Безусловно, самый главный отечественный новогодний фильм – это «Ирония судьбы или с легким паром!» И то, что в последнее время у этого фильма появилось много хейтеров, наводнивших просторы рунета критическими постами про этот фильм лишь только подтверждают его культовость и легендарность. На посредственном фильме, который прошел незамеченным и благополучно забылся спустя год после премьеры, хайповать никто не будет. То ли дело, замахнуться на классику.
Впрочем, ничего против критических отзывов я не имею, ни одно произведение абсолютно все любить не обязаны. И на этом про «Иронию» я закончу, ибо этот материал о другом.
Так получилось, что «Ирония» немного отодвинула на второй план другие наши фильмы на новогоднюю тематику, снятые в прошлом веке, как советские, так и российские. А ведь они ничуть не хуже, и даже свежее воспринимаются из-за своей незаезженности. Вот про некоторые их них я бы и хотел сегодня вспомнить.
«Карнавальная ночь», 1956 г. Режиссер Эльдар Рязанов
Такому дебюту (а это был дебют будущего мэтра отечественного кинематографа) можно только позавидовать. Синдром успешного дебюта – частая проблема для художников в любом жанре, не только в кино. Эльдар Александрович с честью его выдержал (если что, вы помните, с какого фильма я начинал этот пост).
Рязанов сумел снять идеальную кинокомедию. Это просто пособие о том, как снять успешный комедийный фильм. Есть и элементы социальной сатиры (образ служаки и бюрократа Огурцова в блестящем исполнении Игоря Ильинского), и эксцентрика в виде смешных трюков (сцена с оркестром ряженых ветеранов сцены), и фразы, ушедшие в народ (хотя бы «Надо, чтобы музыка вела, и в то же время не уводила»), и небольшая любовная линия, и просто диалоги, полные искрометных шуток, и попадание всех актеров в образы. И еще песни, которые после выхода фильма стали эстрадными шлягерами. Вообще, по моим ощущения, фильм передает дух неких идеальных 50-х, которых, скорее всего, на самом деле не было, но какими их хотели видеть жившие тогда люди. В целом – доброе, позитивное и оптимистичное кино. Все молоды, все у всех впереди, жизнь прекрасна!
«Зигзаг удачи», 1968 г. Режиссер Эльдар Рязанов
И снова Рязанов, и снова новогодний фильм! В отличие от яркой праздничной «Карнавальной ночи», это кино про повседневность, про обычных людей с их обычными заботами и мечтами. Но кино вышло добрым и трогательным. Хорошо показана предновогодняя атмосфера. И еще кино любопытно в части изображения некоторых ушедших от нас явлений. Как вы помните, герои фильма работники фотоателье в провинциальном городе. Тем, кто родился после 1990-го года, это слово вряд ли что-то скажет. А кто постарше, помнят, как их, маленьких, папа с мамой одевали, причесывали и вели фотографироваться, как фотограф давал в руки какого-нибудь плюшевого медведя или надевал на голову бескозырку, а потом следовала дежурная реплика про какую-то птичку, которую никто никогда не видел, хотя она по уверению фотографа, таки должна была откуда-то вылететь.
Сам фильм скорее про атмосферу, чем про сюжет. Если «Карнавальная ночь» - это, условно говоря, Ильф и Петров, то «Зигзаг удачи» - это скорее Зощенко. Объекты сатиры уже не руководитель среднего звена, а типичный гоголевский «маленький человек». Лихо закрученного сюжета, острого конфликта и кипения страстей вы в этом фильме не найдете, как в предыдущей совместной работе Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским «Берегись автомобиля». А вот тихую уютную предновогоднюю атмосферу вполне. Этот фильм именно об этом. А собранный актерский ансамбль в лице Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева, Георгия Буркова, Готлиба Ронинсона и других придает этому фильму дополнительную изюминку.
«Джентльмены удачи» 1971 г. Режиссер Александр Серый
А этот фильм – противоположность предыдущему. Это, в общем-то, логично, все-таки жанр – авантюрная криминальная комедия, обязывает. Вообще этот фильм не про Новый Год, но действие происходит накануне и после новогоднего праздника, так что новогодняя атмосфера там есть.
