В отличие от других текстов на этом канале, этот будет довольно личным. Не в том смысле, что я расскажу о количестве своих разводов и замужеств, а в том, что применю метод автоэтнографии к одному тезису, некогда услышанному от знакомого стилиста.
Тезис был таким: если вы находитесь в поисках своего стиля и совсем-совсем заблудились, вспомните, что вы с удовольствием носили в свои пятнадцать, и танцуйте оттуда. Не то чтоб стилист предлагала обрядиться в те самые вещи (или в аналоги), но вспомнить об общей концепции. Что нравилось, какие вещи, каких цветов, в каком стиле (классический или бохо или что еще).
Скоро сказка сказывается, но поиск своего стиля может занять примерно то самое время, в которое условная Василиса успевает источить три посоха железных, изглодать три хлеба каменных и истоптать три пары советских галош марки "Треугольник". Долго ли коротко, но вдруг до меня дошло, что стилистические особенности моих 10-11 классов - и есть то, к чему я всегда стремилась, только зачастую промахивалась. Надо отметить, что промахиваться я начала прямо сразу - но сперва было так интересно, что промахи даже веселили. Правда, к поступлению в университет шарманка сломалась настолько, что пришлось ее сменить. И канула я в омут подсматривания "а что сейчас носят" и застряла в сетях маркетинговых ходов масс-маркета. Долгая, короче, история.
Метод автоэтнографии - грубо говоря - это применение собственного опыта в качестве иллюстрации к тезису, озвученному до тебя другими специалистами. В преддверии новогодней ночи делиться буду своими новогодними фотографиями разных лет, на которых отлично видна начальная точка той кривой, которая выведет меня к завтрашнему аутфиту.
В начале 10-го класса я отчаянно захипповала. Стоял 1998 примерно год, а я рыла мамины шкафы в поисках подходящих клешей и свитера из 1970-х. Какие-то очень семидесятнические вещи можно было найти в магазинах готовой одежды. Тогда меня это радовало, но не заставляло задуматься. И только сейчас я прочла статью "Переосмысливая 70-е" (Грегсон, Крю), написанную как раз о возрождении модных трендов 70-х в 97-м году.
Грегсон и Крю пишут, что в самих 1970-х были принято высказываться о воцарившейся эпохе "дурного вкуса". Это время до сих пор иногда называют временем "отсутствия моды". Тем не менее, в 1997-м году дизайнеры и покупатели начали проявлять интерес к некоторым трендам 1970-х. И, по мнению Грегсон и Крю, в этот момент и произошла селекция, в ходе которой из массы предметов проявился тот самый стиль 1970-х, который время от времени посещает нас снова и снова.
Тезис о тщательном отборе из общей массы трендов 1970-х чего-то особенного, мог бы быть виден здесь: на мне мамино платье прямо 1997 года - просто я не дала ей его носить, забрала сразу в качестве эльфийского костюма для поездок на Эгладор. Мама согласилась легко: это ей меньше всего нравилось.
Отобрав из всего разнообразия 1970-х силуэт "ампир" и мягкие ткани, 1997-й, видимо, прямо вдохнул жизнь в хиппи новой формации. Вернулся интерес - произошло возрождение субкультуры.
Новый нулевой я встречала уже во всеоружии: весной 10-го класса я открыла для себя секонд-хэнды, где мы с единомышленниками закупались либо подлинными вещами 1970-х, либо предметами в этническом стиле.
1970-е, кстати, подарили последующим десятилетиям свою палитру: уже в начале 2010-х я купила себе мечту своей юности - вельветовые клеши цвета осенней листвы. А до этого меня нашло сливочного цвета трикотажное платье - такие можно увидеть на фотографиях Твигги (рубеж 1960-х - 1970-х). Надо сказать, я всегда страшно радовалась каждый раз, обнаруживая в осенних коллекциях намеки на стиль 1970-х.
Проявила безразличие к этому возвращению лишь в последний раз: в 2018-м, увидев юбки-миди на пуговицах, я понимала, что сейчас мне уже снова проще купить подлинник: благо, в магазинах винтажной одежды меня уже знают (как облупленную) и иногда припрятывают что-то для меня специально)).
...все эти предметы из прошлого живы до сих пор. И, видимо, винтаж - это и правда, моя судьба.