Этот "Мартин" проиграл тендер на двухмоторный бомбардировщик "Дугласу", который выпустил знаменитый в будущем "Бостон"... Но 167-му все же повезло... Французы перед реальной угрозой войны в Европе форсировали переоснащение своих ВВС, мощностей не хватало, решено было прикупить ряд моделей заграницей. Например и этот Мартин, который во Франции проходил под наименованием "Мартин модель 167F".
Модель, кстати, весьма оригинальная.. Для бомбардировщика он обладал прямо скажем небольшой грузоподъемностью, бомбовая нагрузка,даже после модификации для французов, составляла около 500 кг. Вооружение было также немного странное, оборонительное было уже слабовато для конца тридцатых. Пулеметы также были установлены в крыле, целых четыре штуки - видимо сказывалась использовать этот самолет как и штурмовик. Также в погоне за аэродинамикой фюзеляж был слишком заужен, пришлось даже убрать переходы между кабинами экипажа, что было не в правилах американских бомбардировщиков. В общем, контракты были подписаны и первые партии самолеты поступили во Францию. Пока собирали в авиамастерских в Касабланке, начались военные действия. К концу мая наспех укомплектованные экипажами бомбардировщики приняли участие в боевых действиях.
Надо сказать, что основной козырь этой машины при разработке была скорость, вроде как выше чем у тогдашних истребителей... Но когда машина пошла в серию - появилось уже новое поколение монопланов истребителей с более высокой скоростью.. И потери Мартинов во Франции были весьма велики. Их сбивали и зенитки и истребители. В последних (до капитуляции) боях с некоторых вылетов вообще обратно самолеты не возвращались... Потом было разрешение немцев на пользование частью этих самолетов вишистами. И довольно нерадостные страницы биографии - бои с англичанами (бывшими союзниками) в Африке, Сирии и других точках... А еще в 1939 году самолеты этого типа усиленно готовили к возможной бомбежке Кавказа (нефтяных промыслов в Баку) при обострении отношений с СССР... В общем, где только не воевал этот самолет во Вторую мировую...
Активно использовала самолет и Британия, где его несколько модифицировали. Но все равно, полноценного бомбардировщика из него не вышло, в основном летал как разведчик, до замены на новые машины в 1943-м...
Технические характеристики:
Тип двигателя 2 ПД Pratt Whitney R-1830-S3C4G Twin Wasp
Мощность, л.с. 2 х 1200
Максимальная скорость , км/ч 508
Крейсерская скорость , км/ч 399
Практическая дальность, км 2890
Практический потолок, м 9450
Экипаж 3
Вооружение: четыре установленных в крыле 7,62-мм пулемета Browning
по одному 7,7-мм пулемету Vickers 'К' на верхней и нижней поверхностях фюзеляжа. Бомбовая нагрузка до 907 кг
О другом Мартине, гидроплане - здесь.
О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.
Всем удачи и успехов!