OPEC: В последние пару месяцев все сильнее чувствуется, что власть начинает готовиться к выборам. Народ ждет от Путина каких-то реальных дел. Сможет ли Президент обратить себе на пользу и ближневосточную проблему. Есть ли для этого возможности?
*****
Сейчас у Президента есть несколько выборов в проведении ближневосточной политики. Все эти возможности обусловлены текущим политическим раскладом в мире.
Прежде всего, ситуацию определяет резкая активизация антисемитского лобби в Западной Европе. Европейских антисемитов отличает от наших отечественных то, что во-первых они имеют рычаги для проведения своей политики через спецслужбы, СМИ и частично через госаппарат, а во-вторых, бОльшая острожность, "политкорректность" и потому более высокая эффективность их PR-кампаний.
В последние годы эти силы сумели развернуть против Израиля массированную кампанию в прессе. Только на финансирование фильмов о страданиях палестинцев затрачено около миллиарда евро. Миллиардные суммы были выделены Арафату под различными предлогами из бюджета ЕС и ряда европейских государств и пошли на вооружение и обучение террористов. Одновременно введено эмбарго на поставки оружия Израилю.
Эти усилия не пропали даром и вылились в то обострение, которое сотрясает Ближний Восток последний год. Переход антиизраильской кампании в фазу открытой террористической войны позволил усилить антисемитскую кампанию, доведя ее до той же степени накала, какая была у антисербской перед началом НАТОвской агрессии против этой страны. Сегодня частью этой кампании во Франции стали первые за сто лет еврейские погромы.
В США, где антисемитизм сейчас, как и в России, не является государственной политикой, ситуация существенно иная. Антисемитская кампания в прессе там не ведется, но прошлая администрация, крайне зависимая от европейцев идеологически, отдала дань поддержке палестинского терроризма. Нынешняя администрация гораздо более независима и гораздо менее расположена к террористам, а потому ведет более взвешенную политику.
В этих условиях у Путина есть выбор, к кому примкнуть - к антисемитским силам в Западной Европе, либо сыграть на заинтересованности Израиля в твердой и ясной поддержке одной из великих держав, что позволит США принять более произраильскую позицию, менее оглядываясь на позицию Франции и вообще ЕС. В первом случае возможно некоторое улучшение отношений с Францией, во втором - улучшение отношений с США, получение израильской поддержки в решении всех задач внешней политики и сохранение нынешних напряженных отношений с Францией вплоть до конца президентского срока Ширака.
С точки зрения внутриполитической принятие антисемитской линии позволит Путину опереться на элиты южных регионов и старшее поколение генералитета спецслужб, контролирующее закрытые поставки оружия арабским диктатурам и террористам. Принятие либеральной линии позволит Путину получить поддержку столичных элит, еврейского предпринимательства и интеллигенции. В плане электората уверенная антиизраильская линия сохранит за Путиным тот слой "патриотического" электората, который голосовал на прошлых выборах за "Медведя" и Путина. Уверенная произраильская линия, если она не будет поддержана антизападной риторикой и подана внутри страны как антизападная, может отвратить эту часть электората.
С точки зрения внешнеполитической произраильская линия остается более безопасной и потому выигрышной в силу непрочности позиций антисемитских слоев в Европе и неизбежной утраты ими части позиций после отставки Шиарка. Кроме того, следует иметь в виду, что за антисемитской кампанией стоят в Европе сегодня те же самые силы, которые всегда занимали однозначно антиславянские позиции, так что альянс с ними означает неизбежные осложнения в дальнейшем.
Трудно предсказать, какую политику изберет Путин. Кроме объективных обстоятельств в расчет непременно будут приняты текущие субъективные - таков характер принятия стратегических решений в России в последние десятилетия вообще.
10 апр, 2002