Найти в Дзене
soullaway soullaway

7 отечественных новогодних фильмов прошлого века, кроме «Иронии судьбы».

Безусловно, самый главный отечественный новогодний фильм – это «Ирония судьбы или с легким паром!» И то, что в последнее время у этого фильма появилось много хейтеров, наводнивших просторы рунета критическими постами про этот фильм лишь только подтверждают его культовость и легендарность. На посредственном фильме, который прошел незамеченным и благополучно забылся спустя год после премьеры, хайповать никто не будет. То ли дело, замахнуться на классику.

Впрочем, ничего против критических отзывов я не имею, ни одно произведение абсолютно все любить не обязаны. И на этом про «Иронию» я закончу, ибо этот материал о другом.

Так получилось, что «Ирония» немного отодвинула на второй план другие наши фильмы на новогоднюю тематику, снятые в прошлом веке, как советские, так и российские. А ведь они ничуть не хуже, и даже свежее воспринимаются из-за своей незаезженности. Вот про некоторые их них я бы и хотел сегодня вспомнить.

«Карнавальная ночь», 1956 г. Режиссер Эльдар Рязанов

Такому дебюту (а это был дебют будущего мэтра отечественного кинематографа) можно только позавидовать. Синдром успешного дебюта – частая проблема для художников в любом жанре, не только в кино. Эльдар Александрович с честью его выдержал (если что, вы помните, с какого фильма я начинал этот пост).

Рязанов сумел снять идеальную кинокомедию. Это просто пособие о том, как снять успешный комедийный фильм. Есть и элементы социальной сатиры (образ служаки и бюрократа Огурцова в блестящем исполнении Игоря Ильинского), и эксцентрика в виде смешных трюков (сцена с оркестром ряженых ветеранов сцены), и фразы, ушедшие в народ (хотя бы «Надо, чтобы музыка вела, и в то же время не уводила»), и небольшая любовная линия, и просто диалоги, полные искрометных шуток, и попадание всех актеров в образы. И еще песни, которые после выхода фильма стали эстрадными шлягерами. Вообще, по моим ощущения, фильм передает дух неких идеальных 50-х, которых, скорее всего, на самом деле не было, но какими их хотели видеть жившие тогда люди. В целом – доброе, позитивное и оптимистичное кино. Все молоды, все у всех впереди, жизнь прекрасна!

-2

«Зигзаг удачи», 1968 г. Режиссер Эльдар Рязанов

И снова Рязанов, и снова новогодний фильм! В отличие от яркой праздничной «Карнавальной ночи», это кино про повседневность, про обычных людей с их обычными заботами и мечтами. Но кино вышло добрым и трогательным. Хорошо показана предновогодняя атмосфера. И еще кино любопытно в части изображения некоторых ушедших от нас явлений. Как вы помните, герои фильма работники фотоателье в провинциальном городе. Тем, кто родился после 1990-го года, это слово вряд ли что-то скажет. А кто постарше, помнят, как их, маленьких, папа с мамой одевали, причесывали и вели фотографироваться, как фотограф давал в руки какого-нибудь плюшевого медведя или надевал на голову бескозырку, а потом следовала дежурная реплика про какую-то птичку, которую никто никогда не видел, хотя она по уверению фотографа, таки должна была откуда-то вылететь.

Сам фильм скорее про атмосферу, чем про сюжет. Если «Карнавальная ночь» - это, условно говоря, Ильф и Петров, то «Зигзаг удачи» - это скорее Зощенко. Объекты сатиры уже не руководитель среднего звена, а типичный гоголевский «маленький человек». Лихо закрученного сюжета, острого конфликта и кипения страстей вы в этом фильме не найдете, как в предыдущей совместной работе Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским «Берегись автомобиля». А вот тихую уютную предновогоднюю атмосферу вполне. Этот фильм именно об этом. А собранный актерский ансамбль в лице Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева, Георгия Буркова, Готлиба Ронинсона и других придает этому фильму дополнительную изюминку.

-3

«Джентльмены удачи» 1971 г. Режиссер Александр Серый

А этот фильм – противоположность предыдущему. Это, в общем-то, логично, все-таки жанр – авантюрная криминальная комедия, обязывает. Вообще этот фильм не про Новый Год, но действие происходит накануне и после новогоднего праздника, так что новогодняя атмосфера там есть.

