Подземная урбанистика.
С развитием культуры развивается и меняется искусство мозаики. От глины к камню, а затем и к смальте (стеклу). От архаики к античности и средневековью и далее к новому и новейшему времени мозаика всегда сохраняла свою связь с архитектурой, выполняла не только декоративную, но и утилитарную функцию. Мозаика была искусством на службе идеологии своего времени.
Петербург – российская столица мозаики. И конечно, это искусство здесь неразрывно связано с именем Михаила Ломоносова и с мозаичной мастерской Российской академией художеств. Множество церквей, светских зданий, вестибюлей метро в городе украшены мозаикой. Петербург – это город мозаичных мастерских.
Вы когда – либо задумывались, как сложился облик петербургского метрополитена? Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге планировалось с конца XIX века. Но возникла проблема, что прокладка метро в Петербурге могла вестись только на больших глубинах. Это, прежде всего, связано с климатическими условиями и с особенностями грунтов. Закладка метро в Ленинграде была проведена в 1938 году, и к началу войны были заложены основные шахтные стволы. Но прокладка была временно остановлена. После войны концепция была полностью изменена. Диаметр тоннелей был уменьшен на полметра и технические тоннели были заложены ниже пассажирских. К 1954 году была полностью достроена одна ветка. Год ушел на предпусковые проверки, и в 1955 году первая ветка метро от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» общей протяженностью 10,8 км была сдана в эксплуатацию. За это время существования до наших дней в Петербургском метрополитене появилось 5 линий, 7 пересадочных узлов, 69 станций, 77 вестибюлей и 7 станций без эскалаторов. А общая протяженность линий Петербургского метрополитена составляет 118,6 км.
Метрополитен, мы так нему так привыкли, что даже не замечаем красоты его организации, продуманности. На мозаики бросаем взгляд и спешим дальше по своим делам. Видим ли мы за художественно-эстетической привлекательностью то, как органично проектируется подземная среда, то, как наглядно воплощена идея существования человека под землей и горизонтального развития города, в частности.
Подземное пространство – Аид, Тартар – первое, что приходит на ум. Там должно быть темно, сыро и совсем не уютно. Но вот вы спускаетесь в метро - и перед вами светлое пространство. Огромный вестибюль и разнообразные перетекающие из одного в другое пространства-переходы: лестницы, пандусы и коридоры, различные по размерам малые архитектурные формы. Подземный город обращается к знакомому нам языку архитектуры, где человек живет, движется и будто забывает, что он под землей. В метро содержится внешняя упорядоченность, определенность, а внутри - интрига, приглашающая осваивать пространство, идти, двигаться.
Но в подземном пространстве помимо известной всем клаустрофобии человек сталкивается и с другими фобиями:
Агорафобия - боязнь общественных мест.
Амаксофобия - боязнь транспортных средств.
Ангинафобия - боязнь узких мест.
Барофобия - боязнь силы тяжести.
Гигрофобия - боязнь сырости, влажности.
Клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства.
Никтофобия - боязнь темноты.
Создать впечатление прочности и надежности используемых конструкций призвано монументальное искусство, в частности мозаика. Ее эстетическая привлекательность отвлекает на себя внимание, задает настроение и снимает неприятные ощущения от пребывания под землёй.
Самая первая ветка метрополитена Кировско –Выборгская. Ее строительство началось еще до войны, но было приостановлено и вновь начато в 1947 году. Станции первой очереди (Площадь Восстания, Владимирская, Пушкинская, Технологический институт, Балтийская, Нарвская, Кировский завод и Автово) были построены до выхода постановления «об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Они выполнены в стиле сталинского классицизма, благодаря чему включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. Мозаика сразу же стала акцентом этих станций. В послевоенное время она несла идеологию прославления страны. Панно «Победа» работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова в метро «Автово». Мы видим сильную женщину, стоящую на пьедестале, держащую на плечах ребенка, над ее головой возвышается надпись «Миру мир». Панно «Изобилие» располагается над эскалатором метро «Владимирская», авторами его являются известные советские мастера А.Л. Королев, В.И. Снопов и А.А. Мыльников. На нем изображены люди разных национальностей, граждане Советского Союза, у их ног лежат горы фруктов, овощей, пшеницы, все демонстрирует благополучие и богатство своей страны. Мозаика метро «Балтийская» «1917 год», выполнена по эскизу художников Г. И. Рублёва и И. Г. Рублёва в технике флорентийской мозаики. На панно изображены революционные моряки Балтики, вместе с рабочими и солдатами, идущие на штурм Зимнего дворца, на заднем плане — силуэт крейсера «Аврора». Это первые художественные мозаичные панно в метрополитене.
В мозаике используются практичные и практически вечные материалы - смальта и камень. Это оптимальный выбор для подземной городской среды в условиях шума, вибрации, перемены температур, воздействия грунтовых вод и других внешних воздействий. Огромный путь проделала мозаика, прежде чем сумела органично вписаться в концепцию подземной урбанистики.
