Найти тему
welary-life

Эмоции ребенка

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным в личном и профессиональном плане, решительным, ответственным, имеющим вес в обществе, реализующим свои таланты, любящим жизнь. Воплощение этой мечты в реальность возможно с помощью эмоционального воспитания. Что это такое? Как этому научиться? И как лучше не поступать?

Согласно мировым мета-анализам академическая успеваемость и даже психическое здоровье напрямую зависит от осознания своих эмоций и способности справляться со своими чувствами. Это качество называют эмоциональным интеллектом. Именно его в ходе воспитания ребенка, формируют родители, когда понимают чувства своих детей, принимают их, сочувствуют и успокаивают.

Почему необходимо развивать это качество?

  1. Способность распознавать конкретное выражение эмоций делает этот язык средством невербальной социальной коммуникации во всем мире. Даже не зная иностранного языка, мы можем понять, когда человек печален или счастлив.
  2. Эмоциональный интеллект включает в себя способность распознавать эмоции, предсказывать их динамику и адекватно судить об их причине. Например, зачастую мы испытываем гнев из-за несправедливости, а страх - из-за неизвестности.
  3. Контроль над своими эмоциями нужен для повышения эффективности мышления и деятельности. Если ребенок понимает, что он чувствует и почему (например, страх перед экзаменом или грусть от потери любимой игрушки), то он может усмирить их или направить в нужное русло.
  4. Регулирований эмоций — своих и другого человека (важно для будущей социальной жизни!). Например, знание, как успокоиться после гнева и/или способность облегчить беспокойство другого человека.
  5. Эмоциональный интеллект важен не только для развития и саморазвития человека, но и эффективности его реализации в профессиональной деятельности, что подтверждается серьезными многоцентровыми исследованиями.
  6. Умение распознавать собственные чувства и эмоции других людей - один из гарантов нашего психического здоровья. Когда человек не умеет сопереживать и справляться с "внутренней бурей" эмоций, то он становится жесток и черств, что может выливаться в депрессию или даже психопатию.

Как это работает?

Когда мы учимся распознавать и выражать наши эмоции в головном мозге задействуются определенные области (миндалевидное тело, внутренняя капсула, передняя поясная кора, вентромедиальная префронтальная кора). Каждый раз, получая новое знание о какой-либо эмоции, в этих регионах образуются нейрональные связи, которые закрепляются при постоянном их использовании, т.е. чем чаще, человек используют какие-либо навыки, тем крепче эти связи, их сложнее разрушить, а следовательно, владение эмоцией возрастает.

Когда ребенок готов изучать эмоции?

Доношенный малыш начинает распознавать эмоции, передающиеся через выражение лица, примерно с 1го месяца жизни. И уже с самого рождения имитирует эмоциональные выражения радости, грусти, страха, удивления. Младенец сравнивает свои ощущения с чувствами, которые отражаются на лицах родителей и других взрослых, а по мере развития различает их уже более точно и оценивает искренность. Поэтому важно уделять внимание эмоциональному воспитанию уже с самого рождения!

Какие эмоциональные ошибки чаще всего совершают родители? Как их исправлять? Как общаться корректно с ребенком?

Начнем с родителей, а именно разберем несколько типов, чье поведение эмоционально некорректно. Мы не говорим здесь о том, что человека можно строго наделить единственной характеристикой, в той или иной ситуации все мы можем вести себя по-разному. Здесь важно оценить степень своей "неправоты", начать ее исправлять, чтобы не развивать у ребенка комплексы или психически нестабильные состояния. Итак, какие же бывают родители?

  • Отвергающие — это те, кто не придает значения негативным эмоциям детей, игнорирует их или считает пустяком. В этом случае родители транслируют, что эмоции ребенка неверные, неуместные и безосновательные. Пример: "Да что ты плачешь по пустякам!" или "Нечего тут бояться, это совсем не страшно!"
  • Неодобряющие — это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже наказать за них. Ребенок вновь ощущает неправильность своих чувств и может подумать, что у него есть врожденный недостаток, мешающий ему испытывать эмоции "правильно". Пример: "Чего ревешь как девчонка?!" или "Ты такой небрежный, вечно у тебя беспорядок".
  • Невмешивающиеся — они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения, если возникают проблемы, и не устанавливают лимиты в поведении своих детей. Такие дети не могут взять свои эмоции под контроль и им трудно концентрироваться на одном деле, завязывать крепкие отношения.
  • Высмеивающие - это те, кто из любой, важной ситуации для ребенка, делает комедию, тем самым унижая своих детей. При таком поведении дети не будут доверять родителям.

Как же правильно выстроить общение с ребенком?

  1. Безусловно, принимать ребенка — значит любить просто так, просто за то, что он есть! Не стоит использовать такие выражения: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить».
  2. Не критикуйте черты личности своего ребенка. Вместо: «Ты такой небрежный, вечно у тебя беспорядок», скажите: «Твои вещи разбросаны по всей комнате, убери, пожалуйста».
  3. Не сообщайте ребенку, как бы вы решили его проблему, пока его эмоции не утихнут. Предложить решение до того, как проявлено сочувствие — это все равно что поставить стены дома до того, как заложен прочный фундамент.
  4. Используйте позитивные утверждения: вместо "не кричи" - "говори, пожалуйста, тише"; вместо "не беги" - "иди спокойным шагом".
  5. Больше хвалите, чем критикуйте. Отмечайте успехи ребенка, а не наказывайте за неудачи.
  6. Общайтесь с ребенком один на один. Только так вы сможете построить близкие и доверительные отношения с ним.

Какие же они базовые правила, которые помогут воспитать ребенка открытым, жизнерадостным и уверенным в себе:

  1. Помогите ребенку найти слова для обозначения эмоции. Если вы просто спросите ребенка, почему ему грустно, он может растеряться и не найти ответа. У него нет за плечами многих лет самоанализа, поэтому и готового ответа нет. Лучше озвучить то, что вы видите. «Кажется, ты сейчас плакала» или «Я заметил, что ты нахмурилась, когда я упомянул о концерте» — и ждите ответа.
  2. После того, как вы смогли обозначить то, что ребенок транслирует своим поведением и мимикой, выразите свое сочувствие и понимание. Родитель видит своего ребенка в слезах и говорит: «Наверное, тебе очень грустно?» С этого момента ребенок не только чувствует, что его поняли, но у него также есть слово, чтобы описать то сильное чувство, которое он испытывает.
  3. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Для примера возьмем ситуацию, когда ребенок 2-3 лет ест руками. Мама говорит: "Это просто отвратительно! Так ведут себя только неряхи". Можно же сказать: "Я понимаю, что так удобнее. Давай, когда мы все вместе за столом, ты будешь использовать вилку"
  4. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они вам ни казались. Мама или папа говорит ребенку: "Прекрати ныть, сейчас нам нужно идти домой". На самом деле лучше сказать: "Ты , наверное, разочарован, что нет возможности поиграть подольше. Ты так хотел еще побыть с друзьями, а теперь приходится идти домой" + сказать причину, почему стоит так поступить (например, позднее время).
  5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»