Почему дети путают части речи и члены предложения

267 прочитали

Страшная история - это не только то, что в мультике хомяк Хома рассказывал Суслику на ночь. Это ещё и то, что пишут в некоторых учебниках!

В частности, в учебнике по русскому языку за 3 класс. Когда я сталкиваюсь с полнейшим непониманием детьми отличия частей речи от членов предложения, я обычно спрашиваю: "А если подлежащее и существительное - это одно и то же, то зачем придумали два разных слова? Называли бы одним!" И далее мы начинаем разводить эти два термина и разбираться, что же такое существительное, а что - подлежащее. Оказывается, дети путают понятия, потому что так в учебнике написано!

Учебник русского языка за 3-й класс. Авторы - Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина
Учебник русского языка за 3-й класс. Авторы - Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина
Отдельно в рамочке - "Подлежащее - имя существительное"
Отдельно в рамочке - "Подлежащее - имя существительное"
И "Сказуемое - глагол"
И "Сказуемое - глагол"

А ведь ещё с первого класса детям даются для записи предложения типа "Хороши малыши!" Ну и где здесь сказуемое-глагол?

Самое интересное, что несколькими страницами ранее в этом же учебнике было написано, что сказуемые могут быть выражены краткими прилагательными. И потом - такие вот заявочки...

Кстати, мои ученики легко придумали по несколько примеров, опровергающие данную, не побоюсь этого слова, чушь. А вы придумаете? Напишите в комментариях!

Я даже практикую такое упражнение: взять, например, подлежащее и придумать предложения, где оно было бы выражено:
а) существительным;
б) прилагательным;
в) глаголом;
г) местоимением;
д) наречием;
е) числительным.

А потом всё ровно то же самое мы проделываем и со сказуемым.

А чем на самом деле отличается подлежащее от существительного, а сказуемое от глагола и как объяснить эту разницу детям, я рассказываю на вебинаре "
Как не путать части речи и члены предложения".