Столыпинские реформы и жизнь в уральской деревне
1913 год в советское время был точкой сравнения по уровню жизни – до революции и сейчас, когда жилось лучше? Россия перед началом Первой мировой войны переживала период экономического подъема, входя в число ведущих европейских держав. Как это отражалось на жизни нашей уральской глубинки, жизни обычной деревни Махнева Верхотурского уезда?
Узнать об уровне жизни крестьян уральской глубинки помог личный #архив помощника агронома Махневской волостной управы Николая Семеновича Бронникова, любезно предоставленный нам жителем Тюмени Л.И. Коновальцевым. В ноябре #1913 года Махневское кредитное товарищество и махневский съезд сельских хозяйств ходатайствовали перед Верхотурским уездным земским собранием об открытии в деревне Махневой сельскохозяйственного склада для обеспечения населения Махневской, Топорковоской и Фоминской волостей сельхозорудиями и сельхозмашинами. Просьба крестьян была оперативно рассмотрена и удовлетворена. Об этом свидетельствует выписка из доклада правления кассы мелкого кредита (были и такие в крестьянской России) Верхотурскому земскому уездному собранию 4-й очередной сессии, состоявшемуся в декабре 1913 года.
«…Деревня Махнева, как и вся Махневская #волость , принадлежит к разряду земледельческих, где главное занятие крестьян исключительно обращено на развитие сельского хозяйства, а также скотоводства. Соседние с этой волостью – Топорковская и Фоминская – также относятся к этому разряду, во всех трех волостях имеется 3642 двора, причем население по большей части средней зажиточности, а есть довольно порядочно и такого населения, которое может быть отнесено к хорошо зажиточному, так как нередко можно встретить в этих краях крестьян, имеющих до десяти лошадей и до 20 голов рогатого скота».
До сего времени, как было известно Земскому собранию, район этот обслуживался Верхотурским сельхозскладом, отстоящим от деревни Махневой в 79 верстах, от села Фоминского – в 114 верстах. Кроме сего, приближение торговли сельскохозяйственными машинами и орудиями, а также кровельным железом к селениям этих волостей, по мнению правления кассы, несомненно, увеличило бы количество продаваемых предметов населению этого края. Заведование складом правление кассы, со своей стороны, находит более целесообразным доверить г. Бронникову, как человеку опытному и как уже несколько испытанному в частности его службы в Верхотурском земстве в течение девяти лет (отличный образец характеристики для чиновников всех времен – В.К.), и, кроме сего, обладающему недвижимым имуществом, которое может служить обеспечением на случай растраты.
Затем же, чтобы г. Бронников мог работать не в ущерб своим прямым обязанностям помощника агронома, он обязуется на то время, когда у него бывает работа по должности, приглашать за свой счет (!) приказчика, с тем, однако, условием, что ответственность по складу всегда несет перед кассой мелкого кредита он сам. Вознаграждение г. Бронникову за заведование складом правление кассы со своей стороны полагало бы на первое время в размере 240 рублей в год (корова стоила в 1913 году от 3 до 5 рублей).
Для перевозки товаров из Верхотурья Н.С. Бронников заключил подряд с крестьянином деревни Шмаковой Петром Корниловичем Шмаковым. Документ составлен очень грамотно, с соблюдением всех гражданско-правовых норм. Впечатляет стиль деловой переписки того времени, каждое послание в деревню Махневу начинается со слов: «Милостивый государь…» Казенный текст всегда выдержан в корректной и вежливой форме. Например: «…Правление кассы мелкого кредита предлагает вам поспешить с представлением отчета за июнь 1914 года».
Товар сельхозсклада продавался в #кредит с первоначальной уплатой части стоимости и рассрочкой платежа до двух лет, а также и за наличный расчет. Были определены правила торговли, вывешенные на видных местах. При продаже сельхозмашин и орудий правление кассы обеспечивало своеобразное сервисное обслуживание, что видно из следующей выписки: «…Правление кассы просит вас, милостивый государь, по получении сего в возможно скорейшем времени съездить в деревню Широкалову Топорковской волости для всестороннего испытания пригодности сортировки по типу «Триумф» работы артинских кустарей, находящейся у Андрея Широкалова, и о результатах незамедлительно прислать свое заключение. Заведующий кассой мелкого кредита В. Гольянов».
В Верхотурском уезде работала сеть сельскохозяйственных складов. Кроме Верхотурья и деревни Махневой, склады были в Алапаевске, Нижнем Тагиле, селе Петрокаменском. На них имелся полный ассортимент сельхозмашин и орудий. Вот что покупали, к примеру, крестьяне с Махневского склада: плуги «Эккерта», сепараторы пятиведерные «Альфа-Лаваль», «Альфа-Виола», сеялки «Урожай», сноповязалки «Диринг», «Маккормик», самосброски «Осборн», сортировки «Триумф», косы, серпы, кровельное железо, пчеловодный инвентарь, семена трав, олифу, малахитову (зеленую) краску и т.д.
Весь поступавший #товар страховался. Это видно из следующего документа: «…Правление кассы просит вас, милостивый государь, тот час по прибытии товара пригласить уполномоченного Губернского Земства по приему страхования движимых имуществ Михаила Филипповича Башкирова и просить его застраховать товар в складе на сумму десять тысяч рублей». Для более полной характеристики перемен, происходивших в сельском хозяйстве России в начале XX века, можно привести еще один документ из архива Н.С. Бронникова.
«Крестьяне выселка Тишинского от деревни Ерзовки Дмитрий и Иван Саватеевы Переваловы хлопочут о ссуде на постановку их хуторского хозяйства, вследствие чего Земская Управа поучает вам обследовать подробно их хозяйства – заслуживают ли они денежной поддержки и можно ли быть уверенным, что полученные деньги будут употреблены на улучшение хозяйств. Какой состав их семей, постройки, живой и мертвый с/х инвентарь, количество пахотных и сенокосных угодий, а равно и под росчистями. Через беседу с Переваловыми выяснить, на что именно в действительности они предполагают употребить ссуду, трезвый ли образ жизни ведут, насколько трудолюбивы члены семейств эти сведения с вашим заключением сообщить в Управу. Председатель Верхотурской Земской Управы Г. Черемных».
Из вышесказанного видно, что органы местной власти способствовали развитию единоличного крестьянского хозяйства, тем самым претворяя в жизнь основные направления аграрной политики П.А. Столыпина. Отсюда также можно сделать вывод и о том, что трудолюбивые уральские крестьяне в начале XX века могли жить вполне достойно и самостоятельно. Чтобы прокормить семью и быть экономически обеспеченными, им незачем было искать случайных заработков в городе, меняя место жительства.
Оригинал статьи размещен в августовском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь
http://uralstalker.ru/2020/09/alfa-viola/
автор Владимир Кислых
фото автора
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях