Найти в Дзене
Русский мир.ru

«Великая сибирская стена»

«Слыша Ермак от многих чюсовлян про Сибирь, яко царь владелец; за Каменем реки текут надвое, в Русь и в Сибирь…» – так Ремезовская летопись рассказывает о замысле похода Ермака в Сибирь.

Текст: Алексей Макеев, фото предоставлено автором.

Численность дружины, собравшейся под командой Ермака идти в Сибирь, достоверно неизвестна. То ли 540, то ли 840... Большинство историков сходятся на том, что их было около тысячи человек. Ясно, что Ермак вряд ли собирался завоевывать Сибирь такими скромными силами, к тому же каких-то точных сведений о воинстве Сибирского ханства на Руси не было. Скорее, задача состояла в том, чтобы показать сибирскому хану Кучуму, что на Руси есть сила, способная дать отпор набегам на пермские земли. Снарядили дружину купцы и солепромышленники Строгановы – богатейшие пермские предприниматели.

Знамя дружины Ермака, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля
Знамя дружины Ермака, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля

О самом Ермаке Тимофеевиче по прозвищу Токмак мало что известно. «Вельми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власами прикудряв, возрастом середней, и плоск, и плечист» – так описывает покорителя Сибири Ремезовская летопись.

Вероятнее всего, Ермак был участником Ливонской войны – так же как и большинство его атаманов и казаков. Вооружение для тех лет у казаков было вполне современное: ружья, пушки, пищали, сабли, кольчуги. Разрозненные и разноплеменные отряды ханства поначалу не смели оказывать сопротивление такой боевой дружине.

Казаки шли по рекам на ладьях-стругах, перетаскивая их волоком через протоки и перешейки. Через «Камень», как тогда называли Уральские горы, струги тащили «на себе». Из реки Чусовой – в Тагил, из Тагила – в Туру…

Так, наверное, сами того не ожидая, казаки весной 1582 года дошли до низовьев Туры и после первого серьезного сражения заняли Чинги-Туру – старую столицу Сибирского ханства, а до того – главный город Тюменского улуса Золотой Орды. Почти четыре века Чинги-Тура была торговым и культурным центром Западной Сибири. Теперь на ее месте стоит Тюмень. Предполагается, что во время похода Ермака Чинги-Тура лежала в руинах, хотя летопись рассказывает о богатствах города, доставшихся казакам…

Портрет Ермака Тимофеевича работы неизвестного художника. Конец XVIII — начало XIX века
Портрет Ермака Тимофеевича работы неизвестного художника. Конец XVIII — начало XIX века

ЧЕРЕЗ ТУРУ В ИРТЫШ

Из Тюмени и началось мое путешествие по следам Ермака. Дорога извивалась сначала вдоль Туры, затем – Тобола. Реки прорезали желтеющие поля пшеницы и зеленые луга, подкрашенные малиновым иван-чаем; промелькнул длинный подвесной мостик через Тобол… По этим же рекам шли казаки Ермака из Чинги-Туры в столицу ханства – Искер. В те времена берега были малонаселенные, но близость ханской столицы сказывалась: казаков то и дело обстреливали с берега. Теперь деревни по берегу идут одна за другой… О великом походе ничего не напоминает. Зато попался Дом-музей Григория Распутина в селе Покровском. Известный «старец» вырос здесь, в 1914 году в родном доме его пыталась убить Хиония Гусева, ударив ножом в живот. Впрочем, собственно от дома Распутина сохранились одни наличники.

Напротив Тобольска Тобол впадает в Иртыш, который, в свою очередь, вливается в Обь. Левый берег Иртыша низкий и болотистый, а правый вздымается отвесным обрывом на несколько десятков метров – словно «Великая сибирская стена» петляет в обе стороны до горизонта. «Стена» желто-зеленая: по ее песчаному обрыву сползают полоски травы. Незыблемо смотрятся на «стене» огромные буквы «Тобольск» у моста через реку.

Михаил Степанович Знаменский, художник, археолог, этнограф, писатель, внесший огромный вклад в сохранение культурного наследия Сибири
Михаил Степанович Знаменский, художник, археолог, этнограф, писатель, внесший огромный вклад в сохранение культурного наследия Сибири

Согласно летописи, 23 октября 1582 года возле устья Тобола под крутым берегом Иртыша и произошла решающая битва дружины Ермака с сибирским ханом Кучумом. Потчеваш, Чувашский мыс, Чувашская гора, Чувашский городок – так это место называли в разные времена и в разных источниках. Находится он на восточной окраине Тобольска – в нижнем посаде. Добраться туда не составляет труда.

