Надеюсь, мой выбор не раздосадует тех, у кого есть собственное мнение на этот счёт. Попробую объяснить свой выбор.
1.
Ну, тут всё понятно. Было бы просто неправильно не включить этот взгляд в рейтинг. А включив – поставить не на первое место.
2.
За "номером вторым" не пришлось ходить далеко. Из третьей серии в шестую. Здесь же, в "Семнадцати мгновениях...", есть очень уютная, но полная драматизма сцена:
Это была фотография со съёмочной площадки. В фильме камера снимает сцену с другого ракурса:
Почему? Да потому что главное в ней – прощальный - и прощающий - взгляд Габи (удивительная актёрская работа Светланы Светличной). Помните их диалог с "господином Бользеном"?
– Я часто думаю... Отчего вы с такой нежностью относитесь к фрау Заурих? Может быть, она напоминает вам вашу маму?
– Просто из всех людей, живущих на Земле, я больше всего люблю стариков и детей.
– Вот как... Я ни к тем, ни к другим не отношусь.
– Нет, Габи.
И тут следует череда чувств на лице отвергнутой влюблённой женщины:
1. "Ты шутишь, мой милый? Давай посмеёмся над этим вместе! Ну давай же?" Попытка превратить его слова в шутку – почти заискивающая:
2. Отчаянная надежда в распахнутых по-детски глазах. Мольба и немой вопрос: "Нет! Ведь это неправда? Как? Неужели всё?"
3. Всё. Габи повержена. Больно... Очень больно.
4. И теперь – внимание – вот он, этот взгляд! Габи находит в себе силы поднять голову – "надо соблюдать приличия". Достоинство оскорблённой женщины, уязвлённая гордость, боль – и душевная сила, готовность всё преодолеть в этом взгляде.
А уже затем – тот взгляд из-за рояля, который мы с вами видели в начале подборки. Простивший. Таящий от не побеждённой любви. Она выжила.
Браво, Светлана Афанасьевна Светличная! Именно такие роли – маленькие, наглядные – где "всё как на ладони" – помогают нам лучше понять и начать по-настоящему уважать актёрское мастерство.
3.
Ну, а теперь третий взгляд. Предупреждаем, в этом выборе нет шутки! Всё серьёзно.
Неизвестно, как режиссёр и его ассистенты добились того, о чём пойдёт речь, от юной актрисы. Скорее всего, добиваясь нужной реакции, девочке что-то рассказывали в то время, когда камера её снимала. Но всякий раз, когда я пересматриваю эту сцену, меня охватывает трепет.
Фильм "Вам и не снилось", финальный эпизод. Рома и Юлька сидят в сугробе, он не может подняться. Ничего... главное – они вместе.
А в это время во дворе – помните? – играют дети. Мальчик увлечён игрой, его лицо весело и легкомысленно. А девочка, забыв обо всём, смотрит на "больших" – молча, пытливо, будто что-то узнавая, запоминая, впитывая...
И вдруг – её взгляд неуловимо меняется. Сравните:
В нём появляется недетская печаль и мудрость. И что-то вроде вроде предвидения своей взрослой женской судьбы.
Ребёнок, которому предстоит вырасти, замыкает композицию фильма о юных, зрелых и пожилых.
Именно этот взгляд я искренне считаю одним из самых выразительных и удивительных женских взглядов в бесконечно любимом и бесконечно разнообразном советском кинематографе.
Друзья, а у вас есть ваши "три взгляда"? Поделитесь!
Смотрите дальше:
Как снимался эпизод? Уникальная фотоподборка: кадр из фильма и кадр со съёмочной площадки