«Большая советская энциклопедия» говорит об этом следующее: «Атеизм (франц. atheisme, от греч, а — отрицательная частица и theos — бог; буквально — безбожие), отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии».
Как пишет Вахитов Р.Р. в статье "Христианство без Бога", ..."хуже определения, по-моему, нет. По той причине, что оно содержит в себе логическую ошибку, которая называется «отрицательное определение». Всякий, кто изучал курс формальной логики, знает, что определение должно отражать существенные свойства определяемого предмета, то есть должно содержать утверждение, а не отрицание. Высказывание: «цирк — это не кино», конечно, формально верно, но оно ничего не сообщает нам о существенных чертах цирка. На примере атеизма это видно особенно ярко".
Так что же такое атеизм? Какими существенными признаками, свойствами он обладает? Откуда произошел и к чему стремится? Есть ли у него будущее?
В современном обществе атеистов зачастую отождествляют с агностиками (не утверждают, а сомневаются) и антиклерикалами (противники власти духовенства). Это ошибочное мнение и определение, выраженное на ateism.ru, звучит так: "Атеизм является не «простым неверием в Бога», а представляет собой мировоззрение, включающее в себя научные, моральные и социальные основания для отрицания существования Бога и философию жизни без Бога".
Оставив в стороне такие основы атеизма как натурализм, рационализм, прогрессизм, весьма спорное и, разумеется, не законченное естественнонаучное постижение мира, хотелось бы рассмотреть другой важный аспект атеизма - моральные (нравственные) основания для отрицания существования Бога. На том же ресурсе заявлено: "Атеизм, основываясь на принципах светского гуманизма, утверждает первостепенное значение человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре".
В философии этот тезис называется антропоцентризмом. Суть в том, что человек является частью природы, но при этом, как обладатель разума и личности, представляет высшую ценность и именно эта ценность человеческого бытия превыше всего. Если коротко, то человек важнее Бога.
При этом основная сила научного атеизма, как утверждают его адепты, направлена не столько на критику самой религии, а на то, чтобы утвердить здоровые основы общей духовной жизни всего общества, а также каждого человека.
"Проблемой 19 века была смерть Бога. Проблема двадцатого века - в смерти человека" Эрих Фромм, "Здоровое общество".
Мысль о смерти Бога была впервые высказана Фридрихом Ницше, философом конца девятнадцатого века. Примерно в то же время Достоевский писал в "Братьях Карамазовых": "Если Бога нет, то все дозволено". С религиозной точки зрения вывод Достоевского очень логичен: если нет Бога, то кто может мне что-нибудь запретить?
Бертран Рассел, философ-атеист, осознавая опасность субъективной нравственности, независимой от Бога говорил, что ему трудно поверить, что жестокость недопустима лишь потому, что я так решил. Прожив долгую жизнь, Рассел так и не смог найти другие основания для осуждения жестокости, кроме того, что жестокость ему просто не нравится. К сожалению, многим людям она очень даже нравится.
Природа нравственности, морали.
Одного человека спросили "Кто самый ужасный человек на свете?". "Тот, кто отрицает Создателя". "Почему?" "Чти отца и мать свою; не убий; не укради; не лжесвидетельствуй, не возжелай жены ближнего твоего... Эти законы можно отвергнуть, лишь отвергнув их источник - Бога".
Попытка современных убежденных атеистов вырвать моральные принципы из их (базирующегося на Священных Писаниях) религиозного контекста, основана на уверенности, что можно жить своей жизнью придерживаясь неких "гуманистической этики" или "общечеловеческих ценностей".
У. Герберг называет это "культурой сорванных цветов". Сорванные цветы сохраняют красоту и аромат лишь до тех пор, пока в них остается жизненная сила их корней. После того как эта сила иссякает они увядают и умирают. Так же со свободой, братством, правосудием и достоинством отдельной личности - ценностями, которые составляют основу нашей культуры. Без жизненной силы, содержащейся в вере, из которой они произросли, они не обладают ни смыслом, ни стойкостью.