Глядя из нашего времени, после множества фильмов на криминальную тематику самых разных жанров, возможно, кино может показаться наивным, но тогда, в 1971-м, он смотрелся иначе. Для своего времени фильм смелый и в чем-то революционный, погружаться в уголовный мир и использовать блатной жаргон никто из советских кинематографистов до этого фильма не решался. Думается, что после выхода «Джентльменов» с этим стало проще. Но даже и сейчас хочется отметить и интересные сюжетные повороты, и яркие диалоги с крылатыми фразами. А главное – общая позитивная повестка фильма. Может, подобное перевоспитание закоренелых уголовников скромным заведующим детского сада и невозможно в реальной жизни, но художественное кино тем и отличается от документального, что в нем есть место если не чудесам, то подобным маловероятным событиям.

Ну а про актеров, снявшихся в фильмах, говорить в сто первый раз излишне. Прекрасная работа!

-4

«Старый Новый Год» 1980 г. Режиссеры Наум Ардашников, Олег Ефремов

Празднование Нового года по старому стилю – это сугубо российская традиция. Как правило, эта дата завершает череду празднеств, после чего наконец-то убирается новогодняя елка. Так что, несмотря на название, фильм смело можно считать новогодним. Тем более что он заслуживает того, чтобы посмотреть. Просто блестящая сатира, достается всем слоям и прослойкам тогдашнего общества: и пролетариату, и интеллигенции. Хотя почему тогдашнего? Меняется антураж эпохи, а люди остаются. Эти типажи до сих пор живы, вы наверняка с ними постоянно сталкиваетесь. Но это уже заслуга актеров, настолько все персонажи реалистично смотрятся. То, что показано в «Зигзаге удачи» поверхностно и бегло, здесь раскрыто полностью. На примере двух семей, празднующих Старый Новый Год: простой рабоче-крестьянской и рафинированной интеллигентной, показан весь набор отрицательных качеств обычного человека: лицемерие, зависть, жадность, эгоизм. Наверное, все мы им подвержены в той или иной мере. И как это выглядит со стороны: порой ужасно, а порой нелепо, полезно посмотреть. И все это без скучного морализаторства, а в легкой манере, с блестящим диалогами, комичными ситуациями, возникающими в ходе сюжета. И по теме кризиса среднего возраста создатели фильма прошлись. Мужчина в 40 лет чувствует, что достигает определенного потолка в карьере и семейной жизни, и надо найти дальнейшие стимулы, мотивацию. В конце фильма главные герои, вдоволь наобщавшись-наговорившись, решают после праздника начать новую жизнь. Признайтесь, часто ли вы начинали новую жизнь с нового года или дня рождения? И надолго ли вас хватало? Да, и на такие размышления фильм наводит. К сатире примешивается доля философии. Отличное кино, одна из моих любимых отечественных комедий.

-5

«Чародеи» 1982 г. Режиссер Константин Бромберг

Пожалуй, самый необычный новогодний фильм. Хотя бы тем, что сценарий к этому фильму написали классики советской фантастики братья Стругацкие, взяв за основу свою культовую книгу «Понедельник начинается в субботу». Правда, экранизацией фильм назвать нельзя, это самостоятельная история, происходящая в «реальности» или «мире», созданной братьями в своей повести. И неожиданно, у авторов, сделавших себе имя серьезными произведениями, получилась великолепная новогодняя комедия-мюзикл-фентези. Хотя, конечно, тут заслуга и режиссера, который во многом влиял на направления сюжетных линий, и актеров, и авторов саундтрека к фильму (правда, тогда этого англицизма в обиходе не было, но позволю себе его употребить). Замечательный шлягер «Три белых коня» как раз из этого фильма. И «Главное чтобы костюмчик сидел» тоже. С песнями из фильма потом на «Мелодии» пластинка вышла.

Действие фильма вполне резонно привязали к подготовке и встрече Нового года, что в совокупности и сделало фильм любимым у многих зрителей. Так что если хотите увидеть нешаблонное советское новогоднее кино, то посмотрите этот фильм. Вы заодно и оцените еще одну грань таланта братьев Стругацких, которые после тяжелого и мрачного «Сталкера», снятого за три года до «Чародеев», сделали легкую и веселую новогоднюю сказку для взрослых.

Вообще я хотел бы сказать, что вовсе не идеализирую советский кинематограф. Были там и откровенно конъюнктурные картины, выполнявшие идеологические заказы от властей, и проходные из разряда «разок посмотреть и забыть». Но, как я уже писал, и не устаю повторять, в СССР было создано колоссальное культурное наследие, в том числе и в области кинематографа. И, просматривая фильмографии великих мастеров той эпохи, можно неожиданно отыскать подзабытые фильмы, которым сейчас не уделяется внимание, но которые стоит посмотреть.

