Найти в Дзене

Отдельные скиты пещерных монастырей. Вокруг Георгиевской балки. Часть 2/2

Слева находятся плавдоки, а также стоянка корабликов, отлично известных любому, кто рискнет летом прогуляться по Приморскому бульвару.

Часть 1

Слева находятся плавдоки,

Плавучие доки и прочее
Плавучие доки и прочее

а также стоянка корабликов, отлично известных любому, кто рискнет летом прогуляться по Приморскому бульвару.

В ожидании туристов
В ожидании туристов

«Маааарская прааагулка» - орет мегафон прямо в ухо, - «Всего два места осталось, дэээвушка. Поедем???»

А у причала смешные лоханочки, вызывающие легкое недоумение и морскую болезнь одним своим видом даже у меня, хотя чтобы меня укачать, морю надо очень постараться. Да и знаю я эту «мааарскую прааагулку» - хорошо, если до «Авлиты» прокатят, а обычно проболтаются на траверзе Павловского мыса и покажут Южную бухту, даже не заходя в нее. Ну и лапши навешают на уши, как без этого. И хорошо, если шторма не будет – он им в принципе не помеха.

Так вот, зимуют эти лоханочки как раз в районе Георгиевской балки. Среди них даже очень симпатичный парусник затесался.

В ожидании туристов
В ожидании туристов

Хотя, наверное, не стоит смеяться над старинным севастопольским бизнесом. Тем более что, как я уже писала, мой дальний родственник еще до 1917 году рыбным промыслом и перевозкой пассажиров на ялике вполне успешно зарабатывал на жизнь не только себе и своей семье, но и моей рано осиротевшей прабабушке, которая жила в его доме.

А стоила прогулка по Севастопольским бухтам в те времена... да, собственно, сопоставимо с нынешними ценами.

к любому военному судну в один конец с пяти человек — двадцать копеек;
катание — по тридцать копеек в час;
за день до девяти вечера на ялике с одним гребцом — два рубля, с двумя — три рубля;
в Инкерман или Херсонес в один конец — шестьдесят копеек,
туда и обратно — рубль;
проезд в шлюпке совместно на Северную — три копейки, на Корабельную — две.
Для сравнения – на пятьдесят копеек в ресторане на Приморском бульваре вам подали бы обед из трех блюд.

Отвлечемся от стоимости рейсовых катеров на Северную сторону и в Инкерман - это общественный транспорт, живущий не за счет билетов, а за счет дотаций. Сейчас нас интересуют частные морские прогулки.

Прогулка по бухтам – порядка 600-700 рублей, экскурсия в Херсонес (туда и обратно) 5000 рублей за катер. Обед в ресторане на набережной – в среднем пара тысяч с человека (плюс-минус, в зависимости от силы аппетита, способности к поглощению крепких напитков и высоты понтов).

За сто с лишним лет поменялся лишь порядок цен, но не их соотношение.

Иду вперед
Иду вперед

А я миновала Георгиевскую балку и вышла в устье Сушильной балки. Свое название она получила в XVIII веке, поскольку в этом месте Морское ведомство организовало просушку такелажа кораблей.

Здесь же в 30-е годы прошлого века была построена ТЭЦ, которая, несмотря на свой устрашающий внешний вид, работает и сейчас.

Севастопольская ТЭЦ
Севастопольская ТЭЦ

До войны она называлась ГРЭС № 1 и была базовой электростанцией для всего Крыма, снабжала электроэнергией все города и Южный берег Крыма, не прекращая работу до последних дней обороны города.

На скале, прямо над ТЭЦ какой-то "новый севастополец" построил свой вариант Ласточкиного гнезда. Дом явно значительно новее, чем ТЭЦ... Интересно, что его привлекло именно в этом месте? Уж точно не близость к морю, развитая инфраструктура и великолепный вид.
На скале, прямо над ТЭЦ какой-то "новый севастополец" построил свой вариант Ласточкиного гнезда. Дом явно значительно новее, чем ТЭЦ... Интересно, что его привлекло именно в этом месте? Уж точно не близость к морю, развитая инфраструктура и великолепный вид.

