Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным в личном и профессиональном плане, решительным, ответственным, имеющим вес в обществе, реализующим свои таланты, любящим жизнь. Воплощение этой мечты в реальность возможно с помощью эмоционального воспитания. Что это такое? Как этому научиться? И как лучше не поступать?
Согласно мировым мета-анализам академическая успеваемость и даже психическое здоровье напрямую зависит от осознания своих эмоций и способности справляться со своими чувствами. Это качество называют эмоциональным интеллектом. Именно его в ходе воспитания ребенка, формируют родители, когда понимают чувства своих детей, принимают их, сочувствуют и успокаивают.
Почему необходимо развивать это качество?
- Способность распознавать конкретное выражение эмоций делает этот язык средством невербальной социальной коммуникации во всем мире. Даже не зная иностранного языка, мы можем понять, когда человек печален или счастлив.
- Эмоциональный интеллект включает в себя способность распознавать эмоции, предсказывать их динамику и адекватно судить об их причине. Например, зачастую мы испытываем гнев из-за несправедливости, а страх - из-за неизвестности.
- Контроль над своими эмоциями нужен для повышения эффективности мышления и деятельности. Если ребенок понимает, что он чувствует и почему (например, страх перед экзаменом или грусть от потери любимой игрушки), то он может усмирить их или направить в нужное русло.
- Регулирований эмоций — своих и другого человека (важно для будущей социальной жизни!). Например, знание, как успокоиться после гнева и/или способность облегчить беспокойство другого человека.
- Эмоциональный интеллект важен не только для развития и саморазвития человека, но и эффективности его реализации в профессиональной деятельности, что подтверждается серьезными многоцентровыми исследованиями.
- Умение распознавать собственные чувства и эмоции других людей - один из гарантов нашего психического здоровья. Когда человек не умеет сопереживать и справляться с "внутренней бурей" эмоций, то он становится жесток и черств, что может выливаться в депрессию или даже психопатию.
Как это работает?
Когда мы учимся распознавать и выражать наши эмоции в головном мозге задействуются определенные области (миндалевидное тело, внутренняя капсула, передняя поясная кора, вентромедиальная префронтальная кора). Каждый раз, получая новое знание о какой-либо эмоции, в этих регионах образуются нейрональные связи, которые закрепляются при постоянном их использовании, т.е. чем чаще, человек используют какие-либо навыки, тем крепче эти связи, их сложнее разрушить, а следовательно, владение эмоцией возрастает.
Когда ребенок готов изучать эмоции?
Доношенный малыш начинает распознавать эмоции, передающиеся через выражение лица, примерно с 1го месяца жизни. И уже с самого рождения имитирует эмоциональные выражения радости, грусти, страха, удивления. Младенец сравнивает свои ощущения с чувствами, которые отражаются на лицах родителей и других взрослых, а по мере развития различает их уже более точно и оценивает искренность. Поэтому важно уделять внимание эмоциональному воспитанию уже с самого рождения!
Какие эмоциональные ошибки чаще всего совершают родители? Как их исправлять? Как общаться корректно с ребенком?
Начнем с родителей, а именно разберем несколько типов, чье поведение эмоционально некорректно. Мы не говорим здесь о том, что человека можно строго наделить единственной характеристикой, в той или иной ситуации все мы можем вести себя по-разному. Здесь важно оценить степень своей "неправоты", начать ее исправлять, чтобы не развивать у ребенка комплексы или психически нестабильные состояния. Итак, какие же бывают родители?
- Отвергающие — это те, кто не придает значения негативным эмоциям детей, игнорирует их или считает пустяком. В этом случае родители транслируют, что эмоции ребенка неверные, неуместные и безосновательные. Пример: "Да что ты плачешь по пустякам!" или "Нечего тут бояться, это совсем не страшно!"
- Неодобряющие — это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже наказать за них. Ребенок вновь ощущает неправильность своих чувств и может подумать, что у него есть врожденный недостаток, мешающий ему испытывать эмоции "правильно". Пример: "Чего ревешь как девчонка?!" или "Ты такой небрежный, вечно у тебя беспорядок".
- Невмешивающиеся — они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения, если возникают проблемы, и не устанавливают лимиты в поведении своих детей. Такие дети не могут взять свои эмоции под контроль и им трудно концентрироваться на одном деле, завязывать крепкие отношения.
- Высмеивающие - это те, кто из любой, важной ситуации для ребенка, делает комедию, тем самым унижая своих детей. При таком поведении дети не будут доверять родителям.
Как же правильно выстроить общение с ребенком?
- Безусловно, принимать ребенка — значит любить просто так, просто за то, что он есть! Не стоит использовать такие выражения: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить».
- Не критикуйте черты личности своего ребенка. Вместо: «Ты такой небрежный, вечно у тебя беспорядок», скажите: «Твои вещи разбросаны по всей комнате, убери, пожалуйста».
- Не сообщайте ребенку, как бы вы решили его проблему, пока его эмоции не утихнут. Предложить решение до того, как проявлено сочувствие — это все равно что поставить стены дома до того, как заложен прочный фундамент.
- Используйте позитивные утверждения: вместо "не кричи" - "говори, пожалуйста, тише"; вместо "не беги" - "иди спокойным шагом".
- Больше хвалите, чем критикуйте. Отмечайте успехи ребенка, а не наказывайте за неудачи.
- Общайтесь с ребенком один на один. Только так вы сможете построить близкие и доверительные отношения с ним.
Какие же они базовые правила, которые помогут воспитать ребенка открытым, жизнерадостным и уверенным в себе:
- Помогите ребенку найти слова для обозначения эмоции. Если вы просто спросите ребенка, почему ему грустно, он может растеряться и не найти ответа. У него нет за плечами многих лет самоанализа, поэтому и готового ответа нет. Лучше озвучить то, что вы видите. «Кажется, ты сейчас плакала» или «Я заметил, что ты нахмурилась, когда я упомянул о концерте» — и ждите ответа.
- После того, как вы смогли обозначить то, что ребенок транслирует своим поведением и мимикой, выразите свое сочувствие и понимание. Родитель видит своего ребенка в слезах и говорит: «Наверное, тебе очень грустно?» С этого момента ребенок не только чувствует, что его поняли, но у него также есть слово, чтобы описать то сильное чувство, которое он испытывает.
- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Для примера возьмем ситуацию, когда ребенок 2-3 лет ест руками. Мама говорит: "Это просто отвратительно! Так ведут себя только неряхи". Можно же сказать: "Я понимаю, что так удобнее. Давай, когда мы все вместе за столом, ты будешь использовать вилку"
- Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они вам ни казались. Мама или папа говорит ребенку: "Прекрати ныть, сейчас нам нужно идти домой". На самом деле лучше сказать: "Ты , наверное, разочарован, что нет возможности поиграть подольше. Ты так хотел еще побыть с друзьями, а теперь приходится идти домой" + сказать причину, почему стоит так поступить (например, позднее время).
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»