Гений по сей день остается "солнцем поэзии" – и не только русской, но мировой. В то же время, гениям на протяжении жизни приходится постоянно подпитывать вдохновение, для чего многие из них буквально ходят по лезвию ножа. Не был исключением и великий Пушкин.
Столпы мировой литературы в жизни зачастую были не только остры на язык, но и скоры на расправу. Достаточно вспомнить Сирано де Бержерака (не литературного героя, а его прототипа, французского поэта и драматурга). О подвигах этого гасконца-бретера ходили легенды – зачастую лишенные и намека на правдоподобие. Но дыма без огня ведь не бывает.
Ну а в сочетании со знаменитой "загадочной русской душой" романтизм и вспыльчивость творческих натур становились особенно взрывоопасны. Михаил Лермонтов был виртуозом язвительных эпиграмм, из-за чего постоянно возникали конфликты. Дуэлью, правда, окончились только два из них, вторая стала для поэта последней.
Известен удалой (и где-то даже буйный) нрав еще одного гения – Сергея Есенина. Не прочь поразмяться в удалой драке был и Владимир Маяковский, список можно продолжать и продолжать. Но все эти "воинские" подвиги меркнут на фоне послужного списка "нашего всего".
О Пушкине написано так много, что удивить человека, интересующегося литературой, исследованиями его жизни и творчества невероятно тяжело.
Но все же существует вопрос, который не способен оставить равнодушным даже отъявленного скептика, при этом о нем мало сказано в трудах пушкинистов. Речь идет о том, что мистика буквально преследовала поэта и странным образом предопределила важнейшие вехи его судьбы.
У Пушкина за всю его жизнь было, по разным данным, от 26 до 30 с лишним дуэлей. Причем в подавляющем большинстве случаев вызывал на поединок сам поэт, и только менее десятка раз вызов бросали ему. А начал свою дуэльную карьеру семнадцатилетний Александр поединком с родным дядей, который имел неосторожность отбить у будущего великого поэта даму. К счастью, поединок остался лишь в планах: родственников быстро помирили.
До определенного времени Александр Сергеевич, казалось, соблюдал некий режим: по одному вызову в год. Точнее, это были ссоры, зачастую – с друзьями, так что все эти дуэли были, в конце концов, отменены.
Так продолжалось до 1822 года. О том, что произошло с поэтом именно в это время, история умалчивает – однако поединки следовали один за другим. Часть из вызовов аннулировалась после примирения сторон – однако немало дуэлей состоялось. Так и продолжалось до самой последней из них. В списке противников Пушкина были министры и полковники, бессарабские помещики и офицеры генштаба. Впрочем подробно о его дуэлях я уже ставила тему:
Как известно, Пушкин был отменным стрелком (хотя некоторые историки и пытаются оспорить этот факт). При этом, несмотря на свою вспыльчивость, он так и не выстрелил ни в одного соперника (за исключением одной из первых дуэлей со своим другом Кюхельбекером, когда пистолеты были заряжены клюквой). Точнее, поэт либо отказывался стрелять после промаха противника, либо стрелял в воздух. Только вот Дантес не принял этот факт во внимание, и встреча с ним окончилась смертью Пушкина.
Об этом нечасто вспоминают, но великий поэт был суеверен. Вот что писал по этому поводу друг Пушкина Владимир Даль. "Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную, непостижимую для ума связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, по-видимому, нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался и в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать".
У Пушкина имелся список «несчастливых дней»,сделанный собственноручно: «Оных дней в януарии семь: 1,2,6,7,11,12,20; в февруарии три: 11,17,18; в березове четыре: 1,14,24,25; в травине три: 1,17,18; в маие три: 1,6,26; в иунии один: 17; в иулии два: 17,21; в серпене два: 20,21; в септемвере два: 10,18; в октобрии три: 2,6,8; в ноевембрии два: 6,8; в декемврии три: 6,11,18». - полуславянское, полунемецкое написание месяцев свидетельствует о том, что это был давнишний список с какого- то астрологического календаря. Обнаружив в этом списке день своего рождения, 26 мая, Пушкин чрезвычайно расстроился. Теперь каждый раз, когда его одолевала «беспричинная» хандра, он жаловался близким: «Что же делать! Так уж мне народу написано: в несчастный день родиться...».
Поэт никогда не садился за стол, где было 13 человек, не оставался в комнате с 3 свечами (эти приметы предвещали смерть). "Он терпеть не мог подавать и принимать от знакомых руку, в особенности левую, через порог, не выносил ни числа тринадцати за столом, ни просыпанной невзначай на стол соли, ни подачи ему за столом ножа", – вспоминали близкие Пушкину люди.
Плохими приметами сопровождался обряд венчания с Натальей Гончаровой. Упали крест и Евангелие, когда по традиции обряда молодые обходили вокруг аналоя. Обручальное кольцо Пушкина упало на ковер, а свеча в руке поэта потухла. Эти обстоятельства встревожили Пушкина. "Tous les mauvais augures!" ("Плохие предзнаменования!", франц.), – произнес поэт.
