Речь в статье пойдет об ООО «Тинькофф Банк» и о том, как быстро он набрал обороты. Он сфокусирован полностью на дистанционном обслуживании, не имея при этом розничных отделений.
(Статья не является рекламной)
По состоянию на октябрь 2020 года «Тинькофф Банк» занимает 16-е место по объёму активов и 14-е – по собственному капиталу среди российских банков.
История появления и развития
Кредитная организация Tinkoff Bank существует с 2006 года. За это время ее название не раз появлялось в российских и иностранных новостях, а создатель банка Олег Тиньков дал журналистам десятки интервью.
Логично, что за информацией о рождении и развитии популярного нынче бренда нужно обращаться непосредственно к его владельцу. Такая возможность есть, поэтому можно обратиться к книге Олега «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире», в которой руководитель подробно рассказал о появлении и развитии своего детища.
Все началось с пива
История бренда Tinkoff началась в 1998 году, когда в Санкт-Петербурге открылся первый в России ресторан-пивоварня. Изначально бизнесмен хотел объединить свои заведения под маркой «Наше пиво».
В 1990-е годы никто особо не афишировал свои имена, чтобы не отвечать на лишние вопросы и не делиться прибылью с посторонними людьми. Но использовать обезличенный бренд Олега переубедил поставщик из Германии, который сослался на традиции ведения дел в его стране:
«Если ты хозяин бизнеса, то смело называй его своим именем».
Бизнесмен согласился с немцем и запустил марку с видоизмененной фамилией «Тинькофф». Такой нестандартный подход привлек потребителей.
- Уже в 2000 году бренд был известен по всей стране.
- В 2003 году открылся собственный завод по производству бутылочного пива.
Некоторые из читателей смогут вспомнить откровенную и дерзкую рекламу под слоганом «Он такой один. "Тинькофф"». Благодаря ей компания стала достаточно известной
Банковское дело
- В 2005 году пивной бизнес был выкуплен холдингом InBev, а Олег начал генерировать новые идеи для проектов. Так предприниматель решил заняться банковским делом, сохранив предыдущую торговую марку.
Изначально проект назывался «Тинькофф кредитные системы». Когда список услуг расширился, наименование сменили на «Тинькофф-банк».
Реклама
- К 2010 году у компании появилась возможность рекламироваться через Интернет. Но в первое время организация ограничивалась письмами для клиентов по почте, денег на другие каналы раскрутки не хватало. Уже тогда было решено, что банк будет коммуницировать с публикой в дерзкой, хулиганской, где-то наглой и непривычной пользователям финансовых услуг манере.
Так появился рекламный ролик на музыку Виктора Цоя «Дальше действовать будем мы». В нем свободные люди, открытые online-пространству противопоставлены глупым манекенам, которые не пользуются Интернетом.
Слоган надолго закрепился за инновационным банком, он активно использовался в рекламе продуктов как составной элемент призывов воспользоваться той или иной онлайн-услугой.
К примеру: «Оставь заявку на Tinkoff.ru, а дальше действовать будем мы».
Посыл Тинькова и его банка
Почему для большинства людей дежурный поход в отделение банка страшнее, чем визит к стоматологу или знакомство с родителями жениха/невесты?
Не стоит углубляться в потребительскую психологию, чтобы это понять, достаточно вспомнить реальный опыт – свой или близких..
..серые офисы в неказистых зданиях, скудный интерьер, сотрудники с натянутыми улыбками (хотя некоторые не стесняются хамить посетителям чуть ли не с порога).
..кипа бумажек, среди которых легко потеряться, как Алиса в кроличьей норе.
..но самое «любимое» – это, безусловно, нескончаемые очереди в лучших традициях романов Кафки.
На этом стереотипном представлении и сыграли «Тинькофф», причем весьма удачно.
Тиньков озвучил свой посыл о том, что человек должен тратить время на работу, отдых и развлечения, а не стоять в пробках и очередях в попытке добраться до банковского отделения. Также он призвал коллег обратить внимание на зарубежный опыт, где уже давно многие операции переведены на удаленный режим.
Полная «дистанционка»
Тиньков первый настроил систему директ-маркетинга, рассылая предложения завести кредитную карту по почте. При этом у «Тинькофф» нет физических отделений. Обслуживание клиентов полностью переместилось в режим онлайн.
«Тинькофф» получил сотни плюсов к карме в сознании потребителей только за то, что избавили их от необходимости идти в банк. Многие знают, что после оформления карты online, приедет сотрудник туда, куда ему назначат встречу, и привезет карту (лично я сама пользуюсь картой и более, чем просто довольна).
Слоган
- В 2016 году внутри банка шли обсуждения о смене слогана. Тогда было решено оставить его как основной, а для отдельных продуктов создавать свои – более подходящие.
Так появились «Все авиалинии – одна карта» для All Airlines, «Только вперед!» для шоу «Голос» (выступают там спонсором) и другие.
Еще одна дерзкая реклама
- В 2016 году компания вернулась на ТВ, чтобы закончить формирование бренда Тинькофф-банка.
В этот раз они обратились к велосипедной теме. Участие в ролике принял двукратный чемпион мира по велоспорту Петер Саган. Задумка по слогану была следующей: «Мы не изобрели велосипед, мы изобрели банк». Такая фраза родилась на обеде с режиссером Олегом Компасовым. И придерживаясь того же дерзкого стиля, компания провозгласила себя самым большим online-банком в мире из России.
Важнейшая составляющая имиджа
Чтобы привлечь еще больше клиентов, было решено заключить контракт с популярным человеком, имеющим позитивный имидж. Таким оказался Иван Ургант. В рекламе последних лет много его и его соратников по цеху – Дмитрия Хрусталева, Аллы Михеевой, Александра Гудкова.
Основная задача владельца Tinkoff Bank сейчас
Развитие и поддержание доверия к бренду. Планируется развивать рекламу также в сегменте потребителей старше 35 лет. Пока что среди них бытует мнение, что Альфа-Банк, к примеру, надежнее компании Тинькова. Именно поэтому он собирается работать в направлении создания более убедительного, основательного и доверительного бренда.
Подытожу
В наши времена постоянных кризисов, нестабильного курса валюты и пандемии доверие к банкам становится все ниже, а конкуренция наоборот – растет с каждым годом.
Тинькофф банк смог меньше чем за 20 лет не только закрепиться на рынке, но и стать одной из лидирующих банковских компаний, смог создать себе имидж дерзкий, инновационный со своим подходом к ведению бизнеса.
Их главная мысль, прошитая красной нитью:
мы НЕ такие, у нас НЕТ такого, отказались БЮРОКРАТИИ
Да, банк, как и сам Олег Тиньков, создает впечатление очень яркого экстраординарного, эксцентричного и идейного банка, а главное – надежного.