Сепфорис (др.-греч.), Ципори (ивр.), Диокесарея (лат.), Ла-Сефори (старо-франц.) — историческая столица Галилеи, расположенная в 6 километрах к северо-западу от Назарета. В настоящее время — археологический памятник и национальный парк в Израиле.
Несмотря на то, что Ципори располагался всего в 6 километрах от Назарета — родного города Иисуса Христа — он ни разу не упомянут в Библии. Предполагается, что плотник Иосиф и Иисус должны были многократно отправляться в этот город на заработки, принимать участие в восстановлении города.
Развалины древнего города Ципори находятся рядом с одноименным мошавом (сельский населенный пункт) в Нижней Галилее, в 5 километрах к северо-западу от Нацерета. До 48-го года здесь находилась арабская деревня Сафурийе. В 1992 году Ципори и окрестностям общей площадью 16 км² был придан статус национального парка.
C 1931 года на территории Ципори ведутся археологические раскопки. В этот период раскопки возглавлял Лерой Уотермен из Мичиганского университета. После создания Государства Израиль в 1975 году экспедицией Тель-Авивского университета были проведены раскопки городского водовода; раскопки были возобновлены в 1985 году под руководством профессора Эхуда Нецера и Зеэва Вайса из Еврейского университета в Иерусалиме, а также Эрика и Кэрол Мейерс из университета Дьюка (Северная Каролина).
Стоит сказать несколько слов, об истории города. Во время Первой Иудейской войны Ципори не присоединился к восстанию, открыв ворота легионам Веспасиана, и в итоге не пострадал. На чеканившихся в это время монетах Ципори называется Эйренополисом — «городом мира». При императоре Адриане город был переименован в Диокесарию, а еврейские власти города были заменены администраторами-неевреями, однако ввиду преобладания еврейского населения через несколько десятилетий был восстановлен еврейский городской совет. В начале III века, в период, когда Иехуда ха-Наси возглавлял Великий Синедрион, Ципори стал местом пребывания этого органа и центром еврейской духовной жизни. Нееврейское население Ципори в это время было языческим и эллинизированным.
В ходе восстания против императора Констанция Галла в 351—352 годах в Ципори располагалась штаб-квартира руководителя восстания, за что жители города после подавления мятежа были наказаны, но город, по-видимому, уцелел, однако в 363 году был разрушен землетрясением. Отстроенный Ципори ещё несколько веков сохранял под византийским владычеством функцию еврейского духовного центра и окончательно утратил это значение лишь после арабского завоевания в VII веке. В византийский период, помимо еврейского, росло христианское население города, строились многочисленные церкви, а христиане принимали участие в городском самоуправлении. На определённом этапе город был центром епархии.
Письмо, найденное в Каирской генизе (место хранения пришедших в негодность свитков Торы), свидетельствует о том, что и под арабской властью еврейская община в этих местах существовала как минимум до X века. В эпоху крестоносцев здесь располагался гарнизон. На господствующей над городом высоте были построены укрепления, сохранившиеся по сей день, и церковь, посвящённая святым Анне и Иоакиму — родителям девы Марии. В XVIII веке галилейский шейх Захир аль-Омар (Дагир) восстановил укрепления, вновь заселил город и сделал его центром своих владений. Однако впоследствии Саффурия, как теперь назывался населённый пункт, превратилась в большую деревню, жители которой обрабатывали около 530 гектаров сельскохозяйственных земель, из которых более половины занимали оливковые рощи. В 1948 году в ходе арабо-израильской войны Саффурия была захвачена еврейскими силами. Жители деревни, население которой составляло 4000 человек, были в январе 1949 года изгнаны или расселены в соседних населённых пунктах, а место расположения деревни засажено соснами. В феврале 1949 года к юго-востоку от Саффурии был основан израильский мошав Ципори.
Археология демонстрирует, что Ципори периода Поздней античности представлял из себя смесь иудаизма, язычества и христианства.
На западной стороне холма Ципори, где в римские и византийские времена располагался акрополь, археологами раскрыт жилой квартал, постройки которого датируются эллинистическим периодом (конец II — начало I века до н. э.). Одноэтажные и двухэтажные здания стоят по обе стороны узкой мощёной улицы. Жилые дома характеризуются наличием выдолбленных в камне и оштукатуренных микв (резервуары для омовения), что свидетельствует о том, что квартал заселяли иудеи.