ЗАГАДКА ЧУВАШЕЙ

Когда мы подкатили к «чувашскому» берегу, накрапывал дождь, а над Иртышом поднимался пар. Местность тут глухая: старая промзона, заборы исписаны граффити, а к Потчевашу хорошей дороги нет – нужно идти километр по берегу. На пустынном берегу мне встретился только мальчик, он выловил из реки кусок лески с яркой блесной и предлагал мне ее купить.

Мыса в географическом понимании здесь никакого нет – видимо, он давным-давно обвалился в реку. А вот откуда взялись в Сибири чуваши?

На эту тему исследователи ломают голову не одну сотню лет. Одни считают, что «Пот чеваши» на языке местных хантов означает «прибрежное селение». Первый археолог Тобольска, Михаил Степанович Знаменский, переводил это название как «олений городок», в качестве доказательства представляя множество оленьих рогов, найденных на берегу.

Согласно Ремезовской летописи, задолго до Ермака чувашей привез сюда из Казани сибирский хан. Переселенцы выстроили на берегу укрепленный городок, который, по всей видимости, и атаковали русские казаки.

Ремезовская летопись (она же краткая «Кунгурская» или «Тобольский летописец») – единственный подробный источник о походе Ермака. Тобольский энциклопедист Семен Ремезов составил ее в самом конце XVII века. В ней сообщается много сведений, которые отсутствуют в других, более ранних летописях. По этой причине историки относятся к сообщаемым в ней фактам осторожно. Ремезов щедро сдобрил книгу фольклором. То и дело на страницах появляются знамения о предстоящих событиях, видения перед сражениями, языческая жертва-гадание, проводимая татарами. Считается, что источником для Семена Ремезова послужили рассказы отца – казачьего сотника Ульяна Ремезова, лично знавшего участников похода Ермака.

В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 год. Великий художник сам побывал на Чувашском мысу и живо изобразил взятие "Великой сибирской стены"
В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 год. Великий художник сам побывал на Чувашском мысу и живо изобразил взятие "Великой сибирской стены"

БИЛИСЬ НЕОТСТУПНО

«И бысть брань великая октября в 23 день, – рассказывает летопись о решающей битве, – дрались врукопашную, секуще противников своих… Оружия же не было у кучумлян, только луки и стрелы, копья и сабли. У чувашей же было две пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их с горы в Иртыш. Кучум, стояше на Чувашской горе, и видя многое падение своих, зелно плакашеся сам и все неверные, повелел агунам и абызам своим взывать с мольбою к кумирам, но спали боги их. И оказался беспомощен и опозорен, тесним невидимою Божию силой, и задумал бежать. А бились три дня без сна неотступно».

Что касается истории с «чувашскими пушками», не одно поколение любителей старины пыталось их найти. Однако историки скептически относятся к этому. У татар не было огнестрельного оружия; стоило оно дорого, нужен был порох. Да и преимущество этого вида вооружения тогда не все понимали. Бытовала поговорка: пока русский из пищали выстрелит, татарин в него пять стрел пустит. Во времена Ермака, правда, уже была отработана тактика линейного боя – сражавшиеся отстреливались линия за линией, чтобы огонь велся непрерывно.

Явление "белого зверька" перед боем на Чувашском мысу и само сражение. Иллюстрация из Ремезовской летописи
Явление "белого зверька" перед боем на Чувашском мысу и само сражение. Иллюстрация из Ремезовской летописи

По преданию, в битве на Чувашском мысу погибло 107 казаков. О месте их захоронения никаких сведений нет. В дореволюционном Тобольске в память о погибших на первой неделе Великого поста ежегодно служили панихиды. Сейчас памятное место тоболяки не особо жалуют. Никаких информационных знаков нет. В свое время под горой была промзона и свалка. Не так давно один влюбленный выкопал на склоне лопатой гигантские буквы – имя своей возлюбленной. Вандала, правда, призвали к ответу – история получила большой резонанс в городе, и полиция «художника» нашла.