Нравственность, не укорененная в Боге - это дом на песке, который не может выстоять под грубым натиском идеологий, давления силы и собственных желаний. Атеисты ничего не могут ответить на вызов Ницше: если Бог мертв, то кто имеет право говорить нам, что разрешено, а что запрещено? В таком случае скотоложство может быть под запретом только в случае нарушения прав животных. И все? А если они не против?
Популярным аргументом против религии является тот факт, что во имя веры было совершено множество злодеяний, где вера равна невежеству.
У евреев есть старинная пословица: "Если извозчик не перекрестился, проезжая мимо церкви, сейчас же слезай с этого экипажа". И это не вопрос теологии, а вопрос личной безопасности. Еврей понимал, что религиозность христианина - хоть какая-то гарантия его порядочного отношения к окружающим. Любая религия лучше, чем никакой религии вообще.
Считается что Вольтер - убежденный атеист, вольнодумец и насмешник, как-то сказал: "Я хочу, чтобы мой адвокат, портной, камердинер, даже моя жена верили в Бога. Тогда меня будут реже грабить и обманывать". При этом он считал атеизм допустимым только для интеллектуалов.
Фрейд также считал, что интеллектуально развитым личностям присуща нравственность даже если они не верят в существование Бога. В 1927 году в работе "Будущее одной иллюзии" он писал, что в то время когда люди с низким интеллектом нуждаются в религии, чтобы поддерживать должный уровень нравственности "цивилизации нечего бояться образованных людей... У них замена религиозных мотивов цивилизованного поведения другими (светскими) мотивами пройдет безболезненно".
Через десять лет Фрейд сам увидел, что цивилизации стоит бояться образованных людей не меньше, чем необразованных. Его "интеллектуалы" соотечественники из Германии и Австрии проявили не больше моральной силы или мужества чем любая другая группа населения. Многие врачи и профессора приняли участие в нацистских зверствах. Например, после Второй Мировой войны 24 руководителя(!) айнзатцгрупп, проводивших массовые расстрелы на оккупированных территориях СССР, были отданы под суд. Среди них - девять адвокатов, два экономиста, архитектор, профессор, директор банка, школьный учитель и врач. Таким образом, мы видим, что наличие высокого интеллекта не является условием для наличия морали и нравственности.
Атеисты в настоящее время воспринимаются многими как люди, имеющие здравый ум, свободные, просвещенные, образованные, культурные, прогрессивные, цивилизованные и современные. У атеистов имеется только один авторитет в знаниях — современные официальные научные данные (кстати, весьма переменчивые за последние 500 лет).
Атеизм - языческая религия?
Некоторые люди считают что язычество - это поклонение статуям, силам природы, деревьям, камням, тотемным животным. С точки зрения христианства язычником является любой, ценящий что-то выше Бога и Его заповедей. Человек, говорящий "Родина превыше всего" и поэтому поступающий вопреки установленной Богом нравственности - идолопоклонник. Предоставляя государству право поступать плохо, когда Бог требует поступать хорошо, он считает, что его страна важнее Бога.
К сожалению, язычество в современном мире ищет и находит прибежище в поклонении реальным и весьма значимым ценностям, таким как "народ", "семья", "патриотизм", "человеколюбие", "литература", "искусство", "образованность". Все эти ценности могут превратиться в "богов", если человек станет их ценить превыше всего остального. Люди, выступавшие за помилование Ефремова, лишь на том основании, что он великий актер - идолопоклонники. Видимо они считают, что великие деятели искусства находятся по ту сторону добра и зла. Хороший актер - это прекрасно, но такой взгляд - язычество.
Язычество выходит из мрака и начинает сиять новыми красками, когда мы сильно восхваляем и превозносим даже хорошую идеологию или мировоззрение. Свободолюбие, братство, равенство возможностей, просвещение, образование, культура, нравственность все, что постулирует атеизм в качестве своих основ, вне Бога неизменно становятся идолами, объектами поклонения и обожания.
Что говорит Библия
Человеконадеяние - грех против первой и второй заповеди, состоящий в том, что люди более надеются на свой разум, свои способности и силы, или на других людей, а не на милость и помощь Божию. Пр. Иеремия говорит об этом в следующих словах: "проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа" (Иер. 17:5).
"Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него". (1Кор.8:2,3).