Что важно знать о средних веках и культуре средневековья: белых пятен неизвестности намного больше, чем достоверных фактов и слова "вероятно", "можно сделать вывод" и "мы предполагаем" встречаются значительно чаще, чем хотелось бы. И периодически в поле зрения историков появляются памятники и артефакты, которые они до конца не могут объяснить, которые очень сильно выбиваются из устоявшейся канвы нашего знания и категорирования. Одним из таких памятников является фресковый цикл в маленькой церквушке, расположенной в деревне Кастельсеприо.
В 1944 году в помещении, который использовали как старый сарай под слоем штукатурки был обнаружен фресковый цикл. При исследовании оказалось, что это была небольшая церковь. Здание и фресковый цикл датируют VII веком - периодом правления лангобардов на этой территории.
Лангобарды ( от лат. Longobardi - длиннобородые) племя, вышедшее из Скандинавии. В средние века эти покрытые татуировками люди с волосами выкрашенными в зеленый цвет вселяли настоящий ужас на жителей осколков римской империи. К 584 году им удалось завоевать большую часть Аппенинского полуострова. А дальше пошел процесс очень свойственный временам варварского нашествия. Этим диким воинам очень понравился римский образ жизни. Они "осели", начали строить римские здания, пить римское вино и читать римские книги, их дети обучались в монастырях, сумевших сохранить знание поздней римской империи, и даже местное население начало постепенно принимать изменившийся мир. Так образовывались варварские королевства.
Однако варварские королевства не только заимствовали, но и вносили в культуру территории свое: полихромие, орнаменталистика на базе варварской плетенки и зооморфных мотивов, мастерская резьба по камню, дереву и обработка металлов (позднее это ярко проявится в величии и ужасе готических соборов). При работе с формами, мастера показывали высокий уровень понимания физиологии и пропорциональности в отношении животных, но в отношении людей и их изображений в известных нам источниках, мы этого сказать не могли. Люди на изображениях были, мягко говоря, странными, а их эмоции либо комично утрированными, либо отсутствовали вовсе. Простые человеческие состояния, такие как бытовая радость, усталость, задумчивость, все что не затрагивало эмоциональных экстремумов, мы раньше не встречали в искусстве темных веков. Поэтому фрески Кастельсеприо уникальны.
Санта Мария Форис Портас (за стеной) маленькая центрическая церковь на основе базилики с одной апсидой и двумя приделами. Фрески сохранились только в центральной апсиде и посвящены жизни Девы Марии от Благовещения до Сретения. Поскольку главная апсида это место размещения алтаря (престола господня), то традиционно оно посвящено либо Христу, либо литургии, поскольку непосредственное общение с богом и есть смысл алтарного пространства. Санта Мария Форис Портас посвящает престол Деве Марии, что шло вразрез византийской и римской традициям.
Важно отметить, что до второй половины VII века (662-680 гг.) Лангобарды исповедовали арианство. Основная доктрина которого состояла в оспаривании понятия Святой Троицы: Бог- Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Ариане утверждали, что истинным Богом является Бог-Отец. Иисус содержит в себе божественную сущность, как сын Бога, но оставаясь человеком, проявляя божественную сущность в своих чудесах. Таким образом, использование термина «Богородица» должно происходить с оговоркой, что Дева Мария является матерью сына Бога, а не самого Бога.
Полный переход в католичество Лангобардов произошел после обращения короля Бертари в 662 или 680 году.
Данным постулатом определено почитание и изображение Девы Марии как обычной человеческой женщины, испытывающей страх, усталость и иные эмоции. Местер или мастера, работавшие в Кастельсеприо с этой задачей справились великолепно.
Посмотрите на Деву Марию. Согласно писанию, она родила младенца Иисуса без боли и крови, избежав последствий наказания Евы за грехопадение. В этой же сцене перед нами уставшая женщина, измученная родами и, откинувшаяся на ложе, чтобы передохнуть, пока женщины купают младенца.
Обратите внимание на девушек в сцене купания младенца, они улыбаются и радуются, как мы улыбаемся, играя с маленьким ребенком. В их облике нет восхищенного трепета перед божеством, их радость очень мирская.
Человеческая сущность Марии подчеркнута в каждой сцене. В Благовещении, она не видит ангела, явившегося ей, ведь людям не дано узреть их божественную сущность.
В сцене "дорога в Вифлеем", мы видим страх Марии, которая на тот момент была еще совсем юной девушкой, перед грядущими событиями.
Удивительно, но в VII веке, в сердце варварского королевства был построен храм, посвящённый смертной мирской женщине, прошедшей очень тяжелый путь и вознесенной на небеса спустя много лет тяжких скитаний.
- Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
- Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.