Самый верный способ – отдать его увлечённому своим делом педагогу. Именно о таком учителе Бобруйска и пойдёт речь.
Людмила Добровольская – человек в городе известный. Учитель, педагог от Бога, увлечённый краевед и просто любящая Беларусь и белорусов женщина. Предлагаем вам её рассказ-размышление о своём пути, работе с воспитанниками в Центре туризма, краеведения и экскурсий детей и молодёжи Бобруйска. У ваших детей есть уникальная возможность быть рядом с Людмилой Николаевной во время археологических раскопок и путешествий по родной стране, научиться быть патриотами и гражданами своей страны – и просто стать ЧЕЛОВЕКОМ.
…Я попытаюсь рассказать о своём направлении. Честно попытаюсь сделать рекламу с целью поиска «моих» учеников.
В общем-то, их всегда достаточно, но тех, с кем можно заниматься краеведением по-настоящему, – с каждым годом всё меньше и меньше. У меня уже занимаются дети моих учеников, и их родители приходят, смотрят наши старые дневники походов и экспедиций, фотографии и фильмы, смотрят на своих детей и... вздыхают. Безусловно, все дети интересны и дороги. Но краеведение – это сложно...
Я работаю в Центре туризма, краеведения и экскурсий уже 28 лет. По образованию учитель истории и художник ДПИ (декоративно-прикладное искусство).
На бескрайнем краеведческом поле мои знания и интересы позволяли увлечь детей путешествиями по родной Синеокой в самых разных направлениях. Были краеведческие экспедиции (очень длительные – по 18 дней) по местам, в которых художник ХІХ века Наполеон Орда рисовал. А это замки, парки, усадьбы, дворцы, монастыри и храмы. Мы даже пытались рисовать то, что досталось нам, спустя 200 лет. С 1998-го по 2008 год мы обошли/объехали пол Беларуси. Мечтали о Литве и Варшаве, Вильнюсе и Париже… Что ни говори, отбросив пугающие политические оттенки, эти места связаны с нашей историей. Да и кто из любителей вояжей не мечтал побывать в этих и других городах соседей?! А по рисункам Орды у нас в Беларуси уже два замка, одно имение восстановлено. И также можно поднять из руин многие костёлы и церкви, утерянные архитектурные жемчужины.
С итогами моей просветительской работы я принимала участие в международной конференции, посвящённой 200-летию земляка – патриота, музыканта, художника, просветителя Матеуша Тадеуша Наполеона Орды…
Параллельно с этой темой я очень много сотрудничала с археологами Национальной академии наук РБ. Да. И объясняется это тем, что когда наш городской (единственный) музей переезжал из старой тесной квартиры по Пушкина на площадь Победы, требовалось расширить его экспозиции... К нам на Бобруйщину археологи поехали прямо косяками. Трудно перечислить все экспедиции от 1992-го года. Но я продолжаю их организовывать по настоящее время. И как я это делаю - можно увидеть в фоторепортаже Александра Чугуева в нашем «Вечернем Бобруйске» от 23 июля 2020 г., в видеороликах на ютубе, в публикациях нашей корпоративной «Настаўніцкай газеты» от 25 августа 2020 г. (кстати, она (Н. г.) даже наградила меня за многолетнее сотрудничество).
Я всегда начинаю именно с этих «великих дел», придя в классы к детям, когда делаю набор. Но увы, наше сотрудничество с ними заканчивается скоро. Дорогие родители знают, что где-то в 8-9-11-... ну максимум 12 лет детская пытливость, здоровая любознательность и контакт с реальным миром вскоре заканчиваются. Ребятишек – и из начальной школы, и средней, и старшей – достаточно много для обычных прогулок в лес. Как говорят иногда с горечью коллеги, попрыгать через костёр и пожарить мамины сосиски – для этого «туризма» собрать детей труда не составляет.
Если вы ещё продолжаете читать моё эссе, то я просто расскажу вам, чем я занималась с учениками в последнем учебном году. Ребята были новичками. Из классов 8-х и 9-х. Обычные, весьма. Не отличники, как те, что ушли в студенты из последнего выпуска. Очень любознательны, добры и отзывчивы душой.
Программа наша сложена 50 на 50 – Туризм и Краеведение. Я знакомлю детей с основами туризма (снаряжение, движение по карте, препятствия, медицинская помощь, узлы, топографические карты, соответственно). Ну вот, как видите, много всего. По этому разделу у нас много соревнований. Они и названы так – очень красиво – «Властелин леса». За год мы 5-6 раз в соревнованиях отрабатываем, сдаём зачёт как бы. Для того чтоб справиться с «поставленными задачами», много ходим, учимся разжигать костры, готовить обеды по-туристски, вяжем узлы и т. д., и т. д.
С краеведением на-а-амного сложнее. Тут ва-аще встречаю забавнейшие вещи. Например, дети уровня 8-го класса не знают, где в Бобруйске площадь Ленина. Они совсем не передвигаются по городу, их возят в авто родители. И вот мы открываем город для себя. Что уж тут говорить о погружении в историю? Об исторических периодах в жизни нашего 633-летнего Бобруйска, о следах этой истории на челе нашего родного города?
А ведь в программе и Бобруйщина есть, и земляки... Вот, привлекательный такой дядя стоит у «Чырвоной вежы» – кто он? Даже студент из БГУ столичного внятно не объяснит, за какие заслуги мошенник и мелкий жулик товарищ Балаганов удостоился такой чести?
Вот у нас уже целый год работает проект «5000 шагов по любимому городу» – экскурсии для всех желающих по Бобруйску. Не для детей. Для взрослых. Да маловато очень этих взрослых к нам приходят. Не развлечение это – это серьёзный взгляд на окружающий мир.