В 2014 году на вершине Чувашской горы установили 7-метровый деревянный крест. Сначала показалось, что мне до него не добраться. И в сухую погоду, чтобы забраться на гору по крутой тропинке, нужна соответствующая обувь, а во время дождя вряд ли получится добраться хотя бы до половины холма. Но все-таки не зря я карабкался по грязи: с высоты видно, что под горой стоит… бревенчатый «городок», какие ставили казаки Ермака. Частоколом обнесены избы, сараи, мельница, небольшая церковь… Вид очень реалистичный, а сквозь щели бревенчатой стены непрерывно свистит ветер. Вот, оказывается, как поет частокол. Хотя, скорее, воет.

В «городке» не видно ни одного человека – везде трава по пояс. Все это декорации, сохранившиеся после съемок фильма «Тобол» в 2019 году. После съемок «городок» остался как туристическая достопримечательность и место проведения праздников.

ГДЕ-ТО НА РАВНИНЕ

Декорации декорациями, а что действительно встретил Ермак на Чувашском мысу? С этим вопросом я обратился к археологу Тобольского музея-заповедника кандидату исторических наук Игорю Балюнову.

«Первые археологические раскопки Потчеваша проводил в 1878 году Михаил Знаменский, – рассказывает Игорь Валерьевич. – Промышленник Сидоров выделил на это 2 тысячи рублей – огромную сумму. В те времена полагали, что на месте боя находилась ставка Кучума. Знаменский нашел следы поселения, сотни разных предметов, в том числе наконечники стрел. В дальнейшем коллекция была куплена Томским университетом и до сих пор там находится. Знаменский определил городок как татарский, что, конечно, было ошибкой – предметы относились к местным угорским народам. Более поздние раскопки это подтвердили. Причем поселение там существовало в раннем Средневековье, а во времена похода Ермака уже давно пустовало. Следов боя русских с татарами никаких не найдено. Да это и очень непросто. Во-первых, берег осыпается в реку и городок частью находится под водой. Участников боя было немного: тысяча казаков и не более 2 тысяч воинов Кучума – ни о каких 15 тысячах, как значится в Ремезовской летописи, речь идти не может. И сражение вряд ли длилось долго. Доспехи были дорогие – на поле битвы ничего не оставляли.

Кроме того, там с самого появления Тобольска была переправа, склады, магазины, полигон у местного гарнизона, там распахивали землю. То есть место очень обжитое, потому ничего и не сохранилось. А если обратиться к военной стратегии, то принимать бой там было опасно – над казаками нависала высокая гора, делавшая их очень уязвимыми». Наша беседа проходила на высоком холме Тобольского кремля. На вопрос, где же тогда находится вероятное место битвы, Игорь Балюнов указал на простирающийся под холмом нижний посад: «Где-то здесь на равнине».

Сад Ермака — любимое место отдыха тоболяков уже почти двести лет
Сад Ермака — любимое место отдыха тоболяков уже почти двести лет

САД ЕРМАКА И «ЕРМАКОВО ПОЛЕ»

Получается, 16-метровый мраморный обелиск, посвященный Ермаку, на краю Чукманского мыса над нижним посадом по соседству с кремлем стоит вполне уместно. Посвящение на обелиске немногословное: «Покорителю Сибири Ермаку. 1581. Воздвигнут в 1839 году». Если присмотреться, то можно заметить, что цифра «9» в последней дате выглядит как-то кривовато. Причиной тому не рука вандала. Изначально на обелиске стоял 1837 год. Но поставить его смогли только год спустя, а открыли – в 1839-м. Для исправления года предлагался целый проект по обтески граней обелиска. Губернатор Западной Сибири Петр Горчаков выбрал более легкий способ – «исправить надписи вставками»…

Обелиск – единственный дореволюционный памятник Тобольска. В советском городе мемориал Ермаку пришелся ко двору, его лишь дополнили захоронением «Комсомольцев Гражданской войны» и памятником с большой красной звездой на черном граните. Уже в наше время здесь благоустроили Сад Ермака, а под стелой на краю холма возвели… амфитеатр. На сцене заводной аниматор проводил гимнастические упражнения с детьми. Родители выступали в роли зрителей. Что ни говори, удачное место для концертов и представлений: заскучал – подними глаза выше сцены и любуйся панорамным видом на Иртыш и Старый город.