Глядя из нашего времени, после множества фильмов на криминальную тематику самых разных жанров, возможно, кино может показаться наивным, но тогда, в 1971-м, он смотрелся иначе. Для своего времени фильм смелый и в чем-то революционный, погружаться в уголовный мир и использовать блатной жаргон никто из советских кинематографистов до этого фильма не решался. Думается, что после выхода «Джентльменов» с этим стало проще. Но даже и сейчас хочется отметить и интересные сюжетные повороты, и яркие диалоги с крылатыми фразами. А главное – общая позитивная повестка фильма. Может, подобное перевоспитание закоренелых уголовников скромным заведующим детского сада и невозможно в реальной жизни, но художественное кино тем и отличается от документального, что в нем есть место если не чудесам, то подобным маловероятным событиям.
Ну а про актеров, снявшихся в фильмах, говорить в сто первый раз излишне. Прекрасная работа!
«Старый Новый Год» 1980 г. Режиссеры Наум Ардашников, Олег Ефремов
Празднование Нового года по старому стилю – это сугубо российская традиция. Как правило, эта дата завершает череду празднеств, после чего наконец-то убирается новогодняя елка. Так что, несмотря на название, фильм смело можно считать новогодним. Тем более что он заслуживает того, чтобы посмотреть. Просто блестящая сатира, достается всем слоям и прослойкам тогдашнего общества: и пролетариату, и интеллигенции. Хотя почему тогдашнего? Меняется антураж эпохи, а люди остаются. Эти типажи до сих пор живы, вы наверняка с ними постоянно сталкиваетесь. Но это уже заслуга актеров, настолько все персонажи реалистично смотрятся. То, что показано в «Зигзаге удачи» поверхностно и бегло, здесь раскрыто полностью. На примере двух семей, празднующих Старый Новый Год: простой рабоче-крестьянской и рафинированной интеллигентной, показан весь набор отрицательных качеств обычного человека: лицемерие, зависть, жадность, эгоизм. Наверное, все мы им подвержены в той или иной мере. И как это выглядит со стороны: порой ужасно, а порой нелепо, полезно посмотреть. И все это без скучного морализаторства, а в легкой манере, с блестящим диалогами, комичными ситуациями, возникающими в ходе сюжета. И по теме кризиса среднего возраста создатели фильма прошлись. Мужчина в 40 лет чувствует, что достигает определенного потолка в карьере и семейной жизни, и надо найти дальнейшие стимулы, мотивацию. В конце фильма главные герои, вдоволь наобщавшись-наговорившись, решают после праздника начать новую жизнь. Признайтесь, часто ли вы начинали новую жизнь с нового года или дня рождения? И надолго ли вас хватало? Да, и на такие размышления фильм наводит. К сатире примешивается доля философии. Отличное кино, одна из моих любимых отечественных комедий.
«Чародеи» 1982 г. Режиссер Константин Бромберг
Пожалуй, самый необычный новогодний фильм. Хотя бы тем, что сценарий к этому фильму написали классики советской фантастики братья Стругацкие, взяв за основу свою культовую книгу «Понедельник начинается в субботу». Правда, экранизацией фильм назвать нельзя, это самостоятельная история, происходящая в «реальности» или «мире», созданной братьями в своей повести. И неожиданно, у авторов, сделавших себе имя серьезными произведениями, получилась великолепная новогодняя комедия-мюзикл-фентези. Хотя, конечно, тут заслуга и режиссера, который во многом влиял на направления сюжетных линий, и актеров, и авторов саундтрека к фильму (правда, тогда этого англицизма в обиходе не было, но позволю себе его употребить). Замечательный шлягер «Три белых коня» как раз из этого фильма. И «Главное чтобы костюмчик сидел» тоже. С песнями из фильма потом на «Мелодии» пластинка вышла.
Действие фильма вполне резонно привязали к подготовке и встрече Нового года, что в совокупности и сделало фильм любимым у многих зрителей. Так что если хотите увидеть нешаблонное советское новогоднее кино, то посмотрите этот фильм. Вы заодно и оцените еще одну грань таланта братьев Стругацких, которые после тяжелого и мрачного «Сталкера», снятого за три года до «Чародеев», сделали легкую и веселую новогоднюю сказку для взрослых.
Вообще я хотел бы сказать, что вовсе не идеализирую советский кинематограф. Были там и откровенно конъюнктурные картины, выполнявшие идеологические заказы от властей, и проходные из разряда «разок посмотреть и забыть». Но, как я уже писал, и не устаю повторять, в СССР было создано колоссальное культурное наследие, в том числе и в области кинематографа. И, просматривая фильмографии великих мастеров той эпохи, можно неожиданно отыскать подзабытые фильмы, которым сейчас не уделяется внимание, но которые стоит посмотреть.