-6

«Праздник Нетуна» 1986 г. Режиссер Юрий Мамин

Вот не сложилось у хорошего режиссера Юрия Мамина со всенародной славой и любовью. Для меня загадка, почему так. Фильмы то он хорошие снимал: «Фонтан», «Бакенбарды», «Окно в Париж».

А «Праздник Нептуна» - это его дебют. И действие картины происходит в Новый год, поэтому фильм и взят в эту подборку. Но вообще, конечно, празднование Нового года в фильме идет как фон, основной мотив – сатира. В этом аспекте фильм перекликается с «Карнавальной ночью», главный герой которого – председатель местного поселкового совета является копией Огурцова – такой же формалист-бюрократ, больше жизни боящийся проштрафиться перед вышестоящим руководством. Сюжет фильма обыгрывает весьма популярные в те времена анекдоты, когда в какой-нибудь колхоз приезжает иностранная делегация, и находчивый председатель колхоза хитроумно и изощренно пускает иностранным гостям пыль в глаза, выдавая унылые реалии за нечто передовое. Вот фильм как раз про это.

Перед делегацией любителей зимнего плавания – «моржей» из Швеции, аккурат первого января надо было разыграть зимний «Праздник Нептуна» с участием 150 «моржей». И это в 30-градусный мороз. Но местное руководство выполняет задание, проявляя недюжинную изобретательность. В общем, веселое кино, где помимо сатирического высмеивания маразма бюрократической машины и желания выслужиться любой ценой есть и юмористические моменты, вызывающие улыбку. А если вам понравится именно сатирическая составляющая, то рекомендую посмотреть еще одну работу Мамина «Фонтан», там он как сатирик просто блестяще развернулся!

-7

«Сирота Казанская» 1997 г. Режиссер Владимир Машков

Это единственный фильм в моей подборке, снятый уже после распада СССР. Но, на мой взгляд, этот фильм продолжает традиции именно советской киношколы, поэтому он в этот материал и попал. Вот, скажем, какие-нибудь «Елки» в 80-е годы выйти из павильонов наших киностудий никак не могли. А фильм наподобие «Сироты Казанской» мог появиться и в 80-е, и в 70-е. Такие истории вне времени. Ну а то, что этот фильм появился именно во второй половине 90-х, только повышает его ценность, именно тогда многим было нужно доброе позитивное кино, при этом новое, снятое здесь и сейчас. И Машкову картина, на мой взгляд, удалась.
Да, сюжет там простой и незатейливый, нет искрометных шуток и запоминающихся крылатых фраз, но фильм в то время смотрели с удовольствием. Я сужу не только о себе и своих близких. Я от разных людей слышал хорошие отзывы. Фильм привлекает, прежде всего, атмосферой уюта и человеческого тепла, того, чего и сейчас часто не хватает, а уж в то непростое время и подавно. Фильм о том, что в 90-е не все проводили свое время на стрелках, терках и разборках.

Большинство жило обычной жизнью, и многие просто искали близких людей, почти как главная героиня фильма, которая искала близких людей в буквальном смысле, а именно пыталась найти своего отца, которого никогда не видела, по объявлению, на которое откликнулись аж трое кандидатов в отцы.

Далее пересказывать сюжет я не вижу смысла, скорее всего, вы это кино видели. Отмечу лишь, что фильм удался и благодаря удачному подбору актеров на роль новоявленных папаш: Олега Табакова, Льва Дурова и Валентина Гафта. Это, кстати, еще одна причина, по которой я упомянул этот фильм – дань уважения этим мастерами, которых уже с нами нет, последним ушел не так давно Валентин Гафт. Благодаря их обаянию несколько, прямо скажем, статичный сюжет фильма воспринимается весьма живо и бойко. В меру трогательный, в меру веселый фильм, впечатления самые хорошие, несмотря на некоторые недочеты.

Вот такой получилась моя семерка новогодних отечественных фильмов прошлого века. Как видите, ограничиться советским периодом не получилось. Фильмы, которые я здесь вспомнил, выбрал на свой вкус, и наверняка кто-то со мной не согласится, захочет чего-то еще добавить. Если, на ваш взгляд, какое-то кино я незаслуженно не упомянул, то добро пожаловать в комментарии.

А на сегодня все, спасибо за внимание!