А еще здесь находился выход сброса воды, охлаждающей турбины тепловой электростанции. Вытекая из огромных труб с температурой больше тридцати градусов в любое время года, вода давала возможность кайфовать здесь многим любителям морских процедур. Называлось это место «Горячка». Мои одноклассники, особенно живущие в этом районе, время от времени там плескались. Но я никогда на «Горячку» не ездила. Транспорт туда в советское время ходил просто отвратительно и бабушка бы меня в жизни в этот отдаленный район не отпустила.

Какая-то труба.
Какая-то труба.

Поэтому я не знаю, та труба на фото, или не та. Скорее всего, все же не та - какая-то она не сильно ржавая. Но другой трубы я всё равно не увидела. Скорее всего «Горячку» демонтировали в украинские времена - тогда и сама ТЭЦ с трудом выжила.

Заметно, что сейчас пассажиропоток на причал ГРЭСа иссяк – он давно уже не используется из-за аварийного состояния, да и катера в Инкерман ходят значительно реже, чем во времена моего детства. Теперь здесь собираются любители рыбалки с элементами экстрима – попасть на причал достаточно сложно.

Причал ГРЭСа
Причал ГРЭСа

Интересно, есть ли здесь хоть какая-то рыба? Учитывая длительное нахождение в Инкермане останков кораблей, которые тут же резали на лом, сильная зарыбленность этого участка бухты вызывает огромнейшие сомнения. Да и кошек рядом с рыбаками что-то не видно.

Зато отлично видна Маячная гора, получившая название по построенному на ней в 1820 году Переднему маяку Инкерманского створа маяков.

Маячная гора
Маячная гора

Именно это место было выбрано графом Потемкиным в качестве смотровой площадки для показа императрице Екатерине II и сопровождавшим ее иностранным послам достоинств Севастополя и мощи вновь созданной эскадры Черноморского флота.

Здесь был возведен красивый павильон, в котором был дан обед в честь гостей Севастополя. Во время этого обеда, под звуки торжественной музыки, были открыты шторы, и гостям предстал великолепный вид Инкерманской долины и всей Большой (Севастопольской) бухты, в акватории которой разместился флот из 27 военных кораблей и 8 транспортных судов. Корабли приветствовали императрицу и ее гостей пушечной пальбой и маневрами, что произвело на всех неизгладимое впечатление.

Также отлично смотрится Нефтяная бухта в Инкермане.

Нефтяная бухта
Нефтяная бухта

И вот я снова вышла к железной дороге.

Заброшенная ветка железной дороги
Заброшенная ветка железной дороги

Колея в этом месте раздваивается – старая, заброшенная ветка, вероятно, когда-то вела к ТЭЦ, но теперь тут вечно горит красный свет, и растут камыши.

Горел камыш... Вернее, светился
Горел камыш... Вернее, светился

Очень живописные, кстати.

Под ярким солнцем
Под ярким солнцем

А мне всё же надо задуматься о том, как я буду возвращаться домой. Самый простой путь – дойти до инкерманского автобуса, а самый короткий – подняться через поселок ГРЭС на улицу Генерала Жидилова, почти туда, откуда я начала свою прогулку. Разумеется, ни на какой автобус я не пошла.

Над железнодорожными путями
Над железнодорожными путями

Между Георгиевской балкой и Каменоломным оврагом когда-то проходила древняя дорога в Херсонес. Из-за крутизны подъема проехать по этой балке можно было только на волах, поэтому балка и получила название Воловья.

Дорогами ГРЭСа
Дорогами ГРЭСа

А название поселку дала та самая ГРЭС № 1, о которой я упоминала выше. И названия улиц в поселке соответствующие: одна Турбинная, другая – Яблочкова (в честь изобретателя дуговой лампы Павла Яблочкова).

Кстати, с поселком ГРЭС у меня связано одно веселенькое воспоминание.

Как-то я ехала на очередную экскурсию, наш автобус шёл по серпантину в Инкерман, и наш гид-организатор стал рассказывать, что вот за этой горой, слева от дороги когда-то жили тавры.

Ну, я же физически не могу молчать, поэтому я задала первый пришедший в голову вопрос:

- На ГРЭСе?

Гид повернулся ко мне и с досадой сказал:

- Ну вот и как после этого вопроса я могу серьезно сказать, что тавры жили небольшими общинами в тесных жилищах и быт их был крайне скуден???

