Если спросить кого-либо, с чем ассоциируется у него нынешняя Калининградская область, или Пруссия, на части земель которой сейчас расположен данный российский регион, большинство назовет в первую очередь, конечно же, янтарь. Другими символами Пруссии в сознании людей являются Кафедральный собор на Кнайпхофе, орденские замки, кирхи, кто-то даже вспомнит чёрного прусского орла, некогда красовавшегося на гербе и флаге этого государства. Но есть у нас и другой, неофициальный символ, который, однако, был незаслуженно забыт в последние годы. Но это более чем живой и прекрасный символ, воплощение мощи и одновременно грации. Я веду речь, конечно же, о короле прусских лесов - лосе.
- Всем известен этот благородный гигант, но немногие сегодня ассоциируют его с древней прибалтийской землей. Только бывшие жители Восточной Пруссии помнят лося, рог которого украшает эмблему восточно-прусского землячества в Германии. Как и прежде, лось у нас находится в числе промысловых зверей, то есть на него разрешена охота, а общая численность данного вида на территории области составляет на сегодняшний день около 500 голов - не так уж и мало для довольно компактного эксклава.
- Издавна славилась Пруссия своими лосиными охотами. Со времен тевтонцев особенно в этом плане известными угодьями были два лесных массива - Роминтенская пуща и «Elchniederung», что в переводе и означает «Лосиная долина» - окрестности городка Хайнрихсвальде (современный Славск). Не столь давно я уже упоминала о Роминтене и тамошней кайзеровской резиденции в одной из моих заметок. В числе других зверей, Вильгельм II любил охотиться и на лосей, которых в других частях Германской империи не так уж и много. Здесь же места в те годы были довольно глухими и дикими, что давало благодатную почву для размножения и роста достойных трофейных рогачей.
Лось дважды увековечен на территории Пруссии в виде уникальных реалистичных скульптур из бронзы. Одна из них украшает одну из площадей Гумбиннена (ныне Гусев). История появления гумбинненского лося такова: в 1910 году в деревеньке Талльвенингкен гостил берлинский скульптор Людвиг Фордермайер. Из-за внезапной оттепели в излучине реки Гильге близ деревни оказался «заперт» довольно большой лось, как раз и послуживший моделью для будущей скульптуры. Фордермайер ежедневно подкармливал животное капустой, и делал зарисовки с натуры, чтобы потом в деревенском доме изготовить по ним гипсовые эскизы. Их скульптор увез с собой домой в Берлин, и довольно долго доводил до ума, консультируясь со специалистами, в том числе с профессором Рихардом Фризе, именитым на тот момент анималистом, уроженцем Гумбиннена. После многочисленных трудов лось, наконец, был отлит в бронзе в январе 1911 года, а уже в апреле экспонировался на столичной охотничьей выставке, которую посетил сам кайзер, весьма одобрительно отозвавшийся о работе Фордермайера. Через год скульптуру купил государственный художественный музей Кенигсберга, и по решению комиссии лось отправился на малую родину профессора Фризе - в город Гумбиннен.
Вторая скульптура лося, также работы Людвига Фордермайера, находится в Тильзите (ныне именуется «Советск»). Этот зверь с самого начала весьма полюбился горожанам, и даже получил от них имя «Густав». Стоит отметить, что имянаречение произошло отнюдь не запланировано. Просто однажды ночью компания подвыпивших парней решила устроить «крещение» лося, совершив этот обряд с помощью облития скульптуры пивом, и назвав его отчего-то Густавом. Вскоре все горожане узнали об этом, и кличка так и сохранилась навсегда. Вот уже почти сто лет, с 1928 года, Густав величаво наблюдает за городом и его жителями, повернув огромную коронованную рогами-лопатами голову в сторону знаменитого тильзитского театра.
Лоси всегда были почитаемы в землях Пруссии. Сохранилось старинное предание, скорее всего основанное, что называется, на реальных событиях, об одном ручном звере, обитавшем в поместье некоего графа, имя которого история не сохранила. Сохатому позволялось не только свободно гулять по огромному парку, но и наведываться в особняк. Там лось перемещался по комнатам и старинным резным лестницам, ничего, однако, не задевая и не ломая. И вот как-то раз в гости к хозяину прибыл берлинский профессор, которому граф собирался показать свою коллекцию гравюр. Как и положено по законам гостеприимства, профессора по приезду пригласили попить чай в гостиной. Когда тот, удобно устроившись в кресле спиной к дверям, вел с хозяином дома занимательную беседу, в комнате появился лось, неслышно ступая по дорогим коврам. Зверь подошел вплотную к сидевшему профессору, так, что лосиная серьга нависла прямо над головой гостя. Тот продолжал что-то рассказывать, но граф поспешил уведомить его, что позади стоит кое-кто, желающий пожелать ему прекрасного дня. Ожидая увидеть графиню, профессор вскочил, но, увидев гигантского графского питомца, тут же сник и опустился в кресло. Говорят, его пришлось долгое время приводить в чувство, поскольку он решил, что сошел с ума, и начал видеть галлюцинации.
Можно сказать в заключение, что столь крупный и роскошный зверь, не мог не быть почитаем в местах, где являлся фактически хозяином лесов. Южный берег Балтийского моря испокон веков являлся раем для лосей. Изображение лосиных рогов стало даже своеобразным «знаком качества» для местных тракененских лошадей - именно такое клеймо ставили на всех представителях этой благородной породы. По нему тракенов узнавали по всей Европе. Неспроста к лосю было такое трепетное отношение. Остается и нам, современным жителям этого древнего края, продолжать беречь короля лесов, и конечно же, почитать его по примеру прошлых поколений.
Благодарю за внимание, если Вам понравилась статья, то буду счастлива принять Вас в качестве подписчика на моем канале, а лайк сделает меня чуточку счастливее и придаст уверенности в себе!