Совсем недавно в Тобольске появился и первый скульптурный памятник Ермаку. Находится он в парке «Ермаково поле», расположенном на том же высоком берегу, что и Потчеваш, в паре километров выше по течению Иртыша. Бронзовый Ермак стоит при входе в парк. В еще невиданном доселе образе, впрочем, вполне реалистичном: с ружьем наперевес. Больше ничего, несмотря на претензионное название, относящегося к Ермаку в парке обнаружить не удалось. Парк больше позиционируется как ботанический сад. Место очень тихое. Сюда приходят уединиться под соснами над обрывом, полюбоваться просторными видами на Иртыш. Хорошо просматривается и устье Тобола, можно представить, как казаки входили в Иртыш, где могли остановиться, где могли дать бой.

Скульптура покорителя Сибири в парке "Ермаково поле". Под дождем атаман смотрится особенно неустрашимо
Скульптура покорителя Сибири в парке "Ермаково поле". Под дождем атаман смотрится особенно неустрашимо

В парке помимо сотен редких растений стоят арт-объекты на любой вкус: беседки, мостики, ангел над обрывом, памятники знаменитым тоболякам, целый «лес» скворечников, полуголая «баба плодородия», сидящая на тыкве с корзиной овощей… Имеется Дмитриевская церковь, где, как говорят, служат панихиды по Ермаку и его дружине. Посвящение храму дано со смыслом: Ермак победоносно вошел в Искер 26 октября, в День памяти великомученика Димитрия Солунского. Город также называли «Кашлык» и «Сибирь» – именно он дал имя восточным землям России, простирающимся далеко за Иртыш.

В отличие от места решающего сражения в местоположении Искера нет никаких сомнений: столица ханства стояла на высоком берегу Иртыша в 15 километрах вверх по течению от Чувашского мыса…

"Археологические поиски следов Ермака на Иртыше еще будут продолжаться", — уверен Игорь Балюнов
"Археологические поиски следов Ермака на Иртыше еще будут продолжаться", — уверен Игорь Балюнов

ГОРОДИЩЕ-КЛАДБИ́ЩЕ

Дорога из Тобольска подходит почти к самому Искеру. Новенький указатель «Кучумово городище (Искер)» не даст ошибиться. От асфальтированной дороги по траве идти всего пару километров. Собственно древнего городища здесь почти не осталось: через несколько лет после похода Ермака Искер был покинут населением, он безудержно сползал в Иртыш – осыпи его окончательно уничтожили. Сейчас это место правильнее называть не городищем, а кладби́щем. Уцелевший высокий берег, прилегающий к Искеру, занимает кладбище «Сибиряк». Обычный сельский погост с редкими крестами и множеством угловатых советских надгробий. Мусульманские активисты разбавили однообразие «мавзолеями почтенных шейхов» – почитаемых проповедников Сибирского ханства. А также построили большую мечеть с золоченым куполом и минаретами.

Последние годы городище возрождают как мусульманскую святыню-астану. «Мавзолеи» – правильнее сказать «приземистые кирпичные обелиски» – символические, сделаны в память о мавзолеях Искера, где действительно покоились именитые шейхи. На праздники мусульманские общины приезжают сюда для совместных молений. Традиция эта древняя. В 1675 году по пути в Китай русский посланник Николай Спафарий увидел Искер как «пустой городок и шанцы Кучюма, царя Сибирского <...> толко тобольския татары для воспоминания нечистые их веры магмецкие обновили преж сего и ныне обновляют мечеть, в которой по их нечистой вере приходяще действуют». Два века спустя Михаил Знаменский стал свидетелем гибели Искерской астаны: «До 29-го мая 1881 года, – писал он, – там стояла небольшая молельня, но в этот день, по словам одних, от неосторожности – а по словам других, по злобе – загорелся Преображенский лес, и он, и памятники татарские уничтожились. Тяжелое чувство охватило нас при виде черных обгорелых стволов с поднятыми вверх ветвями, словно воздетые руки к небу с молитвой: да ниспошлет оно русскому человеку более бережливости к своему природному богатству».

Мечеть в Искерской астане — одна из крупнейших в Сибири в сельской местности
Мечеть в Искерской астане — одна из крупнейших в Сибири в сельской местности

Брошенную столицу Сибирского ханства, конечно, разграбили, но и археологам многое осталось. Найти следы Ермака в Искере пытались с начала XVIII века. Археологические исследования велись в основном на любительском уровне, но именно благодаря им удалось спасти тысячи артефактов. Первый план Искера составил Семен Ремезов в 1703 году. Вообще-то здесь он оказался в поисках места для строительства завода по производству селитры. Завод на городище он, слава богу, строить не предлагал, но заброшенный город подробно записал и зарисовал. Игорь Балюнов утверждает, что это была первая в России съемка археологического памятника.

