Найти тему
Внимательный Лис

Мои эстетические потрясения Совершенство пространства

Много, много сделал человек в искусстве. Вероятнее всего он сделал уже все что мог. В ином случае живопись и искусство в целом не стали бы так стремительно деградировать. Действительно, если все сказано, все нарисовано помногу раз, сапиенсу остаются только фокусы, основанные на неожиданности от искажения изображаемых объектов. Искусство объективно обречено на деградацию по мере того как оно исчерпывает запас своих тем и способы их подачи.

Сапиенс прост и незатейлив, нет ничего непонятного в нем. Мечты и чувства его тривиальны. Мысли являются продолжением чувств, рассуждения банальны до тяжелой тоски, а сам набор чувств его ограничен стремлением к пище, размножению, личному величию. Но больше всего сапиенс обожает новенькое.

Стремление к новому подарено нам Эволюцией. Это стремление позволило живым существам пройти сквозь пустыни и преодолеть океаны. Сегодня оно лежит в основании наук и по-прежнему движет человека по его неизбежному, жестко заданному Эволюцией пути.

Жаль, что Эволюция не имеет движущего ею разума и действует наобум. В результате каждое истинное стремлению к познанию Эволюция повторяет в виде пародии, жалкого подражания, когда внешняя форма соблюдается, а результата не предполагается в принципе. Науке соответствует ее убогая пародия - философия, треп бессмысленный и беспощадный, жизни - религия, мечта о том, чего нет...

Искусство не осталось в стороне. У него есть своя пародия, та, что мы наблюдаем сегодня в виде понятия "современное искусство". Деградация, проникающая в мозги слабого сапиенса ..

Расцвет искусства в прошлом. Искусство уже не имеет будущего. Но в прошлом, когда им двигало стремление к новому и совершенному, появлялись творцы, которым повезло. Они достигали совершенства, предела возможного в эстетике и этот предел уже непреодолим никем и никогда.

"Всякий талант неизъясним". Среди массы сапиенсов, изводящих краски и камни по принципу "за ваши деньги все чего изволите" вдруг случаются чудеса. А среди чудес в виде редчайшего исключения возникает абсолютное совершенство, превосходящее любые фантазии и мечты. Такое, что сталкиваясь с ним, ясно осознаешь, что это есть вершина. Ничего улучшить нельзя. Это - эстетический абсолют.

Предельное совершенство может разглядеть, почувствовать не всякий. Люди слепы как семь слепых мудрецов из притчи. Чтобы увидеть Совершенство нужно ему соответствовать, нужно открыть глаза и перестать быть слепым. Но глаза закрыты и ввиду этого Совершенство выглядит очень и очень относительным.

Может ли социум в целом согласиться с тем, что нечто есть воплощение совершенства? Не думаю. Эта тема сродни другой, ранее досконально разобранной нами теме "Что есть истина". Но социуму можно внушить, что конкретный предмет совершенен. И как выяснилось еще в 19 веке, с возникновением СМИ, это делается легко..

Относительно ли "совершенство" или абсолютно? Несомненно, совершенство абсолютно, а вот восприятие его также несомненно относительно.

Но я что-то заболтался. Слов достаточно. Перейдем к делу. Я поделюсь с вами тремя увиденными мною совершенствами. Посмотрите на них. Разделите, если сможете, мою ясную уверенность в их абсолютном совершенстве.

Случай первый.

Рим. Пантеон. Совершенство пространства

Рим. Пантеон снаружи
Рим. Пантеон снаружи

Здание Пантеона невзрачно снаружи, его внешний вид не имеет значительной эстетической ценности и представляет исторический интерес древностью (1 век) и инженерной техникой реализации.

Мало зданий сохранились в целости со времени Древнего Рима. В послеримскую эпоху "языческие" (слово-то какое!) здания сапиенсы, не фильтруя их культурную ценность, растаскивали на материалы для строительства более актуальных сооружений, металлические артефакты истории переплавляли в другие столь же недолговечные артефакты, например в пушки, а в 21 веке сапиенсы, превращенные исламом в животных, уничтожали артефакты истории в Сирии уже просто из любви к самому процессу... "Безумству сапиенсов поём мы песню..." как говаривал Алексей Максимович.