Представим себе, например, не столь отдаленную на ленте истории точку - первое грандиозное мозаичное панно Петербурга “Полтавская баталия” 1764 г. (6,4 х 4,8 м). Мозаика была создана гением Михаила Васильевича Ломоносова и ныне украшает парадную лестницу Академии Наук. Насколько мозаика продвинулась по технико-технологическим приемам?
Для сравнения выберем мозаичное панно "Полтавская битва" , установленное в вестибюле станции метро "Звенигородская" в 2008 г. Эти две мозаики объединяет главенствующее настроение произведений - прославление. Но по целям и задачам это два несравнимых панно. Мозаика Ломоносова - один из первых шагов соединения науки и искусства, драгоценная художественность. М.В. Ломоносов стремится сравниться в мастерстве с художником, написавшим картон для мозаики. В его ограниченном арсенале только знания химика и капризный искусственный материал - смальта. Его панно - это запечатленный поиск адекватных химических составляющих увеличивающий палитру оттенков смальт.
Мозаика метро - одно из крупномасштабных произведений Петербургского метрополитена со сложившейся концепцией утилитарности, антивандальности предметной среды. Главная тема убранства обозначена в предшествующих проектах созданных станций метро: запечатление достижений страны, культуры, страниц истории. Сформирован общий тренд и задана стилистика мозаики. Панно метро “Звенигородская” - это плод многолетних усилий мозаичистов работающих в мозаичной мастерской Академии Художеств. В их распоряжении смальты, выплавляемые в смальтоварне при Академии Художеств. Качество этих смальт - безусловно хорошее, но они сильно отличаются от ломоносовских по технологии выплавки. По замыслу художников, при работе над панно использовались традиционные для русской иконописи цвета. Красный, охра, желтый, коричневый, синий. Они добавили торжественности, праздничности и плакатности изображению.
Если приглядимся к этим двум мозаикам, то не увидим большой разницы в приемах построения изображения. Сглаженная поверхность мозаики строится из квадратиков не совсем правильной формы. Это своеобразные пиксели, если использовать мозаичную терминологию - тессеры. Внутри рисунка есть строки, но не ищите в них правильности. Каждая строка из тессер работает на рисунок, на создание общего впечатления объемности изображаемого. Цвет каждой тессеры должен гармонично смотреться и попадать в тон, теплоту или холодность подтона.
Размер тессер может быть сколь угодно разнообразным. Главное - это рисунок. Чаще всего он строится гранями тессер, слагающихся в строки. Чем четче этот рисунок, там легче человеческому глазу за кажущейся тяжеловесностью материала, углядеть легкую, пульсирующую, цветоносную поверхность. Главный секрет мозаики из смальты таится в освещении. Смальта обладает уникальной способностью изменяться под действием света, но ее возможности скрываются за постоянным интенсивным верхним освещением. Нюансировка цветовых сочетаний, выразительность в таких условиях стремится к нулю.
Контрастность, как прием в мозаике, работает лучше. В этом можно убедиться на примере станции метро “Маяковская”. Подобно тому, как Владимир Владимирович Маяковский искал новые формы стихосложения - метростроевская мозаика искала новые решения там, где язык архитектуры был бессилен. Станция “Маяковская” открыта в 1967 году. Искусственное освещение, низкая высота потолков перехода - данность этой станции метро. Замкнутое протяженное пространство, в котором нет места архитектурным деталям (колонны, арки) создается дефицит «человеческого» масштаба. Это изначально «стрессовое» окружение преобразилось благодаря красивому и оригинальному решению в мозаике.
Сейчас это самая притягательная для жителей и гостей города станция метро. Стены центрального зала облицованы смальтой интенсивного темно-красного тона. В концах зала – мозаичный портрет поэта в острой плакатной манере запечатлены рядом с названием станции. Белеющий образ на красном фоне создает контраст, свойственный и самой фигуре В.В. Маяковского. Дефицит художественных средств восполняется мощью непримиримого образа поэта.
У мозаики огромное количество приемов, возможностей и секретов. С некоторых пор появился тренд, в котором цветовые сочетания, пластику и фактуру мозаики стало принято подстраивать под соответствующие элементы (стены, полы, потолки и пр.). Главенствующие оттенки серого в оформлении станций метро “Крестовский остров” и “Волковская” как пример. В первом случае монотонность интерьера разбавляется круглыми фактурными мозаиками с преобладанием белого мрамора.
Во втором случае в мозаиках флорентийской техники набора можно увидеть, как раскрывается благородная сеть прожилок в заполированном мраморе, и как она работает над созданием общего рисунка.
