Часть 1
Слева находятся плавдоки,
а также стоянка корабликов, отлично известных любому, кто рискнет летом прогуляться по Приморскому бульвару.
«Маааарская прааагулка» - орет мегафон прямо в ухо, - «Всего два места осталось, дэээвушка. Поедем???»
А у причала смешные лоханочки, вызывающие легкое недоумение и морскую болезнь одним своим видом даже у меня, хотя чтобы меня укачать, морю надо очень постараться. Да и знаю я эту «мааарскую прааагулку» - хорошо, если до «Авлиты» прокатят, а обычно проболтаются на траверзе Павловского мыса и покажут Южную бухту, даже не заходя в нее. Ну и лапши навешают на уши, как без этого. И хорошо, если шторма не будет – он им в принципе не помеха.
Так вот, зимуют эти лоханочки как раз в районе Георгиевской балки. Среди них даже очень симпатичный парусник затесался.
Хотя, наверное, не стоит смеяться над старинным севастопольским бизнесом. Тем более что, как я уже писала, мой дальний родственник еще до 1917 году рыбным промыслом и перевозкой пассажиров на ялике вполне успешно зарабатывал на жизнь не только себе и своей семье, но и моей рано осиротевшей прабабушке, которая жила в его доме.
А стоила прогулка по Севастопольским бухтам в те времена... да, собственно, сопоставимо с нынешними ценами.
к любому военному судну в один конец с пяти человек — двадцать копеек;
катание — по тридцать копеек в час;
за день до девяти вечера на ялике с одним гребцом — два рубля, с двумя — три рубля;
в Инкерман или Херсонес в один конец — шестьдесят копеек,
туда и обратно — рубль;
проезд в шлюпке совместно на Северную — три копейки, на Корабельную — две.
Для сравнения – на пятьдесят копеек в ресторане на Приморском бульваре вам подали бы обед из трех блюд.
Отвлечемся от стоимости рейсовых катеров на Северную сторону и в Инкерман - это общественный транспорт, живущий не за счет билетов, а за счет дотаций. Сейчас нас интересуют частные морские прогулки.
Прогулка по бухтам – порядка 600-700 рублей, экскурсия в Херсонес (туда и обратно) 5000 рублей за катер. Обед в ресторане на набережной – в среднем пара тысяч с человека (плюс-минус, в зависимости от силы аппетита, способности к поглощению крепких напитков и высоты понтов).
За сто с лишним лет поменялся лишь порядок цен, но не их соотношение.
А я миновала Георгиевскую балку и вышла в устье Сушильной балки. Свое название она получила в XVIII веке, поскольку в этом месте Морское ведомство организовало просушку такелажа кораблей.
Здесь же в 30-е годы прошлого века была построена ТЭЦ, которая, несмотря на свой устрашающий внешний вид, работает и сейчас.
До войны она называлась ГРЭС № 1 и была базовой электростанцией для всего Крыма, снабжала электроэнергией все города и Южный берег Крыма, не прекращая работу до последних дней обороны города.
А еще здесь находился выход сброса воды, охлаждающей турбины тепловой электростанции. Вытекая из огромных труб с температурой больше тридцати градусов в любое время года, вода давала возможность кайфовать здесь многим любителям морских процедур. Называлось это место «Горячка». Мои одноклассники, особенно живущие в этом районе, время от времени там плескались. Но я никогда на «Горячку» не ездила. Транспорт туда в советское время ходил просто отвратительно и бабушка бы меня в жизни в этот отдаленный район не отпустила.
Поэтому я не знаю, та труба на фото, или не та. Скорее всего, все же не та - какая-то она не сильно ржавая. Но другой трубы я всё равно не увидела. Скорее всего «Горячку» демонтировали в украинские времена - тогда и сама ТЭЦ с трудом выжила.
Заметно, что сейчас пассажиропоток на причал ГРЭСа иссяк – он давно уже не используется из-за аварийного состояния, да и катера в Инкерман ходят значительно реже, чем во времена моего детства. Теперь здесь собираются любители рыбалки с элементами экстрима – попасть на причал достаточно сложно.
Интересно, есть ли здесь хоть какая-то рыба? Учитывая длительное нахождение в Инкермане останков кораблей, которые тут же резали на лом, сильная зарыбленность этого участка бухты вызывает огромнейшие сомнения. Да и кошек рядом с рыбаками что-то не видно.
Зато отлично видна Маячная гора, получившая название по построенному на ней в 1820 году Переднему маяку Инкерманского створа маяков.
Именно это место было выбрано графом Потемкиным в качестве смотровой площадки для показа императрице Екатерине II и сопровождавшим ее иностранным послам достоинств Севастополя и мощи вновь созданной эскадры Черноморского флота.
Здесь был возведен красивый павильон, в котором был дан обед в честь гостей Севастополя. Во время этого обеда, под звуки торжественной музыки, были открыты шторы, и гостям предстал великолепный вид Инкерманской долины и всей Большой (Севастопольской) бухты, в акватории которой разместился флот из 27 военных кораблей и 8 транспортных судов. Корабли приветствовали императрицу и ее гостей пушечной пальбой и маневрами, что произвело на всех неизгладимое впечатление.
