Найти тему
Владимир Черкасов

Джоффри Баратеон и Борис Годунов - некоторые совпадения

Убийство Джоффри Баратеона является важным эпизодом, который крайне важен при сравнении сюжета сериала «Игра престолов» с событиями русской истории.

На этом заключительном эпизоде из жизни и царствования Джоффри следует остановиться подробнее.

Во время празднования бракосочетания с Маргери Тирелл, Джоффри отпускает издевательские шутки в адрес своего дяди Тириона Ланнистера, его жены Сансы и вообще ведёт себя вызывающе. Тирион до поры до времени переносит издевательства достаточно хладнокровно. Последней каплей становится представление карликов, организованное Джоффри. Карлики изображают пятерых претендентов на Железный трон – самого Джоффри, Станниса Баратеона, Бейлона Грейджоя, Ренли Баратеона и Робба Старка, которые сражаются друг с другом, представляя войну в крайне комичном виде. Сам Джоффри и Серсея, глядя на сатирическое сражение, смеются от души, но другие гости испытывают только отрицательные эмоции: Тирион хмурится, на глаза Сансы наворачиваются слёзы, а Лорас Тирелл и вовсе в гневе уходит.

Начало свадебного пира. Еще ничего не предвещает трагической развязки. Кубок стоит на столе у жениха (кадр из сериала)
Начало свадебного пира. Еще ничего не предвещает трагической развязки. Кубок стоит на столе у жениха (кадр из сериала)

Джоффри, насмехаясь над Тирионом, предлагает и ему принять участие в поединке карликов, но тот отказывается, в ответ напоминая о трусости племянника во время битвы у Черноводной. От такого ответа гости на некоторое время замолкают. Разозлённый Джоффри демонстративно выливает ему на голову вино. Маргери пытается разрядить обстановку и призывает своего новоиспеченного мужа вернуться к ней, чтобы выслушать тост Мейса Тирелла. Но Джоффри говорит, что не может пить, поскольку его чаша теперь пуста и просит дядю быть его виночерпием. Он подзывает Тириона к себе, но, протянув ему кубок, преднамеренно роняет его на пол. Затем он требует от дяди подать ему оборонённую чашу. Тирион не сразу находит её, ему помогает Санса. Однако Джоффри этого мало, и он требует от Тириона преклониться перед ним. Тот не реагирует на это демонстративно унизительное требование, чем вызывает у молодого короля ещё больший гнев. Неизвестно чем бы это закончилось, если бы не Маргери, которая обращает внимание присутствующих на принесенный пирог – главное угощение свадьбы. Джоффри разрубает пирог валирийским мечом, после чего молодожены начинают угощаться им, но почти сразу король жалуется, что пирог суховат, и просит собиравшегося уже уходить Тириона принести ему ещё вина. Тирион подаёт ему уже кем-то наполненный кубок. Отхлебнув из преподнесенной ему чаши, Джоффри начинает кашлять, а затем и задыхаться. Маргери кричит, что он подавился и Оленна Тирелл первой призывает присутствующих помочь королю. Однако, все попытки оказать помощь Джоффри оказываются тщетными, и он погибает, напоследок протягивая руку в сторону Тириона, как раз поднимающего с пола кубок, из которого перед смертью пил король. Серсея, на руках которой умер ее сын, обвиняет в его смерти Тириона и Сансу, которая к этому моменту благоразумно исчезает, а её муж оказывается задержан королевской стражей.

В ходе сюжета сериала тайна организации и осуществления убийства Джоффри Баратеона открывается постепенно.