Стоит особо отметить станцию «Озерки». А примечательна она тем, что панно в ее интерьере, посвящено теме природы – редкая тематика в метрополитене. Станция открыта 19 августа 1988 года. Проект выполнен под руководством заслуженного художника РФ Ивана Уралова. На стене центрального зала панно содержит в себе четыре знаковых изображения - деревья, символизирующих четыре времени года. Среди деревьев летают птицы, зимующие и перелетные. Вневременной пейзаж отражается в озере, где прямые деревья собираются в утрированной перспективе. Озеро представляет собой идеальный круг, а над ним выше полукружие солнечного света. На полу тема озера получает дальнейшее развитие. Мы видим ряд медальонов, в каждом из которых содержится белое дерево в окружении синих вод озера. Это дуб, осина, рябина, черемуха. Тематика станции выбрана не случайно, ведь район, где она находится, получил своё название от расположенных здесь Суздальских, или Парголовских, озёр. За время эксплуатации станции напольная мозаика износилась и нуждалась в реставрации. Было предпринято несколько неудачных попыток, которые вызвали резонанс у петербуржцев.
«Спортивная» открыта в 1997 году. Свое название она получила из-за близости нахождения рядом с тремя важными спортивными объектами города – стадионом «Петровский», дворцом спорта «Юбилейный» и Дворцом спорта СКА. Станция имеет два вестибюля. Первый открыт вместе со станцией в 1997 году, а второй открыли в 2015 году. Архитектура станции продолжает традиции метрополитена первой очереди, представляя собой синтез монументальной живописи, скульптуры и архитектуры. Оформление первого вестибюля посвящено спортивной тематике. Над наклонным ходом расположено мозаичное панно «Олимпийский огонь» работы художника Александра Быстрова, оно композиционно перекликается с медальонами на стенах, с изображениями спортивных состязаний первых олимпийских игр. В центре композиции изображён Зевс, который держит факел с олимпийским огнём. Слева от него древнегреческие боги, среди которых Афина, Аполлон и Нептун. Справа – спортсмены и простые горожане. Мозаичные композиции сомасштабны кессонированному подсвеченному потолку и дополнены боковыми «греческими» светильниками, которые освещают потолок над эскалаторами. В торцевой стене верхнего яруса станции также расположен текст «Оды Спорту» Пьера де Кубертена.
«О спорт! Ты – наслаждение! О спорт! Ты – зодчий! О спорт! Ты – справедливость! О спорт! Ты вызов! О спорт! Ты – благородство! О спорт! Ты – радость! О спорт! Ты – плодотворность! О спорт! Ты – прогресс! О спорт! Ты – мир!».
Станция "Комендантский проспект" открылась в 2005 году. Изначально в отделке планировалось использовать мрамор, но впоследствии камень был заменён нетрадиционными материалами. Впервые в истории Петербургского метрополитена в облицовке стен и потолка станции использовали металлокерамические плиты. Через голубой цвет раскрывается основная тема художественного оформления станции — небо и воздухоплавание. Вестибюль и подземный зал украшают мозаичные панно, выполненные под руководством художника А. К. Быстрова. В торце подземного зала яркое мозаичное панно «Полёт на воздушном шаре». Полет над просторами России на сотканном из лоскутов шаре , а внизу храмы и леса. Вы только посмотрите, кого он несет в себе: медведя и музыкантов в косоворотках. А чему тут удивляться, если первый полёт на воздушном шаре во Франции совершили овца, петух и утка. А еще ранее, первый в истории полёт воздушного шара произвёл в Рязани подьячий Крякутный еще в 1731 году. Правда потом выяснилось, что это была историческая фальсификация, ведь каждому хотелось приписать себе первый полет на шаре.
«1731 год. В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, и он ушёл в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь». Из записок Боголепова.
На панно, установленном над эскалаторным ходом, изображены серые фигуры авиаторов на фоне голубого неба и самолётов. Валерий Чкалов тут располагается рядом с авиатором Рогозиным, героем первой мировой войны. Нижняя часть увенчана надписью «Слава в веках первым российским авиаторам». Панно напоминает, что в окрестностях находился Комендантский аэродром, связанный с первыми шагами русской авиации и её военной историей.
Восемнадцать мозаичных медальонов украшают стены между колоннами. На четырёх изображены портреты лётчиков и конструкторов, именами которых названы местные улицы: Уточкин, Поликарпов, Ильюшин, Котельников. На двенадцати — изображения воздушных боёв. На двух — памятные надписи. Эти панно напоминают черно–белую фотографию.
Одной из новейших мозаик метрополитена является панно на станции «Международная». Открыта 28 декабря 2012 года. И тут художники прибегли к помощи мозаики. Подземный вестибюль посвящен зарождению цивилизации. Художественным акцентом внутреннего пространства вестибюля является фриз-панно, выполненное в мастерской Российской Академии художеств (художник А.К. Быстров). На смальтовом панно изображен традиционный символ Петербурга - Атлант. Путевые стены облицованы белым мрамором, полы - серым гранитом.
На протяжении стольких лет, мозаика является неотъемлемым атрибутом метро. Смотрящий на мозаику всякий раз может сделать новое открытие, получить новые вдохновляющие переживания, сравнимые с приключением. Каждый день, проезжая в метро, мы попадаем в музей достижений человеческих воли и духа, музей технических открытий и исторических аллюзий и… музей мозаик.
Авторы Статьи: Юлия Кузичева, Мария Скурихина
Фото: Дарья Тращенкова