Мистическое предсказание однажды промелькнуло в зеркале, в котором Пушкин увидел Натали с её вторым мужем офицером Ланским. "Наташа! – позвал он странным сдавленным голосом. – Что это значит? Я ясно вижу тебя и рядом, – так близко! – стоит мужчина, военный… Но не он, не он! Этого я не знаю, никогда не встречал. Средних лет, генерал, темноволосый, черты неправильны, но недурен, стройный, в свитской форме. С какой любовью он на тебя глядит! Да кто же это может быть? Наташа, погляди!", – вспоминала позже Наталья Пушкина.
Друг Павел Нащокин заказал для Пушкина талисман – перстень с бирюзой (камень-оберег от насильственной смерти). По свидетельству секунданта Константина Данзаса, поэт забыл взять талисман с собой на роковую дуэль. Перед смертью Пушкин подарил перстень Данзасу со словами "Это от нашего общего друга Нащокина". Но есть и другая версия, озвученная ниже.
МИСТИКА В ЖИЗНИ ПУШКИНА
Пушкин верил в тайные знания: некоторые его произведения иначе, как мистическими, не назовешь. В его жизни также происходило много странных событий, а его трагическая смерть была предугадана заранее.
Пушкин считался суеверным человеком и не раз обращался к прорицателям и гадалкам. Так, будучи в Одессе, он встретился с известным греком - предсказателем, который повез его в лунную ночь в поле. Там, произнеся заклинание, он сделал страшное пророчество, что Александр умрет от лошади или беловолосого человека в белом на белой лошади.
Впоследствии Пушкин признавался друзьям, что после этой встречи с греческим магом он каждый раз с отвращением ставил ногу в стремя... Грек не ошибся – убийца Пушкина Дантес был белокур, носил белый мундир и ездил на белой лошади...
Однажды поэт после окончания лицея обратился к своей сестре Ольге с просьбой погадать по ладони (она серьезно увлекалась хиромантией). Ольга заупрямилась, не желая ворожить брату. А когда уступила просьбе и стала разглядывать его ладонь, то вдруг залилась слезами и сказала: « Зачем, Александр, принуждаешь меня сказать то, что и молвить боюсь? Грозит тебе смерть насильственная, и еще не в пожилые годы».
Вообще-то преждевременная смерть была, как будто уготована ему судьбой. Можно ли было этого избежать? Известная на всю Европу немка-гадалка Кирхгоф зимой 1817 года приехала в Петербург, и к ней отправились выяснять свою судьбу столичные ловеласы. Среди них был и Пушкин, которому она гадала последним.
Увидев Пушкина, Кирхгоф воскликнула: «О! Эта важная голова! Вы человек непростой и станете известным!» Она также предрекла юному Пушкину, что он получит вскорости деньги. В тот же вечер Пушкин, придя домой, обнаружил на столе конверт с карточным долгом.
Также гадалка пообещала, что его ждет заманчивое предложение по службе. И, действительно, несколько дней спустя в театре его подозвал к себе генерал А. Ф. Орлов и стал отговаривать от поступления в гусары, настаивая, чтобы Пушкин поступил в конную гвардию.
Также ведунья предупредила его, что он дважды подвергнется ссылке. Последнее же пророчество звучало так: «Может быть, ты проживешь долго, но на тридцать седьмом году берегись белой лошади, белой головы или белого человека». Следовательно, если ей верить, Пушкина могла ждать иная судьба, прояви он осторожность!
Пушкин посетил в тот вечер гадалку не один, а с одним своим приятелем. Глядя на руки, она предсказала насильственную смерть обоим. На другой день приятель Пушкина был заколот унтер-офицером.
Воспоминания современников поэта подтверждает тот факт, что Пушкин всеми силами пытался избежать злой участи. Вступив в масоны и узнав о причастности к ложе человека, чье имя в переводе означает «белая голова», он отошел от них. Также он отказался от поездки в Польшу в качестве военного, когда услышал, что один из руководителей восстания, с которым ему придется воевать, носит имя Вейскопф («белая голова»).
В 1827 году Пушкин был близок к исполнению предсказания с «белокурым» А.Н. Муравьёвым, который впоследствии писал об этом: «Дом Белосельских был мне особенно близок. Часто бывал я на вечерах и маскарадах, и тут однажды, по моей неловкости, случилось мне сломать руку колоссальной гипсовой статуи Аполлона, которая украшала танцевальную залу. Это навлекло мне злую эпиграмму Пушкина...» Дело в том, что Муравьёв написал стихи на пьедестале статуи:
О, Аполлон! Поклонник твой
Хотел померяться с тобой,
Но оступился и упал,
Ты горделивца наказал.
Хотя пожертвовал рукой,
Зато остался он с ногой.
Отступление от смысла, вкуса, аромат поэзии возмутили Пушкина, и он написал:
Лук звенит, стрела трепещет,
И клубясь, издох Пифон.
