ТикТок взял мир штурмом. В 2018 году он стал самым популярным приложением в магазине IOS с общим количеством скачиваний 45.8 миллионов раз. Сервис умудрился обойти даже youtube (35.8 миллионов) и instagram (31 миллион). Благодаря 800 миллионам активных пользователей по всей планете TikTok стал главным источником вирусных видео, челленджей и прочего интернет-контента, который ежедневно привлекает все новых и новых поклонников.
Мировая музыкальная индустрия также оказалась под влиянием огромного успеха ТикТока. В особенности это сказалось на рэпе. В последнее время ТикТок превратился для рэперов в чуть ли не главный инструмент обретения и укрепления популярности. Успешность песен стала определяться степенью их вирусности, а сами артисты намерено стали создавать треки “под ТикТок”. Подобный ход вещей заставил многих задуматься, а хорошо ли это в глобальной перспективе? Полезен ли ТикТок для рэпа или наоборот? Давайте разбираться.
Союз ТикТока и рэпа: хорошо или плохо?
Сила ТикТока и его возможности применительно к современной музыке впервые ярко себя показали на примере Lil Nas X и его хита “Old Town Road”. Благодаря сервису на этот трек сделали невероятное количество ремиксов, его использовали для создания тысяч мемов, а самое главное - он помог неизвестному доселе артисту достичь первого места в чарте Billboard Hot 100 и установить рекорд, пробыв там аж 17 недель подряд.
До ошеломляющего успеха в TikTok песня Lil Nas X пребывала в состоянии тотальной неизвестности, как и миллионы других треков, витающих на необъятных просторах сети. Но как только она выстрелила в ТикТоке и люди стали проявлять интерес к мэшапу кантри и рэпа, играющему фоном в сотне случайных роликов, карьера X стремительно полетела вверх. Тогда то все и увидели как ТикТок может повлиять на жизнь современного музыканта, кем бы он ни был.
Ну и чем же так плох ТикТок для рэп-музыки, спросите вы, опираясь на “Old Town Road”? Сервис дал неизвестному талантливому парню возможность, которой он с радостью воспользовался. ТикТок и Lil Nas X показали миру насколько разнообразным может быть рэп, если его смешать с другими жанрами. С кантри, например. Ну а если вы еще и сочувствуете или каким-нибудь боком принимаете участие в ЛГБТ-движении, то успех рэпера заставил вас гордиться вдвойне, ведь его нетрадиционная ориентация привлекает внимание общественности к актуальным проблемам толерантности. Только вот проблема не в “Old Town Road”, в музыке, которая последовала после нее.
Увидев успех Lil Nas X, многие рэперы поняли в каком направлении им нужно двигаться, чтобы заработать побольше и регулярно попадать в хитовые чарты. С тех пор неисчислимое количество групп и артистов стали вырабатывать целые стратегии продвижения песен в ТикТок, чтобы урвать свою долю известности или продать собственный бренд. Дошло до того, что в интернете можно найти туториалы на подобии “как сделать вирусный трек для ТикТока”.
Посреди сонма начинающих рэперов, несметного количества челленджей и погоней за вирусностью не затерялись и уже состоявшиеся артисты. Например, песня певицы Doja Cat “Say So” магическим образом взлетела на 96 место в чарте Billboard Hot 100 после того как стала трендом в ТикТоке. Живая легенда рэпа Дрэйк и вовсе стал завсегдатаем приложения, начав в 2018 году с треком “Nonstop”, который пользователи сделали фоновой темой для челленджа “Flip the Switch Challenge”. Между прочим, видео из серии “Flip The Switch” просмотрели более чем полмиллиарда раз.
На этом Дриззи не остановился и записал песню “Toosie Slide” уже СПЕЦИАЛЬНО для ТикТока. В ней он напевает незамысловатую инструкцию к такому же простому танцу, который изобрел сам. И хореография, и трек не отличались чем-то революционным, но практически сразу после выхода “Toosie Slide” воцарился на вершине Billboard Hot 100. Почему? Да потому, что песня стала самым быстрым музыкальным трендом в истории ТикТок. Помимо того, что Drake это Drake, он всегда креативно подходил к использованию соцсетей для продвижения собственной музыки. Большинство людей, которые слушают “Toosie Slide”, определенно не добавляют ее в свой плейлист для путешествий, учебы или отдыха. Если вы где-то услышали эту песню, то неподалеку кто-то наверняка снимает трендовые танцы на телефон.
В общем, продвижение музыки через соцсети не новинка. Но если Drake всегда грамотно планирует стратегию продаж собственного продукта, то так называемые ТикТок-рэперы больше похожи на слепых стрелков, которые стреляют очередью в надежде на то, что что-то все-таки попадет в мишень.
Это и есть главный негативный фактор влияния ТикТока на рэп. Жанр изначально перенасыщен и становится удобным инструментом для всех и каждого. По сути, ТикТок-рэп имеет шаблонную природу. Со стороны рэперы выглядят так, как будто гонятся исключительно за славой, а ТикТок в этом главный помощник. Сама музыка и ее качество становятся второстепенными элементами, которые существенно уступают жажде вирусности.
С другой стороны, жизнь показала, что довольно уникальные проекты и артисты тоже могут выстрелить в ТикТоке. Возьмите, например, девушку-рэпера Tierra Whack, которая многих заинтриговала своим дебютным релизом “Whack World”. Сразу несколько ее треков стали популярными в ТикТоке, хотя по звучанию они сильно отличаются от типичного “bad bitch rap”, который так любят пользователи сервиса. Но и в случае с Tierra не обошлось без уловки: на ее альбоме 15 песен, каждая из которых длится 1 минуту. И сделано это неспроста.
Короткие композиции сейчас пишут с конкретным расчетом на TikTok-аудиторию. Это делается из-за того, что пользователям намного проще выбрать 15-секундный отрывок для своего видео из трека длиной в 1 минуту, чем из трека длиной в 3 минуты и больше. Об этом заикнулись даже продюсеры Ric and Thadeus, работавшие над альбомом “Whack World”. Они отметили, что влияние ТикТока заставило многих переосмыслить свой продакшен и сделать его более лаконичным.
Но почему TikTok должен диктовать условия для написания рэп-музыки? Только для лайков и упоминания на главной странице приложения? Этот тип мышления очень сильно напоминает PR и рекламу. Но должна ли музыка создаваться по образу и подобию рекламных роликов, которые показывают в перерыве футбольных матчей? Оптимисты наверняка скажут, что мы должны принять новый вектор развития и быть благодарными за то, что через ТикТок аудитория слушателей рэпа только увеличивается. Но более циничные наблюдатели ответят на это по-другому, ведь то, как артисты создают песни, чтобы попасть в тренды с 15-секундными отрезками в приложении, непременно воспитает целое поколение слушателей с низкой концентрацией внимания.
На данный момент TikTok явно не собирается снижать обороты и, по крайней мере еще несколько лет, будет весомым фактором в развитии нового типа хип-хопа. Прямо на наших глазах происходит смена поколений, из-за которой ваши любимые рэп-песни начала 10-х скоро станут пережитками прошлого и признаком архаичности вкуса. Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что одним из самых удивительных свойств рэпа является то, что он всегда приспосабливается к новым реалиям. Но это не значит, что мы должны полностью забыть прошлое и с головой уйти в будущее. Истина всегда где-то посередине.