Найти в Дзене
MOTOBAZA.RU

Электромотоциклы для эндуро: правда ли они конкуренты бензиновым?

Оглавление
KTM Freeride E-XC. Источник: dirtbikemagazine.com
KTM Freeride E-XC. Источник: dirtbikemagazine.com

Скутеры, велосипеды и самокаты на литиевых батареях стали уже обыденностью в городских парках и пунктах проката. Никаких выхлопов, компактные, развивают достаточную скорость. Электромобили тоже можно увидеть на улицах города, но больше в качестве высокостатусного транспортного средства. А что насчет внедорожных мотоциклов?

Первый электро KTM Freeride E-XC и второе поколение

Мы уже ранее отмечали безоговорочное лидерство австрийского концерна KTM. Естественно, что именно их производственных мощностей и финансирования хватило для начала разработки концепции электрического мотоцикла для внедорожной езды. Концерн поставил задачу создать конкурентоспособную внедорожную модель мото, которая бы полностью соответствовала экологическим требованиям. Первый результат экспериментов был представлен в 2014 году – KTM Freeride E-XC, модификация которого была приближена к бензиновым фрирайдам. KTM Freeride E-SX – второй вариант, выполненный в лаконичной кроссовой интерпретации спортивного снаряда. Даже сами разработчики говорили, что «первенец» обладает весьма скромными характеристиками.

Заряд аккумулятора:

  • эко режим – 1 час;
  • экстремальное вождение – не более 30 минут.
  • Мощность электродвигателя - 11 кВт (15 л.с.) при 5500 об/мин;
  • пиковая мощность - 16 кВт (22 л.с.) при 4500 об/мин;
  • крутящий момент – 42 Нм.

Возможности установленной подвески позволяли ездить по пересеченной местности, но исключительно в лайтовом режиме. Продажи стартовали всего в 11 европейских странах со строгим отбором дилеров. Цена в Германии за модель E-XC составила 11 295 евро.

Вторая усовершенствованная версия была презентована в Red Bull Hangar 7 под Зальцбургом при личном участии президента компании Штефана Пьерера, а также топ-менеджеров бренда.

Теперь электродвигатель бесщеточного типа с жидкостным охлаждением способен выжать 24,5 л.с максимальной мощности, 9 кВт – на постоянной. Доступно движение в з режимах:

  • Economy – максимальная скорость 50 км/ч с возможностью восстановления энергии при движении на спусках;
  • Enduro (16 кВт);
  • Cross (полная мощность 18 кВт).

Новый аккумулятор позволит без подзарядки получить 1,5 часа езды, на восполнение батареи до 80% требуется 75 минут, а до 100% — до 105 минут.

Российские хедлайнеры разработчиков электрофрирайда

EMP MIG V. Фото: russiaedu.ru
EMP MIG V. Фото: russiaedu.ru

Отечественные производители также настроены на создание качественных внедорожных электромотоциклов.

Team Polytech (молодые инженеры из Московского Политехнического) уже неоднократно забирают награды и прочно оккупировали пьедестал победителей международных соревнований Smart MotoChallenge Barcelona в Испании. Команде Мотобазы.ру даже посчастливилось участвовать в тестовых испытаниях их MIG. Электромото оказался на удивление качественным, с хорошими показателями. Единственная «ложка дегтя» - заоблачная для подобной техники цена за образец.

Еще один хедлайнер - Лаборатория Электротранспорта E-MAX. Личного опыта взаимодействия, у нас не было, но заявленные производителем технические характеристики разрабатываемых моделей говорят о хороших перспективах проекта.

Составляющие стоимости

Самой дорогостоящей составляющей электробайка стал именно двигатель. Передача крутящего момента на колесо осуществляется проверенным способом посредством цепи. Использовать мотор-колесо для внедорожных мотоциклов нецелесообразно – этот механизм крайне чувствителен к уровню влажности и фактически ездить на нем можно только в сухих городских условиях. Контроллеры и литиевая батарея также влияют на стоимость. Как уверяют производители для непрерывной езды достаточно иметь сменный аккумулятор и источник питания. Для длительного эндуро-прохвата такие условия некомфортные.