Дмитриевская церковь в парке "Ермаково поле" выстроена на холме — все здесь в духе храма Покрова на Нерли
Дмитриевская церковь в парке "Ермаково поле" выстроена на холме — все здесь в духе храма Покрова на Нерли

Записи экспедиций разных времен дают понять скорость, с какой Иртыш смывал Искер. В начале XVIII столетия ширина площадки городища составляла 107 метров, век спустя – 85 метров, в 1881 году – 32 метра, в 1915-м – 25 метров, в 1988-м – 10 метров. «Искер мы в последний раз раскапывали в 2008 году, – рассказывает Игорь Валерьевич, – там остался крохотный мыс, на котором уже опасно работать. Под обрывом порой и копать не надо – когда Иртыш мелеет, вода обнажает осыпавшийся культурный слой. В прошлом так часто и поступали собиратели древностей. Первые масштабные раскопки Искера провел в 1880–1881 годах все тот же Знаменский. Он собрал около 1500 предметов из различных металлов, керамики, стекла, кости. Но в коллекции нашего музея их нет. Часть его находок купили музеи Томска и Омска, а в самом конце XIX века, уже после смерти Знаменского, наследники продали основную коллекцию в хельсинкский музей, где они находятся до сих пор. Согласно описанию, это 2736 предметов, половина из которых имеет искерское происхождение.

Знаменский был хорошим художником и многие предметы зарисовывал – по рисункам мы можем судить о некоторых находках, но серьезным исследованием финской коллекции до сих пор никто не занимался».

Наверное, примерно так выглядел легендарный Карачин-городок, возведенный покорителями Сибири. Декорации фильма "Тобол" у Чувашского мыса
Наверное, примерно так выглядел легендарный Карачин-городок, возведенный покорителями Сибири. Декорации фильма "Тобол" у Чувашского мыса

ЯМА КОСТЕЙ И ЗНАК С КОЛЬЧУГИ

«Коллекция Тобольского музея начала складываться из частных коллекций, – продолжает Игорь Балюнов. – В частности, несколько раз дарил искерские предметы тобольский дворянин Иннокентий Бутаков. У него рядом с Искером была заимка, он жил там и в свое удовольствие археологией занимался. Правда, первую свою коллекцию в 1894 году Бутаков отправил не в музей, а цесаревичу Николаю Александровичу. Наследник престола вернул предметы в Тобольский музей и взял над ним свое покровительство. С того времени наша коллекция стремительно пополнялась. Раскопки 1915 года принесли в собрание музея около 300 предметов – это были первые официальные раскопки Искера, разрешенные Императорской археологической комиссией. Руководитель экспедиции, консерватор музея Василий Николаевич Пигнатти, по образованию был филолог. Раскопки проводились не самым профессиональным образом, но Василию Николаевичу благоволила удача. А в 1993 году археологи нашли в Искере от него «послание» – почти 7500 костей животных и каменные изделия, сваленные в одну яму. На дно Пигнатти положил бутылку с запиской. Василий Николаевич хоть и не был археологом, но понимал, что груда не нужных в его время костей может открыть новые горизонты для исследователей будущего. Поэтому он их не выбросил. Здесь мы имеем дело с самым ранним в России случаем захоронения костных предметов для археологов.

План "Кучумова городища", снятый Семеном Ремезовым в конце XVII века
План "Кучумова городища", снятый Семеном Ремезовым в конце XVII века

Пигнатти хорошо выделил русский комплекс своих находок. Это свинцовые пули, фрагмент ствола пищали, шомпола, оружейные кремни, нательные кресты, пулелейки, детали фитильных ружей. С учетом того, что русские после Ермака в Искере не жили, можно утверждать, что это следы именно покорителей Сибири. Дружина Ермака была, скорее всего, вооружена именно фитильными ружьями – кремневые тогда только появлялись. Найдены были и русские серебряные монетки-чешуйки. Хотя они не все относятся к Ермаку. На монетах имеются отверстия, говорящие о том, что их носили женщины в качестве украшений.

