Демографические провалы, расцвет телемедицины и онлайн-коммерции – вот далеко не полный перечень последствий «коронакризиса». Главное же последствие заключается в смене потребительской парадигмы.
Автор: Федор Чайка
Вторая волна усилила первую
Набирающая силу вторая волна пандемии похоронила надежды, что первая была лишь временным явлением, своего рода испугом. Отскочить ото дна удалось лишь биржевым индексам, да и то – непонятно, надолго ли. Между тем, проблемы в реальной экономике лишь начинают давать о себе знать, и нынешний кризис станет, очевидно, самым затяжным в истории. Череда банкротств в секторе малого бизнеса ещё впереди: бизнес не сможет эффективно работать при спросе на 30-50% меньше обычного, докризисного. Очень скоро такой бизнес начнёт сыпаться в прямом смысле слова – даже несмотря на поддержку со стороны государства, которая больше похожа на компенсацию затрат на цивилизованную самоликвидацию. А малый бизнес, традиционно, выступает основой экономики развитых стран.
Аналитики Canada Pension Plan Investment (канадская правительственная организация по управлению пенсионными накоплениями) выпустили доклад о значительном изменении инвестиционного ландшафта, особенно в части потребительского поведения, здравоохранения и внутристрановой мобильности. Подобного рода исследования незаменимы для долгосрочных инвесторов, которым важно понимать смену поколений: где будет спрос в будущем, откуда ждать инновации и откуда – разрушений, какие сферы подпадут по усиленное госрегулирование и так далее.
Пенсионеры в онлайн, молодежь – в оффлайн
Любопытный вывод канадцев состоит в том, что пенсионеры и молодежь поменяются местами. Пожилые станут одной из значимых потребительских групп для онлайн-ритейлеров – они уже вовсю осваивают покупки через интернет и этот тренд только будет набирать обороты. А вот молодых людей, напротив, теперь ждут в старых добрых моллах. Им надоело сидеть дома, и они всё больше проявляют интерес к оффлайновым форматам. По оценке CPPI, если в августе 2019 года покупали продукты онлайн только 13% домохозяйств США, то в нынешнем марте – уже 31%.
Телемедицина и удалёнка
Карантин стал причиной резкого всплеска популярности телемедицины. В развитых странах это далеко не новый феномен, но только за эту весну-начало лета спрос на удалённые медицинские услуги увеличился на треть, причём за счёт новичков.
Ещё одна тенденция – удалёнка. В период острой фазы карантина из дома работала примерно половина всех сотрудников в Китае, Великобритании и США. Эксперты не ждут, что теперь это станет нормой, скорее всего это будет форма гибких графиков в виде нескольких дней работы из дома. В связи с данным трендом большие перемены ждут коммерческую недвижимость и сопутствующую инфраструктуру (падение спроса в общепите, на услуги компаний по уборке помещений и так далее), а также увеличение спроса на всевозможные облачные решения.
Бэби-бум отменяется
Помните, как только началась самоизоляция, было много шуток насчет детей пандемии? Мол, через 9 месяцев будет бэби-бум. Экономисты из Brookings Institution предсказывают, что в будущем году в США родится детей на 300-500 тысяч меньше, чем в 2019 году. А исследование экономистов из Wellesley College показало, что вынужденные карантины хоть и влияют на рост рождаемости, но совсем незначительно. Ключевые же переменные в этой формуле стабильность занятости, экономические кризисы и неопределённость. При прочих равных условиях, рост уровня безработицы в США на 1 процентный пункт приводит к снижению уровня рождаемости на 0,9-2,2%.
Коронавирус только усилил негативную демографическую динамику. В период с 2019 по 2050 год 55 стран, как ожидается, потеряют 1% своего населения. А в 2018 году впервые в истории число людей старше 65 лет в мире превысило число людей в возрасте до 5 лет.
Китай ждёт взлёт, а затем падение
Любопытно, какие процессы происходят в Китае, потому что это основной драйвер в мировой экономике XXI века. В Поднебесной уже несколько лет, как начало сокращаться число людей трудоспособного возраста как следствие политики одного ребёнка. По инерции ВВП Китая будет набирать обороты и превысит ВВП США, однако затем страну ждёт продолжительный спад, который достигнет 50% от достигнутых показателей.
Таким образом, старение населения вкупе с сокращением рабочей силы ещё больше усилит дефляционные процессы, которые мы уже наблюдаем последние годы в США, Европе, Японии и России в том числе. Другим следствием данных демографических процессов является повышенные расходы на здравоохранение.
Ещё один тренд, грозящий стать долгосрочным – миграция в сельские районы и, как следствие, бурное развитие в этих районах всей инфраструктуры, традиционной для больших городов.
Наконец, роботизация всего и вся и развитие искусственного интеллекта. Отдельный тренд в рамках данного направления – роботы по уходу за пожилыми людьми, роботы, обслуживающие посетителей в гостиницах, роботы на производстве, роботы везде.