Перспективы развития сектора электробайков

Пока производство электромотоциклов фрирайд не переросло в реально большие масштабы. Байки появляются на спортивных трассах и демонстрируют обнадеживающие результаты, однако их стоимость существенно ограничивает круг покупателей. Нельзя сбрасывать со счетов и интересы производителей нефти, откровенно незаинтересованных в популяризации альтернативных вариантов двигателей. В первую очередь сектор спортивных мото все равно лоббирует интересы производителей традиционных бензиновых двигателей, а электроразработки предлагаются больше с упором на поддержку экологических программ.

Причины медленного развития направления:

  • Без государственной поддержки крупные предприятия не заинтересованы в развитии направления, проведении исследований и испытаний. Самостоятельные разработки не получится быстро окупить.
  • Частный бизнес зачастую просто не имеет достаточных мощностей в своем распоряжении, чтобы осилить все этапы разработок и запуска производства.

Все это происходит на фоне автопрома, который уже запустил в производство гибридные автомобили и электрокары. Пример Tesla хорошо демонстрирует возможности направления и востребованность подобных разработок. Мы считаем, что постепенно электробайки все же покорят нишу, но на это потребуется значительное время.

Критерии, требующие оптимизации

Батарея KTM Powepack. Источник: ktm-moto.ru
Батарея KTM Powepack. Источник: ktm-moto.ru

Показатели запаса хода, времени работы. Если сравнивать соотношение объема и КПД бензинового двигателя с аналогичными характеристиками электродвигателя в совокупности с литиево-ионными батареями, то чтобы уравнять производительность, потребуется реально огромный размер – сложно представить мотоцикл для фрирайда весом под тонну.

Батарея KTM Powepack, в основе которой заявлено 360 литий-ионных элементов обладает легкосъемную конструкцией. При этом емкость батареи 2600 Ватт-часов. Номинальное напряжение 260 вольт (максимальное – 300 вольт). Это 10000 мА/ч. Сейчас электробайки по технологии приблизились к бензиновым аналогам мощностью 250сс (4-х тактные).

Электромоторы позиционируются как низовые, с хорошим потенциалом тяги. Альтернатив верховым моторам, тем более «лютым» верховым 2-тактным у электродвигателей нет.

Положительные характеристики электромотоциклов

  • Автоматическое переключение передач, либо их меньше, чем в бензиновом аналоге.
  • Переключение передач происходит без сцепления. В гонке возможность не отвлекаться даже на доли секунды дает более комфортные условия.
  • Европейские производители также заботятся о преодолении препятствий, где сцепление играет важную роль. Здесь сцепление вводится для разъединения двигателя с вращающим валом на ведущую звезду. Правда пока эта технология не у всех.
  • Сочетание качественной тяги с отсутствием торможения двигателя – это огромный плюс, который гарантировано оценят начинающие райдеры.
  • Еще один плюс, помимо тяговитости низов, если вы сбрасываете газ, электромотоцикл катится как двухтактник. Торможение двигателя минимальное, или отсутствует совсем. При этом при сбросе газа происходит восстановление энергетического заряда батареи.
  • Минимальное обслуживание: не нужно менять масло, отсутствуют или очень компактные радиаторы охлаждения, нет бака. Никакой чистки системы и регулировок карбюратора.
  • Электробайки устойчивы к перемене погодных условий.

Недостатки электробайков

С учетом российских реалий, заряжать электробайк может оказаться проблематичным. Если бензозаправки найти не проблема, то с зарядкой аккумулятора могут выйти сложности. По факту, отъехать далеко от базы у вас не получится. Конечно, разработчики ведут исследования по оптимизации механизмов, но на рынке реальные конкуренты бензиновым двигателям появятся не скоро. Также никуда не деться от высоких цен на экологичные новинки, бензиновые эндуро остаются максимально доступными для потребителя мотоциклами.

Если в мотокроссе электродвигатели оправданы, благодаря короткому времени заездов (максимум 1 час для кантри кросса) и возможности привезти в бусе запасной аккумулятор, то в эндуропрохвате такой подход будет практически нереальным. Если добавить тот факт, что, покупая электромотоцикл придется иметь дело с дорогостоящими брендовыми деталями, в перспективе получается высокая нагрузка на бюджет владельца. Ввиду совокупности всех факторов, складывается реальная картина низкой востребованности новинок на отечественном рынке.