Высокий берег Иртыша притягателен всюду — вид на сибирские просторы меняется при каждом изгибе реки, при разном наклоне солнечных лучей
Высокий берег Иртыша притягателен всюду — вид на сибирские просторы меняется при каждом изгибе реки, при разном наклоне солнечных лучей

Тогда же появился и самый загадочный предмет – знак-бляшка с кольчуги Ермака. Согласно Ремезовской летописи, царь Иван Грозный прислал Ермаку кольчугу воеводы Петра Шуйского, погибшего в 1564 году. После смерти Ермака кольчуга попала к татарам, затем ее отбили русские казаки, и сейчас она хранится в Оружейной палате Московского Кремля. В советское время историк Сергей Бахрушин сопоставил знак на кольчуге с находкой в Искере и заключил, что они идентичны – бляшку мог обронить сам Ермак. История находки, надо сказать, темная. Пигнатти пишет, что знак ему отдал местный крестьянин. Мы, исследовав переписку, обнаружили, что этот предмет сдал в музей еще Бутаков…

Пигнатти также нашел предметы быта местных народов – глиняные пряслица и фигурки животных. Он предположил, что до Искера на этом месте стоял остяцкий городок. Была еще версия о чудском городке, жители которого скрылись под землей. Для науки того времени вполне нормально было так рассуждать: чудь белоглазая, узнав о татаро-монгольском нашествии, ушла под землю. На самом деле фигурки животных относятся к раннему железному веку.

Знак-бляшка с кольчуги Ермака. Надпись извещает: "Князя Петра Ивановича Шуйскова"
Знак-бляшка с кольчуги Ермака. Надпись извещает: "Князя Петра Ивановича Шуйскова"

Основная масса находок Искера, естественно, татарские предметы. Однако на вопрос о том, как жили в Искере, ответить очень сложно. Ни одной жилой постройки не сохранилось. Были раскопаны две полуземлянки – рыбака и ювелира. В одной найдены остатки глинобитного очага-чувала, множество рыбьих костей и чешуи, грузила сетей; в другой – формы для литья, металлические шлаки и женские украшения. Надо сказать, в науке до сих пор идет дискуссия: был ли Искер по-настоящему городом и постоянным местом жительства хана Кучума? Есть предположение, что хан основное время проводил в степях, а сюда являлся только ясак (натуральный налог пушниной у народов Севера. – Прим. авт.) собирать. Археология показывает, что здесь жили женщины, дети; было производство: бронзолитейное, кожевенное, косторезное. Знаменский нашел кирпичи, вероятно, оставшиеся от мечети. То есть Искер можно считать вполне серьезным средневековым городом – в большей степени местом жительства знати. Сами татары в городах не нуждались – наверное, поэтому других городов здесь не найдено».

СИБИРЬ – ЭТО ПРОСТОР

Искер имел почти треугольную форму: с двух сторон он обрывался крутыми берегами рек, а с дороги город защищали несколько рядов валов и рвов. «Сибирская стена» делала Искер неприступным – попытки штурма города неизвестны. Сейчас идти туда, под осыпающийся берег, дело опасное – сам станешь «посланием» для археологов. А картины, увиденные Ермаком с холма Сибири–Искера, доступны и отсюда. За высоким иван-чаем и тонкими березками уходят за горизонт дали заливных лугов, полей, лесов, изгибов реки… Широчайший простор. Сибирь – это простор!

Перезимовав в Искере, дружина Ермака отправилась покорять эти сибирские просторы. Ремезовская летопись сообщает, что летом 1583 года казаки шли на север – вниз по Иртышу до Оби, беспрерывно сражаясь с татарами и хантами. Состоялся ли такой поход в реальности? Историки спорят до сих пор, к тому же некоторые летописи этого не подтверждают. Более того, Ремезов называет предводителем похода полусотника Богдана Брязгу. В других источниках говорится, что Брязга погиб в декабре 1582 года недалеко от Искера.

В верховьях Иртыша археологи пока не нашли следов присутствия казаков Ермака. Да и вообще они нигде не найдены, кроме Искера. Даже форпост казаков, Карачин-городок, где Ермак, вероятно, провел больше времени, чем в Искере, – загадка. В последний раз село Карачино недалеко от устья Тобола исследовали тюменские археологи в 2014 году, но раскопали лишь следы русской деревни XVIIIвека.

Все летописи единодушны в одном: Ермак ходил от Искера вверх по Иртышу. Туда я и отправился…

Окончание следует.