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
Кто ж вступился за Пифона,
Кто разбил твой истукан?
Ты, соперник Аполлона,
Бельведерский Митрофан.
Муравьёв был в недоумении. Он считал, и небезосновательно, что поэт расположен к нему, и вдруг - такая злая эпиграмма. Приятель Пушкина Соболевский объяснил этот факт тем, что поэт искушает судьбу. По поводу помещения в «Московском Вестнике» эпиграммы Пушкина М. П. Погодин впоследствии вспоминал : «Встретясь со мною дня через два по выходе книжки, он сказал мне : «А как бы нам не поплатиться за эпиграмму». – Почему ? – «Я имею предсказание, что должен умереть от белого человека или от белой лошади. [Муравьев] может вызвать меня на дуэль, а он не только белый человек, но и лошадь» («Русск. Арх.» 1870 г., ст. 1947). Как бы там ни было, дуэль не состоялась.
И вот тогда суеверный Пушкин решается отменить поездку. И правильно сделал! В доме, куда он собирался поехать, собрались те, кого впоследствии назовут декабристами. Многих их них после восстания на Сенатской площади повесят, а других сошлют в Сибирь за попытку уничтожить царя.
Однако по воспоминаниям современников - Пушкин хоть и «сочувствовал», но на Сенатскую площадь не собирался, и даже не знал о восстании.
«Вот однажды, под вечер, зимой — сидели мы все в зале, чуть ли не за чаем. Пушкин стоял у этой самой печки. Вдруг матушке докладывают, что приехал Арсений. У нас был, изволите видеть, человек Арсений — повар. Обыкновенно, каждую зиму посылали мы его с яблоками в Петербург; там эти яблоки и разную деревенскую провизию Арсений продавал и на вырученные деньги покупал сахар, чай, вино и т. п. нужные для деревни запасы. На этот раз он явился назад совершенно неожиданно: яблоки продал и деньги привёз, ничего на них не купив. Оказалось, что он в переполохе, приехал даже на почтовых. Что за оказия! Стали расспрашивать — Арсений рассказал, что в Петербурге бунт, что он страшно перепугался, всюду разъезды и караулы, насилу выбрался за заставу, нанял почтовых и поспешил в деревню.
Пушкин, услыша рассказ Арсения, страшно побледнел. В этот вечер он был очень скучен, говорил кое-что о существовании тайного общества, но что именно — не помню. На другой день — слышим, Пушкин быстро собрался в дорогу и поехал; но, доехав до погоста Врева, вернулся назад. Гораздо позднее мы узнали, что он отправился было в Петербург, но на пути заяц три раза перебегал ему дорогу, а при самом выезде из Михайловского Пушкину попалось навстречу духовное лицо. И кучер, и сам барин сочли это дурным предзнаменованием, Пушкин отложил свою поездку в Петербург, а между тем подоспело известие о начавшихся в столице арестах, что окончательно отбило в нём желание ехать туда». (Из рассказов о Пушкине, записанных М. И. Семевским).
«Пушкин сказывал, что в бытность свою в Михайловском, накануне казни пяти декабристов 13 июля 1826 года, ему приснилось, будто у него выпало пять зубов».
(Василий Щербаков «Заметки о Пушкине»)
Немало загадок связано и с творчеством Пушкина. Как известно, в "Евгении Онегине", изображая смерть Ленского на дуэли, он практически дал описание собственной гибели. Ленский очень схож со своим творцом: он тоже поэт, у него темные вьющиеся волосы, дуэль также происходит из-за женщины, и исход смертельный… Неужели он предвидел свою гибель?
А период Болдинской осени, которому обязаны своим появлением "Маленькие трагедии", пять повестей, окончание "Евгения Онегина" и 30 стихотворений великого поэта? Все это было написано за каких-то три месяца! Казалось, вдохновение не оставляло Александра Сергеевича ни на день, чего не бывало ни до, ни после той осени…
В наши дни этим фактом заинтересовались исследователи области, весьма далекой от литературы, — физики.
Пушкин приехал в Болдино в 1830 году, когда в Нижегородской губернии вспыхнула эпидемия холеры. Намереваясь пробыть там совсем недолго, он, однако, не смог вернуться обратно из-за карантина и остался в имении затворником.
Упоминание о холере не случайно. 1830 год был годом активного солнца. Такие годы обычно чреваты войнами и эпидемиями. Живые организмы получают повышенные дозы космической радиации. Сотрудники Института ядерной физики (Санкт-Петербург) экспериментальным путем доказали, что уровень рентгеновского излучения, соответствующего периоду солнечной активности, стимулирует деятельность мозга и пробуждает воображение. Остается только сесть за письменный стол…
И всё-таки Пушкин был не просто поэтом и "солнцем русской поэзии", он имел огромное влияние на умы своих современников. В жизни его много тайного. Говорят, что многие стихи его являют собой шифр. Приписывают Пушкину и связь с масонством. Мистика в его жизни присутствовала, и в больших количествах. Да и сам поэт придавал огромное значение предсказаниям.