Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – это один из способов закупки, согласно которому заказчик предлагает заключить контракт определенному лицу без проведения конкурентной процедуры (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
По общему правилу закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика. Вместе с тем заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика в следующих случаях:
- закрытый аукцион не состоялся из-за того, что в допуске к участию отказано всем лицам, подавшим заявки, или участником признано только одно из них (ч. 9 ст. 89, п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок признан несостоявшимся (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом закупка должна быть признана несостоявшейся по определенным основаниям. В частности, к ним относится признание только одной заявки на участие в открытом конкурсе соответствующей Закону № 44-ФЗ и конкурсной документации (п. 2 ч. 1 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, согласно действующему законодательству, статус единственного поставщика присваивает заказчик, при соблюдении определенных условий. Перечень таких условий установлен в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:
1. Наличие у поставщика статуса естественной монополии. Так, в ходе деятельности заказчика может возникнуть потребность в товарах (работах, услугах), поставка (выполнение, оказание) которых относится к исключительным полномочиям конкретных лиц (например, при закупке на оказание услуг по осуществлению авторского контроля, авторского надзора-поставщиком могут быть только авторы проектов или при закупке услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению – поставщиком может быть только снабжающая организация и т.п.).
2. Наличие у поставщика заключенного специального инвестиционного контракта (СПИК) на осуществление, создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации. СПИК представляет собой соглашение, по которому инвестор обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, а другая сторона – РФ или субъект РФ в течение срока действия СПИК обязуется осуществлять меры стимулирования его деятельности. Инвестор, заключивший такой контракт будет считаться единственным поставщиком. При этом, к СПИК есть определенные требования:
· СПИК должен быть заключен с Российской Федерацией (либо Российской Федерацией наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием);
· объем инвестиций, предусмотренных СПИК, превышает 3 млрд руб.;
· производство товара на территории РФ будет осуществляться российским юридическим лицом;
· страной происхождения товара, являющегося предметом СПИК, является Российская Федерация.
Кроме того, Закон № 44-ФЗ предусматривает также ограничения в отношении количества закупаемого в рамках применения меры стимулирования товара и его цены. Так, совокупное количество товара, которое может закупаться у инвестора как у единственного поставщика в течение календарного года, не должно превышать 30% от общего количества соответствующего товара, произведенного в течение календарного года. В то же время инвестору не гарантируется закупка 30% общего количества произведенного товара, поскольку закупка у единственного поставщика проводится исключительно по инициативе заказчика и при желании может быть заменена им на конкурентную процедуру.
3. Участие поставщика в закупке, при которой стоимость приобретаемой заказчиком продукции не превышает 100 000 руб. Так, заказчики по 44-ФЗ обязаны проводить закупки определенным способом согласно перечням товаров, работ и услуг. Но если цена любой закупки не превышает 100 000 руб., то товар можно закупать у единственного поставщика. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить при таком случае не должен превышать 2 млн.руб. или не должен быть больше 5% совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн руб.
4. Участие поставщика в закупке совместимого или уникального товара (работы, услуги). Такое основание, как закупка аналогичного или совместимого товара (работы, услуги), позволяет удовлетворить потребность в повторной (дополнительной) закупке товаров, уже поставленных в ходе исполнения иного договора и (или) совместимых с поставленными, если необходима закупка у того же поставщика. Определение нового поставщика в подобном случае может повлечь для заказчика дополнительные организационные и финансовые затраты.
5. Участие поставщика в закупке для удовлетворения срочной потребности в товаре (работе, услуге). Закупка по этому основанию позволяет заказчику удовлетворить непредвиденные нужды без дополнительных временных и материальных затрат на проведение конкурентной процедуры.
6. Участие поставщика в закупке по итогам несостоявшейся процедуры. Данное основание предусматривается для случаев, когда проведенная заказчиком конкурентная процедура признана несостоявшейся. При этом потребность в товаре (работе, услуге) остается актуальной и у заказчика, как правило, нет возможности организовать повторную конкурентную процедуру закупки в сроки, установленные планом закупки и (или) производственным графиком.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного поставщика, являясь наиболее востребованным способом закупки в настоящее время, а также наиболее удобным в некоторых случаях для заказчика, не может проводиться по одному лишь желанию заказчика. Процедура проведения такой закупки, а также участие в ней предполагает не только волеизъявление заказчика, но и сочетание целого ряда ключевых факторов и условий.