Найти в Дзене

Уральская "Агафья Лыкова". Потеря родных и всего имущества (часть 3)

Баба Сима на корме лодки. Фото В. Мухатрова из открытых источников
Баба Сима на корме лодки. Фото В. Мухатрова из открытых источников

В предыдущей статье, рассказывая о бабе Симе - уральской "Агафье Лыковой", я остановилась на середине семидесятых, когда она осталась одна (ссылки на начало истории я дам в конце статьи). Муж погиб, дочь уехала учиться. Опустел кордон и осталась Серафима Пантелеевна совершенно одна. Но тем не менее, не захотела уезжать.

Она по-прежнему ходила на охоту и рыбалку, по-прежнему привечала геологов, туристов, и всех, забредших на кордон. Когда на Лыпье открылась метеостанция, баба Сима приглядывала и за ней. А в 1981 году к ней на кордон приехал знакомый Серафимы по годам, прожитым на Колве. Во всех источниках, что я смогла найти, встречается только его имя - Афанасий (Позже читатели, знакомые с этой историей не понаслышке, подсказали полное имя - Собянин Афанасий Савинович). С появлением мужских рук жизнь на заимке, обветшавшей после смерти мужа, пошла намного легче.

И все было неплохо, пока в 1987 году Афанасий случайно не устроил дымокуром на кордоне пожар. К несчастью, сгорел не только дом, но и все подсобные постройки. Пожар не тронул только конюшню, в которую и пришлось переселиться. Скотина тоже погибла, уцелела только корова, но ненадолго - вскоре запуталась в веревке на выпасе и удавилась. Но самое главное - во время пожара сгинула не только вся утварь, но и рыболовные снасти, охотничьи капканы, ружья, словом все то, без чего невозможна жизнь на уединенной таежной заимке.

Домик бабы Симы, собранный из всего, что осталось после пожара. Фото В. Мухатрова из открытых источников
Домик бабы Симы, собранный из всего, что осталось после пожара. Фото В. Мухатрова из открытых источников

Большинство снаряжения Серафима Пантелеевна мастерила вручную еще с отцом, и такую потерю она пережить легко не смогла, как и простить пожар Афанасию. Поэтому переехала на зиму в Велс к дочери, которая к тому времени давно вышла замуж и прочно осела в поселке. Но в Велсе у бабы Симы прижиться не получилось - одно дело общаться с гостями заимки, и совсем другое - жить среди людей. Соседи постоянно упрекали староверку, что она все делает не так и Серафима Пантелеевна стала потихоньку собирать разную утварь. Ее считали слегка повредившейся в рассудке, а она задумала вновь вернуться на Лыпью.

Но тут приключилось еще одна беда: ее муж Афанасий, оставшийся на Лыпье, за зиму сгинул в тайге. Его пытались искать и на вертолетах, и добровольцы - зимой, когда пропал, и весной, когда сошел снег. Но все оказалось тщетно. С тех пор отшельница жила одна.

В 1989 году на Лыпьинский кордон нагрянула совместная советско-американская группа туристов. Со слов директора заповедника Павла Бахарева, лично знакомого с бабой Симой, американцы были поражены тем фактом, что пожилая женщина живет в тайге в полном одиночестве. Об этой экспедиции даже сняли и показали фильм по ТВ. А я вот читала материалы и думала: почему об этом фильме никто не помнит? Возможно, так случилось потому, что началась перестройка, и ко времени выхода фильма большинство населения нашей страны было озадачено тем, как отоварить талоны и как на них прожить.

Но есть и еще один вопрос: Василий Песков начал публикацию своего "Таежного тупика" в 1982 году. И, по идее, история Агафьи Лыковой, родившейся в тайге и в то время ни разу не выбиравшейся за пределы заимки, была намного удивительнее. Так почему американцев не повезли туда? Возможно потому, что бежавших от притеснений советской власти Лыковых вряд ли возможно было контролировать в их рассказах? В общем, так или иначе, но туристы были, фильм был, но это единственная информация, дошедшая до наших дней.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать продолжение истории об уральской "Агафье", а начало истории можно найти здесь:

Вишерская баба Сима - уральская "Агафья Лыкова"

Уральская "Агафья Лыкова". Уединенный кордон на Вишере (часть 2)