Одной из наиболее важных и интересных ранних находок в Циппори является так называемый «Дом Дионисия», находящийся на вершине холма. Название это дали ему из-за того, что на полу в центральном зале этого дома была обнаружена мозаика, посвященная богу Дионисию. Она выполнена по всем римским канонам. Мозаики триклиния иллюстрируют мифы о Дионисе и Афродите, а также языческие обряды, посвящённые Дионису. Дом был построен ок. 200 г. н. э., и принадлежал весьма богатому и солидному человеку. Мало того, он находился в еврейском районе. Вайс предполагает, что вполне возможно, это – дом Йехуда ха-Наси, редактора Мишны и еврейского патриарха, который как раз в это самое время переехал в Ципори. Профессор Мортон Смит писал о том, что некоторые евреи отождествляли Яхве с Дионисием и с Гелиосом.
На северной стороне холма раскопан театр римского периода. Расположенные полукругом зрительные ряды, рассчитанные на 4500 человек, частично вырублены прямо в скале, а ближе к краям опираются на каменный фундамент и арки. Театр, диаметр которого составляет 74 метра, был серьёзно разрушен уже в античности.
В нижнем городе к востоку от акрополя также раскрыты значительные площади. Археологи обнаружили хорошо спланированную сеть улиц и инсул, заселённых впервые во II веке. Две мощёных центральных улицы обрамлены крытыми тротуарами, вдоль которых расположены ряды лавок. В византийский период тротуары были выложены геометрическими мозаичными узорами. Крупнейшим и наиболее богатым из обнаруженных домов является относящийся к V веку «Дом Нила» размерами 50 на 30 метров. Полы около 20 комнат в этом здании выложены красочными мозаиками, самая красивая и наиболее хорошо сохранившаяся из которых изображает сцены празднеств в рамках культа Нила, в которых прослеживается влияние александрийской культуры. Здание было сооружено в V в. н. э., в Византийский период, но при этом все мозаики в нём – языческие. Так, на одной из них изображен кентавр, держащий надпись на греческом «Бог помогает». Формула эта встречается у евреев, самаритян и христиан, но потому как здесь провозглашает её кентавр, не очень понятно, к какой религии относится мозаика. На другой большой мозаике изображено празднование Нильского праздника.
Помимо этого, археологами раскопана система водоснабжения, по которой в город поставлялась вода из окрестностей Назарета. Система включает большую цистерну для хранения воды длиной 250 метров и объёмом 5000 м³.
В Ципори были обнаружены также и другие мозаики, например, изображающая героя греческой мифологии Орфея, найденная в триклинии одного из больших домов. Орфей, несмотря на то, что был героем языческим, среди евреев тоже был весьма популярен – например, иудео-эллинистический автор Артапан писал, что Моисей был учителем Орфея, а другие еврейские авторы периода сочиняли еврейские стихи и иносказательно приписывали их Орфею. И это – только часть свидетельств о его популярности среди евреев.
Одной из очень недавних важных находок были руины языческого храма, прилегавшего к одной из главных улиц города. Храм был построен во II в. н. э., а в VI в. н. э. на его месте построили христианскую церковь.
Однако, вне всякого сомнения, самым важным археологическим открытием, сделанным в Ципори, является синагога, обнаруженная летом 1993 г. и датируемая ранним V в. н. э.
Обнаружена она была, когда Израильское управление заповедниками и национальными парками собиралось превратить Ципори в Национальный парк, и для этого необходимо было соорудить туалет. Работники управления посоветовались с археологами, где лучше всего это сделать. Археологи указали на место, приехал бульдозер и начал копать. Когда он поднял свой ковш, присутствующие сразу заметили, что он зачерпнул тессеры – камушки, из которых сделана мозаика. После долгих споров было решено копать дальше, и в результате была обнаружена синагога с одной из самых интересных синагогальных мозаик, найденных до сих пор. Эта мозаика была названа «самым важным открытием в области древнего еврейского искусства после синагоги в Дура-Европос».
В 2005 г. Вайс опубликовал том, посвященный этой синагоге и её мозаикам. По большому счету, композицию можно поделить на три части – внизу изображены сцены из Танаха, такие, как «Акеда», и, возможно, посещение Авраама ангелами. В центральной части изображен зодиак, посреди которого бог Гелиос скачет на своей квадриге. В верхней части изображены сцены и атрибуты из еврейского культа, а также две меноры, фасад храма и два льва, держащих в своих лапах по бычьей голове. Мозаика также содержит несколько надписей на иврите, арамейском и греческом.
Раскопки в Ципори продолжаются, и неизвестно, сколько еще сюрпризов может преподнести этот древний город. Часть объектов, где раскопки и реставрационные работы уже завершены, открыта для посетителей. Национальный парк работает круглогодично с 8:00 до 17:00 (зимой до 16:00), продолжительность экскурсий от 1 до 4 часов.