Продолжаем цикл статей «Русь изначальная». И влезаем всё глубже и глубже «в черную дыру» (или «белое пятно») на карте Руси VIII-XII веков. Сейчас это место (с понятными оговорками) считается «сердцем России»: бассейн верхней Оки, бассейн средней Оки до Старой Рязани весь бассейн Москвы-реки, верховья Клязьмы. В одиннадцатом веке там тоже пульсировало ничуть не меньше — земли эти принадлежали забытым Вятичам. Народу, который категорически не признавал неумолимость исторического процесса. И чихать хотел на феодальные желания киевских (и всех прочих) князей «собрать» их в Русь.
Первые попытки подчинения. Для подготовки ряда статей, иногда приходится нырять в многотомный труд (29 шт.) Сергея Соловьева, который в XIX веке произвел известный фурор и обескуражил русское общество. Этот «рЭволюционер от науки» аргументировано стал громить «официальную версию» развития Государства Российского г-на Карамзина, к которому, действительно, претензий уже тогда уйма накопилось, вплоть до уличения в откровенной лжи. Но не суть… Прочитал очень глубокую мысль, хоть в эпиграф ставь к нынешнему материалу:
«Издавна, когда еще русский славянин не начинал строить на Оке церквей христианских, не занимал еще этих мест во имя европейской гражданственности, болгарин слушал уже Коран на берегах Волги и Камы. Здесь впервые в Северо-Восточной Европе христианство столкнулось с бусурманством. Это столкновение было необходимо, как скоро новая Русь основалась в области Верхней Волги, как скоро славянская колонизация нашла себе путь вниз по этой реке; первые князья новой, Северо-Восточной Руси — Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод III, Юрий II — ведут войны с болгарами и доводят границы своих владений до устья Оки в Волгу, где закрепляют их Нижним Новгородом». Колонизация русских шла не на пустые земли.
Конечно, не на пустые. Земли были очень даже густонаселенны, богаты, независимы …и очень кусачи. Для вятичей XI век — это время полной независимости, с известными оговорками. И Вятическая Земля среди всех других на Древней Руси находилась на особом положении. Служила примером для простого свободного люда. И была бельмом на княжеском глазу. В Чернигове, Смоленске, Новгороде, Ростове, Суздале, Муроме, Рязани — активно пробивала себе «холопскую дорожку» новая государственная власть. Цвели пышным цветом прелести феодальных отношений. У вятичей же сохранилось свое внутреннее управление: во главе племени стоял выборный вождь, которому подчинялись многочисленные старейшины родов. Появилось в конце этого периода и наследственное правление, жаль мало подтвержденное прямыми источниками. Но вполне обоснованное косвенными данными из русских летописей, отрывочными заметками от арабов, археологией.
Изначально подмять под себя Вятичей попытался Святослав и сын его Владимир Ясно Солнышко. Как это у них НЕ получилось — читаем здесь. В 1066 году гордые и непокорные вятичи опять привлекают внимание агрессора-Киева. Во главе племенного Союза встают некий Ходота с сыном, известные в своем крае приверженцы языческой религии. Лаврентьевская летопись под 1096 годом сообщает: «...а в вятичи ходихо по две зимы на Ходоту и на сына его...». Очень интересная оговорка, наводит на мысли.
Если летопись, которая категорически не «замечает» события на Вятической Земле, посчитала нужным упомянуть сына Ходоты, то он явно занимал какое-то особое положение. Не исключено, власть у вятичей была уже наследственной. А сын Ходоты являлся Наследником. Хотя возможно — был военным предводителем Союза племен, что частенько практиковалось в родоплеменном обществе.
Разгром? Ну-ну… Так или иначе, на просвещение «язычников» выдвинулся аж сам Владимир Мономах. Первые его два похода закончились ничем. Как застенчиво сообщают летописи — киевская дружина прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля. Ага… верю. И лишь во время крайнего похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель сумел скрыться. Если собрать и обработать все источники того времени: выбить бубну Вятичам все-таки получилось. Даже с подробностями — как... Великий князь готовился к решающей схватке с «лесовиками» серьезно.
Заслал своих лазутчиков в вятические поселения, занял ключевые торговые городища по границам, завез туда всякого припаса. Когда ударили сильные морозы, Ходота вынужден был вернуть свое войско отогреваться по избам. Тогда и стартовала карательная экспедиция. Бла-бла-бла…, погоня за Ходотой, нашли его на лесной заимке, «сеча люта и упорна бысть», воеводы киевские перехватали всю племенную верхушку вятичей, казнили на глазах у поселян «лютой казнью». И именно тогда Земля Вятичей окончательно вошла в состав Древнерусского государства. Тьфу и три раза «щас». Вошла, проверяйте.
