скрылся в лесу. Под утро его нашли в одном из окопов. Он спал, дергаясь как в лихорадке. Когда его разбудили, долго не мог понять где он и что с ним произошло. Некоторые бойцы захихикали, но бывший с ними прапорщик, цыкнул на них со словами : а как ТЫ повел бы себя на его месте? Через пару часов он постепенно пришел в себя. Наказывать его не стали.
Утром НШ части и наш начальник сббр поехали на танковый полигон "на разборки". Вернулись к вечеру в "хорошем" настроении. По словам нашего бригадира, сначала танкисты все отрицали.
- Не может такого быть! Это не наш снаряд! Это стреляли самоходчики с другой директрисы!
Но узнав что все живы и здоровы, никто не пострадал и наши не собираются никуда докладывать, танкисты признали свою вину. И предложили скрепить боевое содружество родов войск с помощью "Столичной". Что и было сделано.
На следующий день наша бригада получила приказ покинуть полевой район. Чтоб не испытывать судьбу. Ведь береженого Бог бережет!