Найти в Дзене
Cóffushka

Если люди любят цветы, то каждый человек – цветок…

Сверхчувствование – что это? Утончённая сфера за пределами обычного чувства. Постижение именно этой сферы было реальной сверхзадачей Театра Но, основанного в Японии в XIV веке. Сверхчувствование – это когда и страдание, и восторг, и ужас разрешаются в особом чувстве наслаждения красотой. Сверхчувствование подобно озарению, раскрывающему внутреннюю красоту любого образа. Благодаря ему даже уродство могло обрести противоположные ему качества и стать прекрасным. В этом театр прочно придерживался философии дзен-буддизма, следуя ему.

«Кого бы ни играл актёр, человека знатного или низкорожденного, мужчину или женщину, священника или крестьянина, нищего или парию, он должен думать, что каждый из них увенчан гирляндой цветов… Если люди любят цветы, то каждый человек – цветок».

Одним из инструментов актёров была маска. Её использовал далеко не каждый персонаж, а только главный герой – ситэ – и его спутник – цурэ, если он изображал женщину или сверхъестественное существо. Остальные персонажи даже не гримировались.

В театре Но к маскам относились благоговейно, особенно к исторической маске «старца» (окина), что вполне объяснимо, ведь ношение маски восходит к древнейшим мистериям. Маску даже обожествляли, полагая, что не человек смотрит, а маска. Сохранилось много имён мастеров масок, сегодня их «творения» - настоящее сокровище.

Маска покрывала всё лицо. Для зрачков, глаз, ноздрей и рта делались отверстия, поэтому рот маски обычно чуть приоткрыт. Маска создаёт хоть и обобщённый, но вполне реалистичный образ.

Например, белая маска молодой женщины работы старинного мастера Кавати полна очарования: черты лица мягко круглятся, овал безупречен. Это – идеал женственности.

Другая маска этого мастера – лицо старухи. Это то же самое лицо, но уже изменённое годами: оно вытянуто, заострилось, дугообразные морщины словно волны бегут по лбу, окружая скорбно опущенные вниз глаза.

Известный мастер Токувака, живший в XIV веке, создал маски-портреты знатных хэйанцев.

Существовало множество индивидуальных масок, или таких, которые изображали демонических существ с багровым лицом, клыками и рогами.

Мастер, стремившийся вложить жизнь в своё творение, учитывал перемену ракурса и пластику актёра. При наклоне маска меняла своё выражение. Поза скорби? И маска смотрит печально. Движение руки? Маска реагирует и на это. То есть в ней заложена возможность смены выражений.

Удивительно, ведь маски создавались из дерева…