Во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054) вятичи в летописях совсем не упоминаются, будто между Черниговом и Суздалем «черная дыра». Там нет никакой земли, событий никаких не происходит. Что очень странно, ведь по русским летописям, — в Киеве и на Руси все бьет ключом и бурлит политической жизнью. Но земли Вятичей не имеют никакого отношения к этому празднику жизни. Скажу больше — в летописном списке племен того времени Вятичи тоже не упоминаются. Это их так Мономах проредил? Или напугал, что остатки племен слились с мещерским дремучим ландшафтом?
Нет конечно. Это означало лишь одно: вятическая земля не мыслилась в составе Руси. Даже в мозгу патриота-монаха, мечтавшего этих «язычников» окрестить. Готов даже предположить сомнительное. Киеву платилась символическая дань, на этом государственные взаимоотношения заканчивались. Принимаю это допущение с тяжелым сердцем. Поскольку во времена Ярослава Мудрого порядок на Руси наводился железной рукой Великого Князя. Киев и прочие города сохраняли видимость единства. Полезь вятичи в бутылку — войны не миновать. Источники бы рассказали… Пусть будет так. Платили что-то.
Но после смерти Ярослава в 1054 году положение на Руси катится к безоговорочному бардаку. Между князьями начинаются кровавые междоусобицы, «единое вроде» государство мигом распадается на множество больших и малых уделов-удельчиков. Понятно, что тут не до Вятичей. А платить им (если и платили) — просто некому. Киев далеко и не граничит уже с вятической землей. Другим Рюриковичам еще нужно это право (с оружием в руках) обосновать. Жуть какому непонятливому и хитрому народу. Как уж Вятичи умели «прикинуться Ванькой малахольным» — это узнайте тут.
Свидетельств полной независимости вятичей во второй половине XI века немало: персидские, булгарские и арабские источники, археология, политические события региона и т.д. Но самое важное доказательство — полный молчок русских летописей. Как вишенка на торте — отсутствие свободного пути из Киева. В Ростов и Суздаль. Рюриковичи кружили вокруг Земли Вятичей, не рискуя использовать «прямоезжие дорожки»: сначала приходилось двигаться вверх по Днепру, а потом вниз по Волге, обходя Вятические земли. Сам Владимир Мономах в своем «Поучении» детям говорит о поездке из Приднепровья в Ростов «сквозе Вятиче», как о неординарном предприятии. Ну а Былины об Илье Муромце и богатырском подвиге проезда через эти земли — можно читануть здесь.
Что мешало киевским и прочим князькам подчинить Вятичей? Так великая их воинская сила была? … Нет, вятичи были многолюдны. Но довольно мирны, что удивительно для тех времен. Войска собрать большого не могли без огромного «форс-мажора». Слишком уж велики расстояния между главными Родами (от Дона до Москвы), недружелюбны и непредсказуемы «русы» вокруг, много городищ и селений, требующих постоянных гарнизонов. Вятичи чурались любых военных авантюр, что проворачивали их соседи-славяне. Всегда настаивали: «Оставьте нас в покое!». Кто так может себя вести? Только заинтересованные в спокойной торговле люди. Коим любые потрясения — прямой убыток. Вот отсюда и будем копать.
Не случайно статья началась глубокой и точной мыслью Сергея Соловьева. Что побуждает отлипнуть от осиного гнезда Руси с ее выдуманным Рюриковым последом. И обратить свой взор на Восток, в сторону Итиля-Волги. Где процветали два больших торговых государства — Хазарский Каганат и Волжская Булгария. История взаимоотношений Вятичей и этих мусульманских держав кажется мне «ключом» в понимании их чрезвычайно долгой независимости. И удивительному иммунитету к экспансии жадных Рюриковичей.
Известно, что Вятичи якобы платили хазарам дань: отдавали по «беле и кунице с дыма» в VIII веке. Потом по «шеляге от рала» к X веку. Приношу свои извинения за неточность в предыдущих материалах, где назвал «щелягу» — золотой монетой. Спасибо внимательным посетителям канала, что отправили вашего покорного слугу изучать матчасть. Порывшись в рекомендованной литературе, с полной уверенностью заявляю: платили Вятичи (если платили) по серебряной монетке с рала (плуга-сохи). Арабским дирхемом, поскольку хазары своей деньги не штамповали, лень было. Дань еще более смехотворная, чем «по белке с домовладения». Смеемся вместе:
«Торг на Киевском рынке в Х веке: 1 арабский серебряный дирхем (щеляга) весит 3 грамма чистого металла. Рабыня стоит — 300 дирхемов. Стеклянная византийская бусина — 1 дирхем. Шкурка «северной» куницы — 2,5 дирхема. Лошадь для сельхозработ — 50 дирхемов. Овца — 5 дирхемов. Нож — 1 дирхем. Меч — 42 дирхема. В Европах серебра было больше, поэтому цены падали фантастически: в Праге того же периода за 1 дирхем можно было купить: 25 кур, 75 дневных рационов (мер) для человека, 100 суточных рационов ячменя для одной лошади.