Но для детей мы делаем и очень увлекательные вещи, например:
- И ориентирование по крепости «Цитадель»,
- и квесты по городу «Тёплые буквы»,
- и фэст экскурсовода для тех же школьников…
И поездки «на войну в Рогачёв» – освобождение этого города в феврале: везём детей. Это делаем большими группами.
Но за один год мои школьники узнали… я буду перечислять просто:
- Много тропинок в окрестных лесах и как по ним не заблудиться.
- Что Масленицу можно справлять в лесу по-настоящему с куклой Зимы, которую можно тут же сделать из сухой травы и блинов напечь прям на костре для всех.
- Что в Рогачёве есть не только сгущёнка, но и красивое городище, и обалденный экскурсовод дядя Саша, и по музею с ним здорово гулять!
- Что в соседних Осиповичах музей уютный и гостеприимный. Да, мои новички принимали участие в научно-практической конференции. Я выступала с докладом «Общее в истории соседей». А дети иллюстрировали нашу, бобруйскую, историю. Тут её являли своими рассказами и в образах (костюмах) и дреговичанка Янка, и два князя-брата Ягайло и Скиргайло, и королева Цецилия Рената, и призрак Наполеона, и красноармеец. О последнем в крепости столько повествований можно найти!!
- Мои ученики познакомились с Гомелем и дворцом Румянцевых-Паскевичей. Ехали туда, чтоб посмотреть археологическую выставку из экспедиций всей Гомельщины. Трудно было, потому как этот дворец затмил всю археологию.
НО… ведь я их готовила к лету – к археологическом лагерю. А тут вот ррраз – и 12 марта началась пандемия. Но мы-то успели 7 марта побывать в Гомеле.
Потом началось онлайн-обучение. Я сделала два макета археологического памятника – кургана и городища. Заполнила его артефактами. И копали-копали много раз. Тренировались. И сомневались – а будет ли наш археологический лагерь?
И он получился!!! Да ещё какой! С каждым годом всё интереснее и интереснее! Без ложной скромности, в мае-июне 5 недель я была на больничном из-за вирусной пневмонии, но слово сдержала. Студенты всю зиму меня уговаривали снова в лагерь.
Вот и моим юным новичкам повезло! И с заведующим того археологического отдела музея в Гомеле встретились на раскопках, и жили в палатках, и разглядывали рассветы и закаты, и песни слушали у костра, и рыбу ловили в озёрах.
А в Речицу прям влюбились! Очень красивый город!
Что же я хочу сказать читателю? Я ищу своих учеников. Мне было порой удивительно, что дети шли со мной в поход, а их родители порой даже и не звонили мне, не интересовались – с кем, куда?
Или наоборот – ребёнок ходит на теоретические занятия. А в лес, в поход – оёёёй, страшно родителям отпускать. Были у меня такие встречи, когда родители и бабушки-дедушки замечали нас на улице, в транспорте и просили взять в компанию своих детей и внуков. Вот это был хороший вариант. То есть у меня была конкретная поддержка.
Подробнее о занятиях
- Я – Добровольская Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования Центра туризма, краеведения и экскурсий детей и молодёжи Бобруйска.
Центр наш находится по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 19, каб. 6.
Добираться сложно. Это такой квадрат внутри улиц Ульяновской, 50 лет ВЛКСМ, Орджоникидзе и Лынькова, в здании бывшего детского сада, рядом с детской поликлиникой №4. Там ещё рядом и библиотека, и ЖЭУ-6, и центр социального обслуживания населения Первомайского района города.
Занятия для вашего ребёнка будут проходить два раза в неделю.
Раз в месяц будут походы выходного дня. А так много занятий на улице при погоде, экскурсии по городу.
Для родителей, у которых дети маленькие. Да, программа для них начинается с малого – с тем и понятий, с расстояний и препятствий, которые по силам вашему ребёнку. Об этом подробнее при встрече.
- Если ребёнок в начальной школе: учится в первую смену, то занятия с 15.00 до 16.30. Если во вторую смену – то с утра с 9.00 до 10.30.
- Для детей 5-6 классов занятия будут в один из рабочих дней в 15.00-16.30 и в субботу или по той же схеме – в один из рабочих дней и в воскресенье. Соответственно возрасту – 2 часа + 4 часа или 2 часа + 6 часов (последняя нагрузка для школьников 7-8 классов).
Занятия бесплатные. Пока ещё. Государство поговаривает о переходе на платное. Но платы, как в школах искусств или секциях спортивных, пока нет. Спешите.
Для чего нужно детям заниматься туризмом и краеведением?
Помните такую формулу: ТУРИЗМ – ЭТО ШКОЛА ЖИЗНИ. Дети, которые не в спорте, конкретно, не дано физически или по характеру – они очень пассивны, гиподинамичны, у них не очень хорошо с друзьями. Чего таить? Одно дитятко в доме – оно и Бог, и царь, и герой. Как собираются вместе в нашей неформальной обстановке, вижу: хотят общаться, да не умеют!
Вот здесь можно исправить ситуацию – найти друзей по духу, по интересам.
О краеведении: да в нашем, для вас таком знакомом городе, столько незнакомого! Столько интересного! Ну а там, если и вам, дорогие родители, интересно будет, подключайтесь, и мы с вами тогда займёмся серьёзными исследовательскими темами. Только с вами! Город наш большой. Интеллигентный.
А теперь, где искать, что читать о том, что я вам и вашим детям предлагаю:
- статья «Бобруйские туристы-краеведы отправились с экспедицией в бронзовый век» – на сайте bobruisk.ru
- статья «Дэтэктывы мінуўшчыны» – на сайте газеты «Навука» gazeta-navuka.by.
Все фото с последних раскопок (2020 год).