Ожерелье, подаренное Донтосом на шее Сансы Старк (кадр из сериала)
Ожерелье, подаренное Донтосом на шее Сансы Старк (кадр из сериала)

В какой-то момент Санса показана прогуливающейся по берегу моря, среди зарослей. Внезапно она понимает, что кто-то следит за ней и хочет уйти, но незнакомец преследует её, даже иногда попадая в поле зрения. Санса не на шутку напугана, но когда преследователь настигает её, выясняется, что у него совсем не враждебные намерения. Она узнаёт его, а затем вспоминает, что видела его во время именин короля, тогда он был представлен как сир Донтос Красный из дома Холлардов. Тогда он явился на турнир пьяным и за это Джоффри велел лить в него вино, пока он не умрет. Санса попросила короля не совершать убийство в день своих именин, и в этом её поддержал Сандор Клиган. Незадачливого воина оставили в живых, но сделали шутом. Понижение в общественном статусе его ничему так и не научило, и в момент разговора с Сансой он вновь пьян. Но, даже в этом состоянии Донтос помнит о том, кто именно вступился за него и говорит, что хочет отблагодарить свою спасительницу и дарит ей красивое ожерелье, будто бы принадлежавшее его роду. Санса обещает носить подарок, и выполняет обещанное – в день свадьбы ожерелье находится на ней. Момент, когда именно она его надела в сериале не показан, но уже в начале церемонии в Великой Септе Бейлора ожерелье на ней надето.

На этом помощь Донтоса не заканчивается. В качестве шута он развлекает гостей на свадьбе Джоффри и Маргери. Улучив момент, когда все отвлеклись на оказание помощи задыхающемуся Джоффри, Донтос настойчиво зовёт Сансу немедленно уходить. Это предложение поступает как раз вовремя, как уже говорилось, гнев Серсеи обрушивается в том числе на неё. Становится ясно, что никакого беспристрастного расследования произошедшего убийства не будет и Санса должна уносить ноги.

Донтос по каким-то закоулкам выводит её из Королевской гавани на морской берег, где их ждёт заранее припрятанная лодка. Проплыв какое-то расстояние, в тумане беглецы видят одиноко стоящий корабль, где Сансу неожиданно встречает член королевского совета, лорд Бейлиш, который ранее демонстрировал свои сексуальные намерения в отношении неё. Впрочем, и тогда и сейчас он держит себя в пределах приличий. Начавшийся между ними разговор прерывает Донтос, требующий с лорда оплату за свою помощь. Однако, вместо золота, шут-алкоголик получает прицельный выстрел из арбалета в сердце. Санса страшно напугана таким развитием событий и громко кричит, но Петир быстро успокаивает её, достаточно убедительно объясняя реальную картину происходящего – она под подозрением в совершении убийства короля и лучше вести себя потише и уехать подальше.

Петир рассказывает о своей причастности к отравлению Джоффри. По словам Бейлиша, яд содержался в ожерелье, подаренном Сансе Донтосом, который действовал по его поручению. Он демонстрирует Сансе, что украшение состоит вовсе не из драгоценных камней, а из стекла, легко разбивая один из элементов ожерелья при помощи рукояти кинжала. На основании изложенного он обосновывает необходимость устранения Донтоса как ненадёжного и опасного свидетеля. Обломки фальшивого ожерелья отправляются в море и, таким образом, лорд Бейлиш в самом прямом смысле слова прячет концы в воду.

После данного случая остаётся неизвестным только исполнитель убийства. Кто и как положил яд в кубок Джоффри?

Ответа на первую часть вопроса зрители вынуждены ждать довольно долго.

Наконец в третьей серии седьмого сезона, выпив яд и находясь на пороге смерти, Оленна Тирелл сознаётся Джейме Ланнистеру что это именно она совершила убийство Джоффри. Таким образом тайна раскрывается.

Как же именно это произошло?

Первым подозреваемым сообщником Оленны становится лорд Бейлиш.

Петир Бейлиш часто выступает закопёрщиком в различных интригах, так что инициатива в организации убийства Джоффри вполне могла исходить от него. Вынашивая свои планы в отношении Сансы, он имел умысел убрать её подальше из Королевской гавани. Однажды, Оленна Тирелл говорит Маргери, которая из-за произошедшего так и осталась незамужней, что она не допустила бы, чтобы она досталась такому ужасному человеку, как Джоффри. Таким образом, она косвенно признаётся, что причастна к данному преступлению. Догадываясь либо даже точно зная о нежелании Оленны выдавать свою внучку за Джоффри, он вступил с ней в сговор и озвучил саму идею устранения короля. В одном из разговоров Оленна упоминает, что великий дом Тиреллов имеет большой опыт в использовании ядов, и вероятно она предоставила ему одну из своих разработок. И Петир, и Оленна имели свои собственные мотивы для совершения преступления.