Канал вскорости обратит своё внимание на движение «валютных потоков» между Востоком-Русью-Западом, реальную ценность серебра-золота для славян и т.д… Сейчас не буду тратить время, не суть… Главное понимать — дань была символична. И вряд ли кто-то был способен собрать ее в полном объеме. Да и не нужно было. Намного больше преференций Вятичи и Хазары с Булгарами получали от «зоны свободной торговли». А военная защита от недружелюбных соседей, скорее всего, оговаривалась отдельными договорами. Часто перезаключались. Как это было принято при смене верховных правителей в Хазарии и на Востоке в целом.
«Гумилёвщина» и здравые смыслы. Дядя (мной горячо любимый) Лёва Гумилев представил отношения Хазарии и Киева так: в 940 году происходит война между Киевской Русью и Каганатом. Хазары громят «русов», разоряют что только можно, подчиняют своей воле князя Игоря. Отныне славяне и «русь» ведут безнадежные войны во славу Хазарии, гибнут десятками тысяч, полностью ослабляя военный потенциал Руси. Концепция привязана к «Кембриджскому документу», якобы хазаро-еврейской переписке. Отсутствие в русском летописании прямых свидетельств этих событий Гумилев объясняет «заговором летописца» против исторической истины… Не будем углубляться, и это не суть.
Версия Гумилева абсолютно деструктивна, хоть и красиво обернута в логические смыслы. Правда, без археологии, что отправляет ее в раздел «басни». Степень экономического «угнетения славянских данников каганата», что-то очень преувеличена. Буду краток и лаконичен:
- Факт проживания вятической (или поли-славянской) колонии на территории хазарской столицы Итиля подтверждается многочисленными арабскими источниками. Есть свидетельства, что на территории Каганата славяне ходили (даже!) вооруженными, участвовали в сражениях на стороне хазар. (Ибн-А’Сама ал-Куфи, ал-Мас’уди). Тема темная, на этом факте не риску настаивать.
- Вассальные обязательства перед Хазарским Каганатом булгар и буртасов не вызывает сомнений. Но вот относительно Вятичей — утверждение очень спорно. Со стороны это выглядит как военный союз. Возникает после арабского вторжения, когда вятичи явно или опосредованно прояснили «неразумным хазарам» Старого Каганата, сколь опасно с ними связываться. Лучше дружить. «Непроходимые вятические леса» отметем, как неуклюжую шутку. География их расселения редко «заглублялась» в непролазные дебри. Этот фактор любили использовать «неудачники-завоеватели» (Рюриковичи) как объяснение своих военных неудач. Как Наполеон и Гитлер — трескучего «деда Мороза».
- Русский Летописец, характеризует Вятичей как полудиких лесных обитателей со «звериными» обычаями. Ага, а как быть с их уникальным погребальным обрядом, когда урны с прахом ставились на «столпы» при дорогах? Это же сами летописи живописуют, не моя придумка. Значит… И дороги были. И куда-то они вели. И «столпы» стояли обихоженные. И порядок был железный, раз их никто тронуть не смел… «Дикие»? Ну-ну…
- Вятичи обладали весьма широкой автономией. Правом селиться в хазарских городах, быть при оружии, вести самостоятельную военную политику. Степняки с Волги входили в их дружины, это очевидно. Как и наоборот. Эти отношения заложили уникальную для Степи тактику, потом полностью перенятую Киевом и последующей Русью. Хождение в походы «судовыми ратями» под прикрытием конницы, следующей берегами.
- Смотрим на виды вооружения вятичей: сабли, чеканы, шлемы конической формы. Это заимствования из Восточных Степей. Поясные приборы салтово-маяцкого типа, конская упряжь хазарского производства — это почти обязательный атрибут погребального инвентаря дружинных курганов. Плюс гарнитуры ремней. Да и сами воинские погребения вятичей — заимствование хазарских традиций в обряде.
- По части «дани». Согласно Летописи (что вятичей и хазар люто ненавидит), Каганат добился выплат путем «…доискахом оружием…». Ага… Однако смех вызывает ее размер (см. выше) и неизбежные ехидные вопросы о форме сбора. Предположим три общепринятых для Руси варианта:
1) регулярные объезды податных своими силами. «Баскачество» с постоянным военным присутствием хазар на территории Вятичей;
2) сбор дани и передачу ее хазарам от лица «местной власти» как «выход»;
3) сбор дани отдельными Родами, передачу ее во время сезонных торговых операций.
