Найти тему
Журнал "Лучик"

Три самых пронзительных женских взгляда в советских фильмах

Оглавление

Надеюсь, мой выбор не раздосадует тех, у кого есть собственное мнение на этот счёт. Попробую объяснить свой выбор.

1.

Ну, тут всё понятно. Было бы просто неправильно не включить этот взгляд в рейтинг. А включив – поставить не на первое место.

2.

За "номером вторым" не пришлось ходить далеко. Из третьей серии в шестую. Здесь же, в "Семнадцати мгновениях...", есть очень уютная, но полная драматизма сцена:

-2

Это была фотография со съёмочной площадки. В фильме камера снимает сцену с другого ракурса:

-3

Почему? Да потому что главное в ней – прощальный - и прощающий - взгляд Габи (удивительная актёрская работа Светланы Светличной). Помните их диалог с "господином Бользеном"?

– Я часто думаю... Отчего вы с такой нежностью относитесь к фрау Заурих? Может быть, она напоминает вам вашу маму?

– Просто из всех людей, живущих на Земле, я больше всего люблю стариков и детей.

– Вот как... Я ни к тем, ни к другим не отношусь.

– Нет, Габи.

И тут следует череда чувств на лице отвергнутой влюблённой женщины:

1. "Ты шутишь, мой милый? Давай посмеёмся над этим вместе! Ну давай же?" Попытка превратить его слова в шутку – почти заискивающая:

-4

2. Отчаянная надежда в распахнутых по-детски глазах. Мольба и немой вопрос: "Нет! Ведь это неправда? Как? Неужели всё?"

-5

3. Всё. Габи повержена. Больно... Очень больно.

-6

4. И теперь – внимание – вот он, этот взгляд! Габи находит в себе силы поднять голову – "надо соблюдать приличия". Достоинство оскорблённой женщины, уязвлённая гордость, боль – и душевная сила, готовность всё преодолеть в этом взгляде.

-7

А уже затем – тот взгляд из-за рояля, который мы с вами видели в начале подборки. Простивший. Таящий от не побеждённой любви. Она выжила.

Браво, Светлана Афанасьевна Светличная! Именно такие роли – маленькие, наглядные – где "всё как на ладони" – помогают нам лучше понять и начать по-настоящему уважать актёрское мастерство.

3.

Ну, а теперь третий взгляд. Предупреждаем, в этом выборе нет шутки! Всё серьёзно.

Неизвестно, как режиссёр и его ассистенты добились того, о чём пойдёт речь, от юной актрисы. Скорее всего, добиваясь нужной реакции, девочке что-то рассказывали в то время, когда камера её снимала. Но всякий раз, когда я пересматриваю эту сцену, меня охватывает трепет.

Фильм "Вам и не снилось", финальный эпизод. Рома и Юлька сидят в сугробе, он не может подняться. Ничего... главное – они вместе.

-8

А в это время во дворе – помните? – играют дети. Мальчик увлечён игрой, его лицо весело и легкомысленно. А девочка, забыв обо всём, смотрит на "больших" – молча, пытливо, будто что-то узнавая, запоминая, впитывая...

-9

И вдруг – её взгляд неуловимо меняется. Сравните:

-10

В нём появляется недетская печаль и мудрость. И что-то вроде вроде предвидения своей взрослой женской судьбы.

Ребёнок, которому предстоит вырасти, замыкает композицию фильма о юных, зрелых и пожилых.

Именно этот взгляд я искренне считаю одним из самых выразительных и удивительных женских взглядов в бесконечно любимом и бесконечно разнообразном советском кинематографе.

Друзья, а у вас есть ваши "три взгляда"? Поделитесь!

Смотрите дальше:

Как снимался эпизод? Уникальная фотоподборка: кадр из фильма и кадр со съёмочной площадки