Дело в том, что за прошедшие века для ГРЭСа почти ничего не поменялось.

Дома на ГРЭСе
Дома на ГРЭСе

Ну где еще можно встретить деревянные дома-бараки? Построены они не так уж давно – в 80-е годы прошлого века, хотя поверить в это сложно. А еще сложнее понять, зачем кто-то принял решение строить деревянные дома в нескольких километрах от карьера, который весь город снабжал инкерманским камнем. Но, тем не менее, факт имеет место быть.

Наличие большого количества спутниковых антенн даже на таком доме не роскошь, а единственный шанс для жителей посёлка посмотреть телевизор.

Дома на ГРЭСе
Дома на ГРЭСе

На мой взгляд, конечно, это то ещё удовольствие, и не стоит таких усилий и затрат, но я-то здесь не живу. Не думаю, что тут много развлечений, помимо просмотра сериалов и ток-шоу.

Но, конечно же, тут есть не только бараки – тут и двухэтажные «несколькоквартирные» дома (назвать их многоквартирными всё же довольно смело),

И еще дома на ГРЭСе
И еще дома на ГРЭСе
И еще дома на ГРЭСе
И еще дома на ГРЭСе

и весьма прилично выглядящий частный сектор.

Попытка украсить свой быт и окружающую действительность
Попытка украсить свой быт и окружающую действительность
Мне кажется, за этой инсталляцией кроется интереснейшая история. Жаль, мне ее никогда не узнать
Мне кажется, за этой инсталляцией кроется интереснейшая история. Жаль, мне ее никогда не узнать

Двух-трех этажные частные дома построены на косогоре, чем-то мне напомнившим Бомборскую высоту.

Поселок ГРЭС
Поселок ГРЭС

Вероятно глинистыми козьими тропами, которые тут заменяют дороги. К большинству этих домов подъезд автотранспорта весьма затруднен, и отдельные граждане устраивают истерики руководству города, чтобы к их дворцу-недомерку за муниципальный счет уложили асфальт – ведь тут живет ветеран закончившейся 75 лет назад войны. Хорошо, хоть участникам боевых действий старичков не записывают, но до недавнего времени и такое бывало. Обычно на эту тему вспоминается старый анекдот:

Объявление в магазине: «Только у нас для участников Куликовской битвы десятипроцентные скидки».
У продавщицы спрашивают: «А что, где-то можно взять такую справку?»
«Не знаю», - отвечает она, - «но татары приносят».

А оба моих на самом деле воевавших деда и 35-летие Великой Победы не увидели – линия фронта всё же не санаторий и даже выжившие в этой ужасной войне долго прожить просто не могли. Ранения и загубленное за 4 года пребывания на линии фронта здоровье достаточно быстро убивали по-настоящему воевавших людей.

Правда, к некоторым домам дорогу не проложить даже по результатам знатной истерики построившегося на обрывистом косогоре гражданина – я уже отмечала, что законы природы не перешибешь деньгами и жалобами.

Пройдя через этот забытый богом уголок Севастополя, я поднялась наверх, в осенний лес.

Подъем пришлось одолевать без волов
Подъем пришлось одолевать без волов
Лес за улицей Генерала Жидилова
Лес за улицей Генерала Жидилова

Отсюда отлично виден железнодорожный виадук через Клеопину балку.

Железнодорожный виадук
Железнодорожный виадук

Те, кто жил в городе при СССР называет его гораздо проще: «Мост Миру – мир». Происхождение названия весьма банально: именно эта надпись на опорах моста (по слову на опоре) была отлично видна при подъезде к Инкерману со стороны Симферополя.

А я выхожу на дорогу рядом с памятником Инкерманскому сражению, которое произошло 5 ноября 1854 года.

Памятник Инкерманскому сражению
Памятник Инкерманскому сражению

Русские войска под командованием генералов Соймонова и Павлова атаковали позиции британской армии, и только лишь вмешательство французских войск под началом генерала Боске спасло англичан. Русские войска понесли большие потери и отступили. Но и союзники были вынуждены отложить генеральный штурм Севастополя, намеченный на следующий день.

Вообще о первой обороне Севастополя можно рассказывать очень и очень долго, но как-нибудь в другой раз. Моя сегодняшняя прогулка закончена.

Продолжение следует...