Один шаг до выставки «Живые камни земли Израильской», которая откроется 6 марта. И не только набираем мозаики, но и исследуем их.
Сегодня поговорим о знаменитой мозаичном календаре из Бейт- Альфа.
Бейт-Альфа — археологический памятник с остатками древней синагоги византийского периода, расположенный в национальном парке Израиля (примерно шестого века нашей эры). Кибуц Бейт-Альфа и раскопанные в нем остатки древней синагоги находятся в нескольких километрах от перекреста А-Шита на 71 дороге между Афулой и Бейт-Шеаном, у подножия северных склонов горы Гильбоа, на которой погиб со своими сыновьями первый еврейский царь Шауль.
Царь Давид проклял это место: «Горы Гильбоа! Ни росы, ни дождя да не будет на вас, ни полей плодоносных, ибо там осквернен щит героев! Щит Шаула не мазан елеем». И, действительно, три тысячи лет на этой горе не росли деревья, пока люди не стали высаживать здесь рукотворные леса.
Синагога была обнаружена в конце 1928 года во время рытья канала для транспортировки воды в кибуц Хефциба. Поскольку не было найдено никаких упоминаний о еврейском поселении в этом районе, синагога была названа в честь соседнего кибуца Бейт-Альфа. Раскопки длились семь недель, после чего были обнаружены остатки мозаичного покрытия и несущих стен. В начале 1930 года синагога была раскопана по всей структуре, было принято решение о государственном финансировании на защиту мозаики. Здание было передано в ведение Еврейского университета накануне праздника Шавуот в июне 1930 года. В марте 1932 года результаты исследования синагоги были опубликованы. Другое исследование было проведено в 1962 году Управлением древностей. По оценкам специалистов синагога была разрушена в результате землетрясения предположительно в 749 году. Части здания, которые упали на мозаичный пол, защищали его в дальнейшем от атмосферных воздействий.
Архитектурные остатки синагоги в Бейт-Альфа указывают на то, что когда-то синагога представляла собой двухэтажное здание типа базилики и включала двор, вестибюль и молитвенный зал. Первый этаж молитвенного зала состоял из центрального нефа шириной 5,4 метра, апсиды, которая служила местом хранения для ковчега Торы, бимы, поднятой платформы, на которой читали свитки Торы, и скамеек. Ковчег Торы в апсиде был ориентирован на юго-запад, в направлении Иерусалима.
Северный вход имеет две посвящающие надписи на арамейском и греческом языках. Хотя арамейская надпись частично разрушена, её наличие указывает на то, что синагога была построена во времена правления римского императора, вероятно, Юстина I (518–527 гг. н.э.), и финансировалась за счет общественных пожертвований. Греческая надпись благодарит ремесленников «Марианоса и его сын Ханина», которые также были перечислены как строители соседней синагоги Бейт-Шеан. Надписи расположены сразу под мозаичной стеной жертвоприношения по бокам с обеих сторон от льва и буйвола, которые служат символическими хранителями синагоги.
Мозаика была расположена в центре молитвенного зала и состоит из трёх частей. В первой, верхней, основным элементом является шкаф со свитками Торы, над которым "нэр а-тамид" - "постоянный огонь" - постоянно горевшая свеча (или свечи). А по бокам - две птицы, скорее всего символизирующие собой присутствие херувимов. Две семисвечные меноры; внизу - два льва, символизирующие царственность; этроги, пальмовые ветви, шофары, храмовые принадлежности и шторы (парохет), закрывающие шкаф со свитками Торы. Вся атрибутика - чисто еврейская.
Центральная часть мозаики – это двенадцать знаков Зодиака, расположенных вокруг круга, в котором изображён Восход Солнца (Гелиос на колеснице). Исходя из этого ученые делают вывод: эллинизация пропитывала все, даже синогагольное творчество.
Над каждым знаком Зодиака расположена надпись на иврите, а по углам (над внешней стороной круга) расположены символические изображения четырёх времён года.
Третья, нижняя часть мозаики, полностью посвящена самому драматичному из библейских сюжетов: Акеде, жертвоприношению Авраамом своего сына. Авторы подписывали на иврите кто есть кто: Авраам, Ицхак, барашек. Ицхак изображен ребенком.
Именно за это испытание праотец Авраам - и мы все вместе с ним - получил Высшее благословение: "Я благословлять буду тебя, ... и благословятся в потомстве твоём все народы земли за то, что ты послушался голоса Моего".
На сегодня от синагоги практически осталось только основание с мозаичным полом, над которым построен покрытый шифером бетонный барак.