В отличие от всех остальных сооружений Римской империи времен ее расцвета Пантеону, построенному еще в 1 веке, повезло сохраниться. Один из Римских католических Пап объявил Пантеон христианской церковью, после чего сохранность Пантеона была обеспечена по-определению. Сегодня мы имеем возможность представить уровень эстетики двухтысячелетней давности не только достраивая руины своим воображением. Мы можем приехать в Рим и просто войти в Пантеон, в пространство существовавшее 2000 лет тому назад!

Внутреннее пространство Пантеона и значительная часть его оформления, включая материалы отделки пола и стен, остались оригинальными.

Вход вовнутрь Пантеона сродни удару. Дофамин вырабатывается резко и мощно. Мозг мгновенно взвешивает все: гигантский сферический купол над головой, доминантность полированных стен и пола, выполненных с мастерством, которое трудно вообразить и тем более приписать эпохе 2000 летней давности...

Геометрия Пантеона
Геометрия Пантеона

Внутренне пространство Пантеона сферично. Да. Несомненно, сфера есть идеальное состояние пространства. Мы всю жизнь окружены сферой космоса над головой. Нет ничего более прекрасного чем сфера ночного неба, полного звезд. Шар совершенен именно по этой причине. Мозг, воспитанный созерцанием небесной сферы в течение последних 2 миллионов лет, при виде рукотворной сферы своим масштабом имитирующей сферу небес, реагирует на эту имитацию как на реальное бесконечное сферическое пространство вселенной. Мозг при виде такой рукотворной сферы затихает и наполняется восторженной тоской...

Автор Пантеона создал совершенство в виде купола, имитирующего своим масштабом небесную сферу. Зайдя в Пантеон, вы испытываете реакцию не контролируемую разумом.

Сфера купола Пантеона вот уже 2000 лет является наибольшей по размеру из числа реализованных в архитектуре. Я видел в Италии овальный купол превосходящий по большей длине овала купол Пантеона, но это был овал, а не сфера. Это купол собора в Викофорте, Пьемонт.

Смотрим

Купол собора в Викофорте, Италия, Пьемонт
Купол собора в Викофорте, Италия, Пьемонт

Этот купол не закрывает собой все пространство собора, которое значительно обширнее купола. Ввиду этого купол не доминирует над пространством и не определяет его. Купол собора в Викофорте является лишь эстетическим объектом вверху. Он оторван от того кто его созерцает. Эмоция от доминантности купола вследствие этого снижена до художественного артефакта.

В Пантеоне все не так. Там купол полностью определяет пространство под ним. Ввиду этого купол Пантеона воспринимается лимбической частью мозга как пространство в котором пребывает сам созерцающий и это пространство идентично сфере небосвода. А потому на этот купол мозг реагирует как на бесконечную Вселенную...

Смотрим.

Гармония пространства, которую ощущает сапиенс, помещенный в центр гигантской сферы купола Пантеона не имеет аналогий! Только потом, после первого эмоционального удара со стороны лимбики начинаешь понимать, что цвет и оформление купола не отвечают совершенной форме самого купола... Понимаешь, что эти квадраты и цвет купола неуместны, что можно было сделать нечто более совершенное, соответствующее источнику эстетического впечатления - самой сфере космоса... Но такое осознание не отменяет эмоционального удара от совершенства пространства внутри Пантеона.

Обратите внимание на идеальное инженерное решение проблемы освещения. Источником света является отверстие в центре купола. Но чтобы решиться выполнить такой точечный источник освещения, сначала нужно было предположить, а возможно и рассчитать, что его будет достаточно! Автор Пантеона все это сделал 2000 лет назад! Пространство освещено прекрасно, равномерно и безошибочно из одного источника! Это выдающееся мастерство! А в сочетании с геометрией самого пространства - абсолютное совершенство! Я не видел более совершенного пространства созданного людьми...

Случай второй - Совершенство идеи последует далее.

До встречи