«Праздник Нетуна» 1986 г. Режиссер Юрий Мамин
Вот не сложилось у хорошего режиссера Юрия Мамина со всенародной славой и любовью. Для меня загадка, почему так. Фильмы то он хорошие снимал: «Фонтан», «Бакенбарды», «Окно в Париж».
А «Праздник Нептуна» - это его дебют. И действие картины происходит в Новый год, поэтому фильм и взят в эту подборку. Но вообще, конечно, празднование Нового года в фильме идет как фон, основной мотив – сатира. В этом аспекте фильм перекликается с «Карнавальной ночью», главный герой которого – председатель местного поселкового совета является копией Огурцова – такой же формалист-бюрократ, больше жизни боящийся проштрафиться перед вышестоящим руководством. Сюжет фильма обыгрывает весьма популярные в те времена анекдоты, когда в какой-нибудь колхоз приезжает иностранная делегация, и находчивый председатель колхоза хитроумно и изощренно пускает иностранным гостям пыль в глаза, выдавая унылые реалии за нечто передовое. Вот фильм как раз про это.
Перед делегацией любителей зимнего плавания – «моржей» из Швеции, аккурат первого января надо было разыграть зимний «Праздник Нептуна» с участием 150 «моржей». И это в 30-градусный мороз. Но местное руководство выполняет задание, проявляя недюжинную изобретательность. В общем, веселое кино, где помимо сатирического высмеивания маразма бюрократической машины и желания выслужиться любой ценой есть и юмористические моменты, вызывающие улыбку. А если вам понравится именно сатирическая составляющая, то рекомендую посмотреть еще одну работу Мамина «Фонтан», там он как сатирик просто блестяще развернулся!
«Сирота Казанская» 1997 г. Режиссер Владимир Машков
Это единственный фильм в моей подборке, снятый уже после распада СССР. Но, на мой взгляд, этот фильм продолжает традиции именно советской киношколы, поэтому он в этот материал и попал. Вот, скажем, какие-нибудь «Елки» в 80-е годы выйти из павильонов наших киностудий никак не могли. А фильм наподобие «Сироты Казанской» мог появиться и в 80-е, и в 70-е. Такие истории вне времени. Ну а то, что этот фильм появился именно во второй половине 90-х, только повышает его ценность, именно тогда многим было нужно доброе позитивное кино, при этом новое, снятое здесь и сейчас. И Машкову картина, на мой взгляд, удалась.
Да, сюжет там простой и незатейливый, нет искрометных шуток и запоминающихся крылатых фраз, но фильм в то время смотрели с удовольствием. Я сужу не только о себе и своих близких. Я от разных людей слышал хорошие отзывы. Фильм привлекает, прежде всего, атмосферой уюта и человеческого тепла, того, чего и сейчас часто не хватает, а уж в то непростое время и подавно. Фильм о том, что в 90-е не все проводили свое время на стрелках, терках и разборках.
Большинство жило обычной жизнью, и многие просто искали близких людей, почти как главная героиня фильма, которая искала близких людей в буквальном смысле, а именно пыталась найти своего отца, которого никогда не видела, по объявлению, на которое откликнулись аж трое кандидатов в отцы.
Далее пересказывать сюжет я не вижу смысла, скорее всего, вы это кино видели. Отмечу лишь, что фильм удался и благодаря удачному подбору актеров на роль новоявленных папаш: Олега Табакова, Льва Дурова и Валентина Гафта. Это, кстати, еще одна причина, по которой я упомянул этот фильм – дань уважения этим мастерами, которых уже с нами нет, последним ушел не так давно Валентин Гафт. Благодаря их обаянию несколько, прямо скажем, статичный сюжет фильма воспринимается весьма живо и бойко. В меру трогательный, в меру веселый фильм, впечатления самые хорошие, несмотря на некоторые недочеты.
Вот такой получилась моя семерка новогодних отечественных фильмов прошлого века. Как видите, ограничиться советским периодом не получилось. Фильмы, которые я здесь вспомнил, выбрал на свой вкус, и наверняка кто-то со мной не согласится, захочет чего-то еще добавить. Если, на ваш взгляд, какое-то кино я незаслуженно не упомянул, то добро пожаловать в комментарии.
А на сегодня все, спасибо за внимание!