В Башкирии настоящий бум среднего профессионального образования - вчерашние девятиклассники дружно забрали документы из школы и ушли в колледжи.
Ажиотаж был такой, что конкурс на некоторые даже коммерческие специальности соизмерим с вузовским. Это подтверждают и официальные данные - пять лет назад после девятого класса уходили около 35% учеников, сейчас вдвое больше - 65%.
Одной из причин повышенного интереса к колледжам эксперты называют усталость школьников от учебы и их страх перед ЕГЭ. Плюс кризис, пандемия - не все семьи могут позволить себе репетитора для подготовки к экзаменам.
С этим, правда, не согласна директор лицея села Булгаково Наталья Полищук:
- В этом году у нас будет два десятых класса. Из 122 выпускников 9 классов в школу вернулись 46 учеников. Это больше, чем в прошлом году. Среди них много сильных детей, которые хотят продолжить учебу и поступать в вузы. У этих ребят как раз-таки нет страха перед ЕГЭ, они его не прочувствовали.
Цель - быстрее начать зарабатывать
По мнению заместителя директора Туймазинского индустриального колледжа Олега Гайсина, для многих молодых людей учеба в колледже – это возможность получить профессию и раньше начать работать.
- У нас многие ребята идут на рабочие специальности: на сварщиков, электриков. Молодежь поняла, что после окончания колледжа можно заработать неплохие деньги и что вузовский диплом не гарантирует высоких доходов. Сегодня важнее навыки, которыми обладает работник, его профессионализм, - говорит он.
Сказывается и повышение авторитета колледжей. Студентов уже не называют пренебрежительно «пэтэушниками» и среднее профессиональное образование перестает восприниматься как удел троечников-неудачников. В ссузы поступают вполне успешные ученики.
- Конкурс в наш колледж традиционно высокий, но в последние годы он резко идет вверх, - говорит ответственный секретарь приемной комиссии уфимского медицинского колледжа Альбина Хуснутдинова. - Два года назад на специальность «сестринское дело», где 75 мест, заявления подавали около 900 человек, в этом году - 1400, из них 126 абитуриентов предоставили оригиналы аттестатов с отличием. Для зачисления рассматривали индивидуальные достижения каждого отличника.
Профессии диктует рынок
О рекордном количестве поступающих после девятого класса говорит и директор уфимского многопрофильного колледжа Сынтимир Баязитов. По его словам, за пять лет число желающих получить профессиональное образование выросло в четыре раза: на бюджетные места документы в этом году подали более 1780 человек. Впервые конкурс на специальность «Физическая культура» составил девять человек на место, а интерес к «Преподаванию в начальных классах» проявили не только девочки, но и мальчики.
В уфимском колледже технологии и дизайна самыми востребованными специальностями стали «дизайн», «информационные системы», «графический дизайнер». Конкурс на дизайнера в этом году достиг 10 человек на место. За четыре года ссуз нарастил внебюджетные места вдвое - с 110 до 226 мест. И, как говорит директор учебного заведения Леонид Васильев, цель не заработать деньги, а удовлетворить потребность работодателей в кадрах, потому что спрос на творческие профессии есть и немаленький.
- Государство жестко контролирует дальнейшее трудоустройство студентов. Смотрят по данным Пенсионного фонда - если есть отчисления, значит выпускник трудоустроился. В нашем колледже, если не учитывать тех, кто продолжает учебу в вузе, уходит в армию или декрет, 82% выпускников востребованы и находят работу, - говорит Леонид Васильев.
Комментарий психолога Елены Садыковой
Что делать, если ребенок не поступил в колледж?
- Если наших бабушек воспитывали в парадигме "чтобы выжили", то базовой ценностью наших родителей было дать ребенку возможность получить "статус". И вуз тут виделся обязательным элементом. Если я люблю своего ребенка, то он должен получить высшее образование.
Сегодняшних выпускников воспитало поколение, которое видит целью вырастить "счастливого, реализованного человека". К тому же, родители этих детей на своем опыте выяснили, что "корочка", полученная насилованием себя, не ведёт к успеху. Скорее, наоборот - к сожалению о бесцельно потраченном времени. В самых печальных случаях люди страдают всю жизнь на нелюбимой работе, потому что "работать надо по профессии" (произносить про себя маминым голосом).
Поэтому разрешить ребенку пойти против системы уже не страшно. Бесцельно прожитые годы стоят гораздо дороже. К тому же, колледж вовсе не отменяет вуза - пойти получать высшее образование можно будет более осознанно, уже имея профессию и возможность зацепиться в жизни. На рациональном уровне это звучит даже гораздо более логично, чем массовая невротическая атака университетов сразу после получения школьного аттестата. Да, тогда вы лишаетесь возможности быстрее получить "высшее", которое звучит как "лучшее", "премиальное" и притягивает детей и родителей с синдромом отличника. Страшнее, если с синдромом нереализованного отличника. Тогда эта тяжкая ноша - реализовать родительские хотелки - ложится на ребёнка, который непременно должен стать лучшей версией папы и мамы.
Другой вопрос: как быть тем, у кого и в колледж поступить не получится? Высокий конкурс предполагает большое количество проигравших. И им придется с этим как-то справляться.
Многое тут зависит от родителей. Как они будут воспринимать неудачи ребенка. Смогут ли убедительно транслировать ему идею "ты - это не твои достижения", "я люблю и принимаю тебя вне зависимости от твоих оценок". Сложность тут обычно в том, что родители не видят разницы между "люблю тебя вне зависимости от промахов" и "поддерживаю (подкрепляю одобрением) промахи". Поэтому считают нужным реагировать на них так, чтобы ребенок стремился к лучшему. То есть пребывают в иллюзии, что своей реакцией они способны что-то изменить.
На самом деле ничего, кроме травмы и невроза этой дрессировкой сформировать невозможно. И самый здоровый вариант тут принять, что оценки выпускника - это полностью его дело и его ответственность.
Подписывайтесь! "Эксперт-Башкортостан" это канал с максимально полезной и нужной информацией. Мы пишем только о том, что важно и актуально - простым и доступным языком.