Здравствуй, дорогой читатель!
В одной из предыдущих статей мы рассмотрели нелепую попытку Прибалтийских немцев взять реванш за поражение в войне 1240-1242 гг., однако и шведы, разбитые на Неве в 1240 г., не оставили своим вниманием язычников, живших на юго-востоке от них, и были вновь готовы сразиться с новгородским князем, в сфере интересов которого эти самые язычники также были.
В 1245 г. финляндский епископ Томас покинул кафедру будучи не в силах держать в узде местное население и противостоять постоянно досаждавшим карелам и русским. В Швеции догорала гражданская война, поэтому отправить сколько-нибудь значительный контингент из метрополии, чтобы навести порядок в колонии, не представлялось возможным.
Вновь консолидировать силы шведов смог папский легат Вильгельм Моденский. Он созвал поместный собор в 1248 г., провел переговоры с королем Эриком и ярлом Биргером, что в итоге привело к вызреванию идеи нового крестового похода.
Знаем мы об этом походе довольно скудно, единственным источником является "Хроника Эрика". Датируется поход зимой 1249-50 г. Командовал всем мероприятием снова ярл Биргер, и на сей раз дело увенчалось успехом - были покорены значительные территории еми и карелов.
В 1254 г. римским папой стал Александр IV, сторонник агрессивной политики христианизации. Он в 1255 г. сначала призвал Миндовга воевать с русскими как с неверными, а потом поддержал инициативу двух богатых ливонских землевладельцев, Люнебурга и Кивеля, в покорении язычников за Нарвой, в Водской земле и Карелии.
Однако ни рижский епископ, ни Тевтонский орден, занятый войной в Курляндии, не могли посодействовать в таком деле. Зато могли шведы, чья экспансия в те годы была на высоте.
Итак, ярл Биргер выделил на помощь Кивелю большой отряд, состоящий из шведов и финских союзников. План состоял в том, чтобы построить свою крепость на р. Нарва, недалеко от датской, носящей одноименное название.
Успех этого предприятия сулил большие стратегические выгоды - немцы оказались бы отрезаны от земель води и карелов, которые уже считали своими. Кроме того, под контроль попадали речные торговые пути из Пскова и Дерпта, а также сухопутный из Новгорода в Ревель.
Однако новгородцы и в этот раз не дали осуществиться шведским планам. При приближении войска Алесандра северные колонизаторы ретировались - слишком велика была опасность оказаться меж двух враждебных огней - датчан с немцами с запада и русскими с востока.
Новгородцы же не остановились на достигнутом и предприняли поход в Центральную Финляндию. Вероятно, инициаторами похода выступили предводители карельских племен, оказавшиеся на опасном пограничье уже не с емью (тавастами), а со шведами, обосновавшимися на землях соседей.
Александр Невский двинул свои войска к Копорью. В походе участвовали не только новгородские, но и суздальские полки, также князя сопровождал киевский митрополит Кирилл - для православных сановников это было первое мероприятие такого характера.
Таким образом, вторжение русских являлось не просто нападением с целью добычи или переподчинения себе данников, а упреждением католической христианизации с помощью православной, присоединением местных племен (преимущественно карелов) к числу подданных Владимирской Руси.
Поход против еми завершился удачно, новгородская летопись сообщает нам следующее о его итогах: "И приде на землю Емьскую, оныхъ избиша, а другыхъ изъимаша; и придоша новгородци с княземь Олександромь вси здорови".
Результатом северной политики Александра Невского в 1250-х гг. стало как твердое отстаивание своих интересов перед активизировавшейся шведской экспансией, так и закрепление за Новгородом и Русью в целом новых достижений, таких как окончательное включение в орбиту православия карелов.
Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!
Читайте также:
Какие состязания проводились в Древней Греции кроме Олимпийских игр
Князь Володарь Ростиславич - на уроках истории напрасно не уделяют ему внимания
Красный Донбасс командарма Ворошилова