Видели в подъездах объявления о распродаже конфиската? Или еще какие-нибудь черно-белые листовки, которые не хочется повесить на стену в рамочку? Так вот, скорее всего, они были напечатаны на ризографе.
В большинстве российских типографий к ризографам относятся как к производителям исключительно «чернухи». Это быстро и дешево, качество печати при этом, можно сказать, соответствующее, но на него часто закрывают глаза, потому что что? Правильно — «дешево и быстро».
Но, пожалуйста, не судите о технологии по тому, что обычно печатают с ее помощью.
Мы в BOX’е нежно любим ризографы и считаем, что их недооценивают. Взять хотя бы сам печатный процесс, полный волшебства автоматизации.
Первый цифровой дупликатор был произведен японской фирмой Riso далеким августом 1986 года. Собственно, по имени компании у нас и принято называть ризографами все дупликаторы, даже если на них красуются шильдики Ricoh или Duplo.
В современных ризографах печать происходит как со сканирования оригинал-макета, так и с отправки задания с компуктера. Полученное изображение растрируется с разрешением 300 (а иногда и все 600) DPI, и в точном соответствии с ним ризограф изготавливает мастер-пленку.
Эта пленка представляет собой тонкую ленту с полимерным покрытием, которой суждено стать трафаретом. В блоке изготовления мастер-пленки в этом полимере образуются крохотные отверстия в нужным местах за счет испарения под действием температуры, затем получившийся отрезок пленки оборачивается вокруг печатного барабана, внутри которого находится туба с соевой краской. Сам барабан имеет сетчатый участок, акккурат под мастер-пленкой — через него краска поступает к трафарету и продавливается через отверстия в ней. Представили? А теперь представьте, что барабан крутится и переносит проступившую краску на лист бумаги, проскальзывающий между барабаном и прижимным валом.
Так наносится один цвет — чаще всего, черный. Для получения цветных оттисков меняются барабаны, и полностью повторяется процесс печати по количеству цветов в макете.
Бумага для ризографии используется исключительно голая: без мелового покрытия и прочих излишеств — соевой краске жизненно необходимо хорошенько впитаться в носитель.
Скорость печати варьируется от модели к модели и лежит в диапазоне от 60 до 130 копий в минуту. Изготовление мастер-пленки занимает всего пару минут, поэтому печать практически любого тиража выполняется в течение 1-2 дней. Такой скорости могут позавидовать многие офсетчики.
Что касается тиражности: ризограф легок на подъем, даже если нужно напечатать 20 листов. Конечно, в этом случае стоимость мастер-пленки размажется по этому небольшому тиражу, и цена получится не самой низкой по сравнению со стоимость оттиска при, скажем, тираже в тыщу экземпляров. Поэтому многие фирмы печатают от 50 штук и выше. Мастер-пленки в среднем хватает на 3-4 000 оттисков с первоначальным качеством. Затем на отпечатках могут проявляться ненужные черточки, более толстые или «ворсистые» линии.
Стоит заметить, что на качество оттиска в большей степени влияет качество оригинал-макета. Если в сканер укладывается копия листовки, сделанная на 10-й раз, то не стоит ждать потрясающего результата. Особо тонкие линии и мелкий текст, плавные переходы полутонов и большие равномерные плашки тоже лучше оставить для офсетной печати, если, конечно, вы не ставите самоцелью получение неподражаемого ризографского стиля.
Как раз особенности ризографии, в отрезе от ее преимуществ и недостатков, делают ее интереснейшим инструментом для художественной печати в странах загнивающего запада. Тут вам и тонкая кропотливая работа по приводке многоцветного изображения, и продумывания последовательности печати при наложении полупрозрачных заливок…
Эх, пока писали, с новой силой втрескались в эти шумные торопливые машины)нежно любим ризографы и считаем, что их недооценивают. Взять хотя бы сам печатный процесс, полный волшебства автоматизации.