В начале 1980-х годов советский режиссер Сергей Бондарчук снял дилогию «Красные колокола» о становлении власти Советов. Этот фундаментальная работа стала роковой в карьере режиссера, снявшего фильм, по своей идеологии созвучный линии партии.
Публика двух столиц - Москвы и Ленинграда этот фильм не приняла, обвинив режиссера в сотрудничестве с властью и потере независимого творческого мышления. Позже эхо «Красных колоколов» прозвучало на пятом съезде Союза кинематографистов, когда прежнее руководство сняли вместе с Бондарчуком.
Между тем, фильм с точки зрения сегодняшнего дня интересный в сюжетном и стилистическом отношении.
РЕВОЛЮЦИЯ В МЕКСИКЕ
Первая часть под названием «Мексика в огне» представлена в виде фильма-путешествия, в котором главный герой – американский корреспондент Джон Рид едет на юг от Рио-Гранде, где рассказывает местным жителям, как в Мексике идет революция в 1910-х годах. В стране воюют все против всех. После свержения прежнего жестокого правителя здесь пытаются убрать с пьедестала его мятежного сменщика. В стране действуют две революционные армии Эмилиано Сапаты и Панчо Вильи.
Век Сергея Бондарчука: мир на салфетке и ненависть к лести
Джона Рида великолепно сыграл итальянский актер Франко Неро - звезда первого спагетти-вестерна «Джанго», а также недавнего фильма «Дело Коллини» и множества других фильмов, получивших мировую известность.
Рид пробирается в армию Вильи на севере Мексики, где сближается с повстанцами. Сюжет чередуется с зарисовками из прежней буржуазной жизни журналиста. Его приключения в бунтующей стране показаны Бондарчуком динамично, сюжет захватывает.
Есть в первой части два сомнительных момента. Первый касается чисто визуальной стороны – режиссер повествует о сражениях сразу двух революционных армий, но отличить участков боев непросто – выглядят они одинаково.
Второй касается подачи: Сергей Бондарчук снял реалистичное кино, где позиция Джона Рида подается, как правдивая. Но не нужно забывать, что он не историк и не аналитик, а всего лишь журналист и очевидец тех трагических событий.
Век Сергея Бондарчука: бунт коллег и доброе слово Никиты Михалкова
Но в самом конце первой части на звук трубы поднимаются мертвые бойцы и идут вперед. Символизм, который смотрится довольно странно.
РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ
Вторая часть «Красных колоколов» под названием «Я видел рождение нового мира» детально воспроизводит события переворота в Октябре 1917 года.
В Петроград приезжает Джон Рид (это исторический факт) перед самым переворотом. Позже он напишет книгу под названием «Десять дней, которые потрясли мир». Здесь совершенно лишней оказывается сюжетная линия, связанная с пассией журналиста – Луизой Брайант. Девушка отрывается по полной на фоне России, погружающейся в хаос революции.
Не очень вяжется с происходящей трагедией и сам Рид, который делает записи в блокноте на фоне начинающейся революции. Также сомнительна идея показать революцию глазами американского коммуниста. За это и не принял столичный бомонд эту работу Бондарчука.
Бытовало мнение, что важность Октябрьского переворота должны оценить на экране наши люди, а не американец в исполнении итальянца. Получается, что величие Революции признается законным, так как его принял и оценил американец.
РЕАКЦИЯ НА ФИЛЬМ
Массовый зритель отнесся к новой дилогии Сергея Бондарчука прохладно, не высказав никаких восторгов. А ресурсов на картину было затрачено великое множество. Поэтому реакция зрителей и критиков ранила Сергея Федоровича.
Режиссер не понимал, как можно пройти мимо ключевого на тот момент события ХХ века в отечественной истории. После непринятия кинокартины Сергей Бондарчук обратился к одной из самых мрачных страниц в российской истории – Смутному времени и личности Бориса Годунова.
25 сентября 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения великого актера и режиссера ХХ столетия - Сергея Федоровича Бондарчука.
Подписаться на канал «КиноНытик»