Оленна Тирелл трогает ожерелье на шее Сансы (кадр из сериала)
Оленна Тирелл трогает ожерелье на шее Сансы (кадр из сериала)

Остаётся проследить путь яда от ожерелья к устам жертвы и точно подтвердить личность исполнителя данного преступления.

В ходе свадьбы, на виду у множества гостей не так-то просто доставить яд до кубка короля. Тем не менее, преступнику это каким-то образом удалось. Восстановим картину событий.

Гости на свадьбе располагаются за поставленными неподалёку друг от друга в форме дуги несколькими столами. Джоффри находится в центре застолья, Санса с Тирионом с самого края по левую руку от короля. Оленна наоборот, находится справа от молодожёнов.

Джоффри передает кубок в руки Маргери (кадр из сериала)
Джоффри передает кубок в руки Маргери (кадр из сериала)

В самом начале пира Оленна пересекает площадку и подходит к Сансе, они долго разговаривают и в процессе разговора Оленна несколько раз касается Сансы, в том числе трогая висящее на ней ожерелье.

Если сказанное Петиром правда, то именно в этот момент она каким-то образом взяла яд с ожерелья, возможно для этого нужно было просто надавить на один из бутафорских камней, являвшийся сосудом с зельем.

После ссоры с Тирионом, Джоффри отдает свой кубок в руки жены.

Маргери практически сразу ставит чашу на стол, за которым сидят её отец и бабка.

С этого момента, вплоть до того, как Тирион по приказу Джоффри был вынужден снова взять чашу в руки, у Оленны было достаточно времени, чтобы нанести яд на внутреннюю поверхность кубка либо вылить яд в вино. При просмотре этой сцены хорошо видно, что Тирион берёт со стола Тиреллов уже наполненную чашу, хотя Маргери до этого поставила её туда пустой. Таким образом, факт того, что яд попал в кубок Джоффри при помощи рук Оленны Тирелл, находит своё наглядное подтверждение.

Маргери ставит кубок на стол Оленны и Мейса (кадр из сериала)
Маргери ставит кубок на стол Оленны и Мейса (кадр из сериала)

В материале «Русская Смута в событиях «Игры престолов» я уже указывал на поразительное сходство описания смерти Джоффри Баратеона и обстоятельств при которых завершилось царствование русского царя Бориса Федоровича Годунова. Напомню, что в обоих случаях правителю становится плохо за обеденным столом и затем он умирает с явными признаками отравления.

Указания на возможное отравление Бориса Федоровича историками не воспринимается всерьез, сегодня общепринятой точкой зрения является версия о естественном характере его смерти. Впрочем, ее обстоятельства таковы, что исследователи этого периода истории, вынуждены упоминать о явных признаках отравления царя. Вот что об этом пишет Руслан Скрынников:

«13 апреля 1605 г. царь Борис скончался. Недруги распространяли всякого рода небылицы по поводу его смерти. Согласно одной версии, Борис будто бы принял яд ввиду безвыходности своего положения. По другой версии, он упал с трона во время посольского приема. Осведомленные современники описывали кончину монарха совсем иначе: «...царю Борису вставши из-за стола после кушанья, и внезапу прииде на него болезнь люта, и едва успе поновитись и постричи, в два часа в той же болезни и скончась». Согласно «Хронографу», Годунов умер после обеда: «по отшествии стола того, мало времени минувшю, царь же в постельной храмине сидящу, и внезапу случися ему смерть». Самодержец умер скоропостижно, и монахи лишь «успели запасными дары причастити» умирающего.

Члены английского посольства описали последние часы Бориса со слов лечивших его медиков. По обыкновению, врачи находились при царской особе в течение всего обеда. Годунов любил плотно поесть и допускал излишества в еде. Доктора посчитали его хороший аппетит признаком улучшения здоровья и разъехались из дворца. Но через два часа после обеда царь внезапно почувствовал дурноту. Перейдя в спальные хоромы, он лег в постель и велел позвать врачей. Доктора не поспели на вызов. До их приезда у Бориса отнялся язык, и он умер...