Вариант с «баскаками» отметаем сразу. Судя по тому, как Вятичи трепетно относились к вмешательству в свои внутренние дела — этих «сборщиков» вырезали бы под корень в ходе неизбежных бытовых, межэтнических, межконфессиональных недоразумений и конфликтов (З/Орду любого издания припоминайте). Крупные же хазарские «карательные экспедиции» неизбежно оставили бы след в археологии. Чего нет в помине. Эпизод с «каменной бабой» и городом «Карачев» оставим за бортом, там спорят до сих пор. Что за «хазарский форпост» образовался в глубине земель Вятичей. Побеждает здравый смысл, хвала Тэнгри. Как-нибудь наведаемся в тот вопрос позже…
Версия о сборе дани местными «князьками» вполне допустима. Но вот закавыка… Такое «полюдье» неизбежно приводит к централизации (и появлению) княжеской власти, коррупции и усилении феодальных позиций, что произошло повсеместно на Руси. Но в землях Вятичей такого не было от слова «совсем», пока туда не протянул свои лапки Юрка Долгорукий с потомками. Так что, тоже машем ручкой версии…
Третий вариант — выплата дани в «комплекте» с торговыми пошлинами… Вполне. Практиковалось на Балтике и некоторых странах Востока. Тогда нужно разобраться в самой хазаро-славянской торговле. Вятичи были частыми гостями на волжских рынках, это неоспоримый факт археологии и арабских свидетельств. Их земля была богата конкурентным и уникальным для Востока товаром: хлеб, меха, воск, ремесленные изделия и дорогущие женские украшения. Огромное количество кладов, набитых арабскими дирхемами — сами не появляются. И говорят о немалом барыше вятической верхушки.
Вызывает ехидные вопросы участие Вятичей в сражении 1088 года, когда наследница Каганата — Волжская Булгария знатно накостыляла «объединенной Руси» и взяла Муром. Положив начало затяжным войнам с Долгоруким и прочими северо-восточными княжествами. Но тогда попытки владимиро-суздальских князьков монополизировать торговлю на Волге и Оке — были успешно отбиты. В землях Вятичей, на минуточку. Булгары защищали именно их «перевалочные хабы» для торговли с Новгородом и собой.
Но мы отвлеклись… Наличие обширных торговых связей между вятичами и хазарами — факт доказанный. Каганат не использовал методы «выколачивания» дани. И что совсем удивительно — не охотился за «славянскими рабами» в землях Вятичей. Память хорошая была, от арабского вторжения досталась, когда бывшие «рабские народы» бубну выколотили… Торговую же дань получать при такой «торговой ассимиляции друг в друга» попросту невозможно. Правильно рассчитать ее размер, тем более доставить из отдаленных земель… Не имея иногда «пропуска» в земли Хазарии. Неразбериха, сплошное «уклонение» и неизбежные конфликты возникнут. А тронь Вятичей на торгу в Итиле… А что они с твоими купцами сотворят в своих землях? Новгород и Киев с этим «рэкетом» постоянно сталкивались промеж себя, крови потом проливалось… немеряно. Короче, тоже дохлый вариант.
Крушение Хазарской державы (к которому скоро обратимся) имело для вятичей положительные и отрицательные аспекты. Русские владения продвинулись на восток, город Тмутаракань стал столицей нового княжества. Доходы от торговли с Причерноморьем пошли прямиком к самим вятичам, минуя погромленных хазар. С другой стороны, они лишились крепкого союзника, что только фактом своего присутствия в регионе — окорачивал амбиции Рюриковичей. И служил щитом от полудиких кочевых племен, не забываем. Южные степи тогда заполонили печенеги. Жили грабежом, мешали торговле. Потом на их место пришли половцы. Пока обустроились-втянулись… тоже немало поураганили.
Торговля и сама безопасность вятичей теперь постоянно находились под кочевой угрозой. Новая киевская династия подчинила себе славянские племена, бывшие «данниками» хазар. Стала регулярно пробовать на зуб Вятичей. Почему же они, «долго и исправно платившие дань хазарам» («ага» три раза), оказали сопротивление близкому в этническом и культурном плане Древнерусскому государству? И бескомпромиссно отказывались пару столетий вливаться в «дружную семью народов»?
Ответ на поверхности: у Каганата не было политических и территориальных притязаний к Вятичам. Совсем. Торгашей из Итиля вполне устраивала экономическая зависимость, они запирали выходы к рынкам Востока и Северо-Запада. А вот Киев стремился своих «данников» сделать частью административной системы Руси, навязать свои законы. И что наиболее чувствительно — византийскую веру. Такая перспектива не радовала Вятичей, привыкших к самостоятельности. Выход был найден быстро — в союзе с Волжкой Булгарией. С надежным торговым партнером (и военным) вятичи отсрочили своё «вхождение в Русь», еще немало потрепав нервы Рюриковичам. Но об этом — в других материалах…
Продолжение следует…