Также отлично смотрится Нефтяная бухта в Инкермане.
И вот я снова вышла к железной дороге.
Колея в этом месте раздваивается – старая, заброшенная ветка, вероятно, когда-то вела к ТЭЦ, но теперь тут вечно горит красный свет, и растут камыши.
Очень живописные, кстати.
А мне всё же надо задуматься о том, как я буду возвращаться домой. Самый простой путь – дойти до инкерманского автобуса, а самый короткий – подняться через поселок ГРЭС на улицу Генерала Жидилова, почти туда, откуда я начала свою прогулку. Разумеется, ни на какой автобус я не пошла.
Между Георгиевской балкой и Каменоломным оврагом когда-то проходила древняя дорога в Херсонес. Из-за крутизны подъема проехать по этой балке можно было только на волах, поэтому балка и получила название Воловья.
А название поселку дала та самая ГРЭС № 1, о которой я упоминала выше. И названия улиц в поселке соответствующие: одна Турбинная, другая – Яблочкова (в честь изобретателя дуговой лампы Павла Яблочкова).
Кстати, с поселком ГРЭС у меня связано одно веселенькое воспоминание.
Как-то я ехала на очередную экскурсию, наш автобус шёл по серпантину в Инкерман, и наш гид-организатор стал рассказывать, что вот за этой горой, слева от дороги когда-то жили тавры.
Ну, я же физически не могу молчать, поэтому я задала первый пришедший в голову вопрос:
- На ГРЭСе?
Гид повернулся ко мне и с досадой сказал:
- Ну вот и как после этого вопроса я могу серьезно сказать, что тавры жили небольшими общинами в тесных жилищах и быт их был крайне скуден???
Дело в том, что за прошедшие века для ГРЭСа почти ничего не поменялось.
Ну где еще можно встретить деревянные дома-бараки? Построены они не так уж давно – в 80-е годы прошлого века, хотя поверить в это сложно. А еще сложнее понять, зачем кто-то принял решение строить деревянные дома в нескольких километрах от карьера, который весь город снабжал инкерманским камнем. Но, тем не менее, факт имеет место быть.
Наличие большого количества спутниковых антенн даже на таком доме не роскошь, а единственный шанс для жителей посёлка посмотреть телевизор.
На мой взгляд, конечно, это то ещё удовольствие, и не стоит таких усилий и затрат, но я-то здесь не живу. Не думаю, что тут много развлечений, помимо просмотра сериалов и ток-шоу.
Но, конечно же, тут есть не только бараки – тут и двухэтажные «несколькоквартирные» дома (назвать их многоквартирными всё же довольно смело),
и весьма прилично выглядящий частный сектор.
Двух-трех этажные частные дома построены на косогоре, чем-то мне напомнившим Бомборскую высоту.
Вероятно глинистыми козьими тропами, которые тут заменяют дороги. К большинству этих домов подъезд автотранспорта весьма затруднен, и отдельные граждане устраивают истерики руководству города, чтобы к их дворцу-недомерку за муниципальный счет уложили асфальт – ведь тут живет ветеран закончившейся 75 лет назад войны. Хорошо, хоть участникам боевых действий старичков не записывают, но до недавнего времени и такое бывало. Обычно на эту тему вспоминается старый анекдот:
Объявление в магазине: «Только у нас для участников Куликовской битвы десятипроцентные скидки».
У продавщицы спрашивают: «А что, где-то можно взять такую справку?»
«Не знаю», - отвечает она, - «но татары приносят».
А оба моих на самом деле воевавших деда и 35-летие Великой Победы не увидели – линия фронта всё же не санаторий и даже выжившие в этой ужасной войне долго прожить просто не могли. Ранения и загубленное за 4 года пребывания на линии фронта здоровье достаточно быстро убивали по-настоящему воевавших людей.
Правда, к некоторым домам дорогу не проложить даже по результатам знатной истерики построившегося на обрывистом косогоре гражданина – я уже отмечала, что законы природы не перешибешь деньгами и жалобами.
Пройдя через этот забытый богом уголок Севастополя, я поднялась наверх, в осенний лес.
Отсюда отлично виден железнодорожный виадук через Клеопину балку.
Те, кто жил в городе при СССР называет его гораздо проще: «Мост Миру – мир». Происхождение названия весьма банально: именно эта надпись на опорах моста (по слову на опоре) была отлично видна при подъезде к Инкерману со стороны Симферополя.
А я выхожу на дорогу рядом с памятником Инкерманскому сражению, которое произошло 5 ноября 1854 года.
Русские войска под командованием генералов Соймонова и Павлова атаковали позиции британской армии, и только лишь вмешательство французских войск под началом генерала Боске спасло англичан. Русские войска понесли большие потери и отступили. Но и союзники были вынуждены отложить генеральный штурм Севастополя, намеченный на следующий день.
Вообще о первой обороне Севастополя можно рассказывать очень и очень долго, но как-нибудь в другой раз. Моя сегодняшняя прогулка закончена.
Продолжение следует...