Близкий к царскому двору Яков Маржарет передает, что Годунов скончался от апоплексического удара».

Таким образом, версия об отравлении упоминается, но в качестве одной из будто бы очевидных небылиц. В тоже время практически всеми очевидцами отмечается, что смерть наступила внезапно, сразу после обеда. Именно так умирает и Джоффри Баратеон.

В 2019 году на экраны вышел российский сериал «Годунов», в котором версия об отравлении Бориса Федоровича также показана. При этом главным лицом из числа заговорщиков, осуществивших отравление, показан известный государственный деятель начала XVII века, князь Василий Шуйский, впоследствии сам ставший царем. Шуйский показан не просто в качестве заказчика убийства, но и как изготовитель яда — князю приписываются соответствующие знания, он показан разводящим у себя дома растения, в свойствах которых Шуйский, с легкой руки создателей сериала, хорошо разбирается. В разговорах он недвусмысленно намекает на свои намерения использовать познания в ботанике для приготовления ядов. Впрочем, исследования останков того времени, дошедшие до наших дней описания известных отравлений, а также подозрительных смертей XVI-XVII веков позволяют уверждать, что наиболее распространенными ядами того времени были химические вещества — мышьяк и соединения ртути. Обстоятельства гибели Джоффри Баратеона сходны с симптомами отравления ртутью: затруднения при глотании, кашель, затем обильное кровотечение изо рта и носа, после чего быстро наступает смерть.

Василий Шуйский. Руками создателей телесериала князь представлен как знаток трав, которые он планирует использовать для создания ядов. (кадр из сериала «Годунов. Продолжение»)
Василий Шуйский. Руками создателей телесериала князь представлен как знаток трав, которые он планирует использовать для создания ядов. (кадр из сериала «Годунов. Продолжение»)

В этой связи, сравнивая сюжеты сериала «Игра престолов» с событиями русской истории, можно провести параллели между Петиром Бейлишем и Василием Шуйским, поскольку оба персонажа выступают в качестве организаторов убийства правителя. О некоторых других совпадениях образов Петира Бейлиша и Василия Шуйского я еще скажу в дальнейшем.

Итак, академическая версия русской истории не считает Василия Шуйского отравителем Бориса Годунова, сама версия об отравлении царя считается маловероятной. В то же время, в неофициальной, альтернативной версии событий Смуты, об отравлении говорят как об очевидном факте.

В данном случае, отметим, что мы столкнулись с интересным случаем: сюжет сериала «Игры престолов» весьма похож на события русской истории, но в их неофициальном, альтернативном варианте.

В процессе обсуждения материала «Русская Смута в событиях «Игры престолов» один из комментировавших его пользователей интернета высказал предположение, что Джордж Мартин мог преднамеренно выбрать события из истории России XVI-XVII веков в качестве источника своего вдохновения, поскольку эти события малоизвестны западному читателю, а следовательно, будут достаточно оригинальными. Такое предположение достаточно рационально и на первый взгляд выглядит довольно убедительным. Однако, в данном случае, сюжет книг и сериала похож не на общепринятую версию русской истории.

Официальная версия русской истории в общем-то хорошо известна на Западе, по крайней мере специалистам, что позволяет предполагать, некоторое заимствование Джорджем Мартином сюжетных линий или образов персонажей. Однако, такая версия плохо согласуется с содержанием книг и сериала, основные сюжетные линии и образы и которых похожи не на общепринятые в России, а альтернативные, а следовательно, малоизвестные не только на Западе, но и в нашей стране.

Далее я буду обращать внимание и на другие совпадения между сюжетом сериала и именно альтернативной версией истории. Наиболее поразительное соответствие у событий «Игры престолов» наблюдается с версией, которую высказал в своих работах Николай Александрович Морозов, которого я уже цитировал. Его работы практически совершенно неизвестны на Западе, и довольно малоизвестны в нашей стране, что делает наблюдаемые совпадения особенно странными.